www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Родительское отношение как фактор развития акцентуации у подростков


ID работы - 673005
психология (курсовая работа)
количество страниц - 35
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕМЕЙНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ФОРМИРОВАНИЯ АКЦЕНТУАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Структура детско-родительских взаимоотношений в семье 6
1.2. Механизмы формирования акцентуации характера в подростковом возрасте 13
2. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34




ВВЕДЕНИЕ:



Актуальность проблемы. Жизнь и развитие личности происходит в среде межиндивидных связей и отношений. Совокупность внешних факторов определяет особенности процесса социализации личности ребенка и формирования адаптационных механизмов к социальной среде. Данный процесс носит многовариантный характер, крайние варианты которого способны оказывать психотравмирующее воздействие на личность ребенка, приводить к формированию асоциальных и делинквентных форм поведения.
Особенности и стиль семейного воспитания является психологическим пространством интерпсихических схем межличностного взаимодействия, переходящих затем во внутренний план и становящихся интрапсихическими (по Л.С.Выготскому). Таким образом, особенности взаимоотношений родителя с ребенком могут быть прочно усвоены последним и стать основой формирования его личностных и поведенческих особенностей.
Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов и психотерапевтов: В.К.Мягер, Т.М.Мишиной, В.М.Воловика, А.М.Захарова, А.С.Спиваковской, Э.Г.Эйдемиллера, В.Юстицкиса, И.М.Марковской и др., и зарубежных исследователей В.Сатир, Ф.Райса, Н.Аккермана, О.Баха, С.Минухина, А.Адлера, К.Роджерса и др. В настоящее время большинством научных школ и направлений признана важная роль семьи и семейных взаимоотношений в формировании личности.
Подростковый возраст является периодом становления характера и в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы (акцентуации характера) выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом.
У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности транзисторного нарушения поведения («пубертантных кризисов») - острых аффективных реакций и неврозов (как в их картине, так и в отношении вызывающих их причин). С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико - педагогических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, а последнее весьма существенно для устойчивой социальной адаптации. Знание типа акцентуации характера важно при составлении психотерапевтических программ в целях наиболее эффективного использования разных видов психотерапии (индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной или эмоционально - стрессовой). Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.
Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.
При акцентуациях характера нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к "месту наименьшего сопротивления", к "слабому звену" данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, "слабые места".
В основе данной исследования, посвященного вопросам формирования акцентуаций характера, лежит теория А.Е. Личко. По его определению, акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
В рамках данной работы проводится теоретический анализ влияния родительских отношений на формирование акцентуации характера подростка. Акцентуации характера являются неотъемлемой частью личности. В то же время повышение уровня отрицания реальности, явное доминирование определенного рода защитных реакций способствуют дезадаптации личности, утрате способности к самоконтролю.
Данные положения подтверждают актуальность и значимость изучения особенностей формирования акцентуаций в подростковом возрасте в практике консультационно-коррекционной работы психолога с подростками.
Целью данной работы является выявление взаимосвязи детско-родительских отношений и формирования акцентуаций характера у подростков.
В рамках исследования выдвинуты следующие задачи:
1) Теоретический анализ особенностей сферы детско-родительских отношений в семье.
2) Изучение влияния детско-родительских отношений на формирование личности ребенка.
3) Теоретическое и эмпирическое изучение специфики формирования подростковой акцентуации.
Объект исследования – личностные особенности подростка (акцентуации характера).
Предмет исследования – факторы формирования акцентуаций характера в сфере детско-родительских отношений.
Методики исследования – опросник Шмишека (диагностика акцентуаций характера у подростков), опросник АСВ Э.Г. Эйдемиллера, направленный на диагностику стиля родительского отношения.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1997.
3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т 1,2. М., Педагогика. 1979.
4. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1987.
5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.
6. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.
7. Иванова Т.В. Особенности работы с девиантными подростками// Журнал кафедры практической психологии РГПУ им. А.Г.Герцена. Вестник №1. 1996.
8. Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. 2-е изд., доп. М.: Вита-Пресс, 1997.
9. Ковалева А. И. Социология личности: норма и отклонение. М.: Ин-т молодежи, 1996.
10. Кочетов А.Н., Верцинская И.Н. Работа с трудными детьми. М., 1986.
11. Лабковская Е.Б. Юридическая психология: Теории девиантного поведения. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.
12. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы. Сознание. Проблемы общей психологии. Тезисы сообщений на XVIII Международном психологическом конгрессе. Т. 2, М., 1966.
13. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. В сб. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.
14. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1996.
15. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. № 3-4.
16. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. М., Просвещение. 1984.
17. Проблемы молодежи // Под ред. Копотева С.Л. Ижевск, 1989.
18. Психологическая служба школы. Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995.
19. Психология. Словарь. /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
20. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер. - 2000.
21. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
22. Розин В. Психологический анализ преступной личности // Управление персоналом, 1999, №7.
23. Сафуанов Ф.С. Психологическая типология криминальной агрессии // Психологический журнал, 1999, том 20, №6.
24. Славина Л.С. Трудные дети. М., 1998.
25. Смелзер Н. Дж. Девиация и социальный контроль // Социология: Учебник. М., 1994. Гл. 7.
26. Социальные отклонения. М.: Юридическая литература, 1996.
27. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989. – 448 с.
28. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб, Питер Пресс, 1997.
29. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Новый Юрист, 1998.
30. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998. – 512 с.

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru