Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Роль семейной среды в формировании индивидуальных различий депрессий у подростков ID работы - 615202 психология (дипломная работа) количество страниц - 59 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6 1.1. Подростковый возраст в свете разных концепций 6 1.2. Специфика и динамика межличностного общения подростков и родителей 24 1.3. Особенности возникновения и протекания 33 депрессивных состояний личности 33 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ 37 2.1. Исследование взаимоотношений в системе «родители – дети» 37 2.2. Анализ результатов 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы. Подростковый возраст является этапом интенсивного физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, личностного, профессионального самоопределения и начальным этапом вступления во взрослую жизнь. Данный возрастной период - один из наиболее интересных в плане изучения динамики возрастных особенностей личности. «Переходный возраст» как стадия перехода от детства к зрелости имеет своей биологической основой половое созревание. Вместе с тем, меняются не только конституциональные и биологические черты, но и вся система отношений подростка с миром приобретает новые специфические особенности. Возрастные и индивидуально-психологические особенности подросткового возраста изучались такими авторами как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн, И.С.Кон, В.Н.Соколова, Ж.Пиаже, Ф.Райс, М.Кле и др. Несмотря на то, что данный возрастной период имеет достаточно подробную теоретическую представленность, до сих пор мнения различных исследователей о специфических новообразованиях, ведущей деятельности подростка неоднозначны. Однако теоретические и практические работы показывают, что именно в подростковом возрасте закладываются прочные основы самосознания, моральных ценностей и норм. Подростковый возраст, в силу резких качественных изменений характеризуется конфликтностью, кризисами во взаимоотношениях. В первую очередь, сферой возникновения у подростка трудностей в общении является семья, взаимоотношения с родителями. Самые близкие люди – отец и мать, рассматривая ребенка сквозь призму «вчерашнего детского опыта», зачастую не могут заметить перемен в самосознании, ценностных ориентациях ребенка. Как подчеркивают многочисленные авторы, подростковый возраст характеризуется усилением конфликтности между родителями и детьми, известен даже феномен проблемы «отцов и детей». Однако, на настоящий день сведения о том, в чем именно проявляются расхождения и специфика протекания конфликтов между родителями и подростками – достаточно противоречивы. Следовательно, возникает актуальная проблема в выявлении особенностей и факторов семейной сферы, способствующих формированию депрессивных состояний у подростков. Целью работы является выявление особенностей семейной сферы, способствующих формированию депрессий у подростков. Объект исследования: сфера внутрисемейных отношений. Предмет исследования: депрессивные состояния у подростков. В соответствии с целью выдвинуты следующие задачи исследования: - теоретический анализ литературы по данной проблематике; - описание и анализ особенностей кризиса подросткового возраста; - теоретическое изучение влияния особенностей внутри-семейной сферы на формирование депрессивных состояний у подростков; - проведение диагностического исследования (наблюдение и анкетирование) специфики взаимоотношений подростков и родителей и ее влияния на формирование депрессивных состояний у подростков. Методы исследования: наблюдение и анкетирование. Методологическую основу исследования составили работы Л.С. Выготского, Л.И. Божович «Личность и ее формирование в школьном возрасте», И.С. Кона «Психология юношеского возраста», М. Кле «Психология подростка», И.М. Марковской «Практика групповой работы с родителями», Ф. Райса «Психология подросткового и юношеского возраста», а также работы других авторов. Экспериментальная база исследования: гимназия №23. В исследовании приняли участие 12 подростков в возрасте 12-13 лет (7 девочек и 5 мальчиков) и их родители. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что в подростковом возрасте рассогласования в межличностных отношениях родителей и детей обостряются, происходит процесс психологического «отдаления» подростков и родителей друг от друга и это может способствовать формированию депрессивных состояний у подростков. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 1.1. Подростковый возраст в свете разных концепций Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время - социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста [5]. Французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст возник в XIX веке, когда контроль родителей за развитием ребенка продолжился вплоть до брака. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным он охватывает почти десятилетие - от 11 до 20 лет. Л С. Выготский также подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Как и Л. П. Блонский, он считал, что особенности протекания, и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества. Согласно взглядам Л. С. Выготского, подростковый возраст - это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях "имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва приметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости" [24, c. 12]. Л. С. Выготский пришел к выводу о том, что в подростковом возрасте структура возрастных потребностей и интересов определяется в основном социально-классовой принадлежностью подростка. Он писал "Никогда влияние среды на развитие мышлени СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998, с. 304 – 372. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. - М.: Педагогика, 1968. 3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. Вузов/Сост. и науч. Ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: «Академия», 2000, с. 493 – 500. 4. Возрастные и индивидуальные способности младших подростков/ Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Арагуновой. – М., 1967. 5. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. 6. Ганнушкин П.Б.. Клиника психопатии, их статика, динамика, систематика. Н. Новгород, 1998 7. Гуревич К.М. Психологическая диагностика детей и подростков. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 360 с. 8. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопросы психологии, 1995, №3 9. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., 2001. С.57-58. 10. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением //Вопросы психологии, 1990, №4 11. Кириллова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии, 2000, №4 12. Кле М. Психология подростка. - М., Педагогика, 1991. 13. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991. 14. Козырев В.И. Введение в конфликтологию. – М., 2001. С.33. 15. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Советская педагогика, 1971, № 12. 16. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.: Просвещение, 1979. 17. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. В сб. Психология индивидуальных различий. Тексты/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. 18. Максимова Н. Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков //Вопросы психологии, 1988, №3 19. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями./ Методическое пособие. СПб, Институт тренинга, 1997. 20. Миссен П. Развитие личности в среднем возрасте. //Психология личности. Тексты. - М., МГУ, 1982. 21. Мудрик А.В. Юношеский тип общения// Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984, с. 59 – 69. 22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:Учебник для студ. вузов. – 5-е изд, стереотип. – М.: «Академия», 2000, с. 362 – 378. 23. Наш проблемный подросток: Учебное пособие. – Спб,: Союз, 1999, с. 23 – 42. 24. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., российское педагогическое агентство, 1996, с. 285 – 304. 25. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 304 с. 26. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. 27. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии, 1996, №1 28. Проблемы молодежи /Под ред. С.Л.Копотева. – Ижевск, Изд-во УдГУ, 1989. 29. Психологическая служба школы. Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995. 30. Психология для родителей. /под ред. Бодалева А.А. - Педагогика, 1989. 31. Психология современного подростка /Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Педагогика, 1987. 32. Психология. Словарь. /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 33. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с. 34. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., Прогресс, 1987, 35. Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов. //Вопросы психологии, 1991, №4. 36. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с. 37. Ремшмидт Х. Подросковый и юношесикй возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. – М.: Мир, 1994, с. 165 – 189. 38. Роберт Т.Байярд, Джин Байярд. Ваш беспокойный подросток. – М.: Семья и школа, 1995. 39. Ростомашвили И. Проблемы взаимоотношений родителей и подростков // Журнал кафедры практической пс7хологии РГПУ им. А.И.Герцена, 1996, №1 40. Сайко В.Д Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст // Вопросы психологии, 1986, №2. 41. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. // Вопросы психологии, 2000, №3. 42. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. – М.: Просвещение, 1991. 43. Социальная психология личности /под ред. Бобневой М.И., Шороховой Е.В. - М., Наука 1979. 44. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфиктов // Психологический журнал, 1992. Том 13, №1 45. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., МГУ, 1981. 46. Шапиро А.З. Психолого - гуманистические проблемы позитивности - негативности внутрисемейных взаимоотношений. // Вопросы психологии. №4, 1994. 47. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. – 649 с. 48. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. / Методическое пособие. М - СПб.: «Фолиум», 1996. 49. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии, 1999, №6 Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru