Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Родительские представления о воспитании дошкольников разного возраста ID работы - 672930 психология (дипломная работа) количество страниц - 56 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 1.1. Современная семья, ее структура и функции ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО 2.1. Проблема семейного воспитания в историческом контексте 2.2. Современное состояние изучения проблемы взаимодействия взрослого и ребенка в семье 2.3. Стили семейного воспитания и возможные варианты развития личности ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 3.1. Описание выборки испытуемых, методов и методик исследования 3.2. Результаты и их обсуждение ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ 3 6 6 15 21 21 25 29 46 46 49 60 61 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность проблемы. Жизнь и развитие личности происходит в среде межиндивидных связей и отношений. Совокупность внешних факторов определяет особенности процесса социализации личности ребенка и формирования адаптационных механизмов к социальной среде. Данный процесс носит многовариантный характер, крайние варианты которого способны оказывать психотравмирующее воздействие на личность ребенка, приводить к формированию асоциальных и делинквентных форм поведения. Особенности и стиль семейного воспитания является психологическим пространством интерпсихических схем межличностного взаимодействия, переходящих затем во внутренний план и становящихся интрапсихическими (по Л.С.Выготскому). Таким образом, особенности взаимоотношений родителя с ребенком могут быть прочно усвоены последним и стать основой формирования его личностных и поведенческих особенностей. Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов и психотерапевтов: В.К.Мягер, Т.М.Мишиной, В.М.Воловика, А.М.Захарова, А.С.Спиваковской, Э.Г.Эйдемиллера, В.Юстицкиса, И.М.Марковской и др., и зарубежных исследователей В.Сатир, Ф.Райса, Н.Аккермана, О.Баха, С.Минухина, А.Адлера, К.Роджерса и др. В настоящее время большинством научных школ и направлений признана важная роль семьи и семейных взаимоотношений в формировании личности. В то же время недостаточно изученным представляется вопрос о динамике стилевых особенностей воспитания в семье в связи с возрастом ребенка. По данным исследователей в области психологии детства, резкие изменения в физиологических и психологических свойствах ребенка, происходящие в критические периоды, способствуют перестройке осознания своего «Я», системы индивидуально-личностных свойств и отношения к значимым взрослым. Тем не менее, данные изменения могут происходить быстро незаметной, - в глазах родителя ребенок может восприниматься на прежнем уровне развития. По нашему мнению, данное явление может провоцировать детско-родительские конфликты и в целом осложнять взаимоотношения детей и родителей. Целью данного исследования является попытка проследить динамику стиля семейного воспитания по возрастным периодам дошкольного детства. Задачи исследования: 1. Изучение теоретической литературы по теме. 2. Обследование родителей на основе опросника АСВ (Э.Г. Эйдемиллер). 3. Статистическая обработка данных исследования на предмет выявления значимых различий по группам детей. 4. Изучение различий в динамике родительских представлений о воспитании по половому признаку (папы и мамы). Объект исследования – представления о семейном воспитании у родителей дошкольников. Предмет исследования – динамика родительских представлений о воспитании в зависимости от возраста ребенка - дошкольника. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что по мере взросления ребенка дошкольного возраста стиль родительского воспитания и отношения родителя к ребенку будет изменяться: повышается воспитательный опыт ребенка, снижается гиперопека над ребенком. Несмотря на то, что стиль родительского отношения становится более гибким, количество требований – запретов и строгость санкций повышается. Практическая значимость исследования заключается в выработке рекомендаций родителям и воспитателям по построению оптимальных взаимодействий с детьми, в проведении семейного консультирования по результатам исследования. Методы и методики исследования: 1. Диагностика стилевых характеристики семейного воспитания с применением опросника АСВ (Э.Г. Эйдемиллер). 2. Анализ различий между группами по t-критерию Стьюдента 3. В качестве стратегий исследования применялись: А) лонгитюдный метод; Б) метод поперечных срезов; В) анализ различий между группами по t-критерию Стьюдента. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. – М.: Педагогика, 1993. 2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 551 с. 3. Бариленко Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. // Вопросы психологии, 1996, №4. 4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999. 5. Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста. В сб. Семья и формирование личности. / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: 1981, 96 с. 6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - Минск.: «Университетское», 1997. - 237 с. 7. Диагностика готовности детей к обучению в школе. - Анализ поведения. Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений./ Под ред. В.М.Астапова - М.: «Знание России», 1993. - 50 с. 8. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога - консультанта с родителями в ситуации родительско - юношеских конфликтов // Вопросы психологии, 1995, №3, с. 38 - 45. 9. Коломинский Я.Л. Малая (контактная) группа как универсальная система непосредственного межличностного общения. / В сб. «Генетические проблемы социальной психологии»: под ред. Я.Л.Коломинского и М.И.Лисиной. - Минск, Изд-во «Университетское», 1985. 10. Кондаков В.С., Золотухина О.Н. Личность наизнанку. Психопатии, неврозы, психосоматические расстройства. Ижевск: издательский дом «Удмуртский Университет», 1999. 11. Критская В.П., Мелешко Т.К. Дефицит потребности в общении и особенности развития личности. //Психологический журнал, Том 18, №3, 1997. С. 98 - 108. 12. Культура семейных отношений. Сб. статей. - М., 1985. 13. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишинев, «Штиница», 1987. - 136 с. 14. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.-144 с. 15. Ллойд де Моз Психоистория. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 512 с. 16. Лоуэн А. Язык тела / Пер с англ. Н.Б.Буравовой - СПб.: «Академический проект», 1997. 17. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями./ Методическое пособие. СПб, Институт тренинга, 1997. 18. Мацковский М.С., Гурко Т.А. - Молодая семья в большом городе. - М.: Знание, 1986. 19. Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия при неврозах: Методические рекомендации. - Л.: 1976. 20. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. 21. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: «Рефл-Бук», 1997. 22. Ротенберг. В.С. Проблемы воспитания в свете психосоматической медицины. // Вопросы психологии. №6, 1989. С. 22 - 28. 23. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогик - Пресс, 1992. - 192 с. 24. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалии личности. В сб. Семья и формирование личности. / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: 1981, 96 с. 25. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. - Вильнюс: Минтис, 1977. 26. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. // Вопросы психологии, 2000, №3. 27. Уоллен С., Р. Ди Гуссеп, Р.Уэсслер. Рационально-эмотивная терапия: когнитивно-бихевиоральный подход. М.: Институт гуманитарных знаний, 1997. 28. Филип Райс. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб. - Питер. 2000. 29. Шапиро А.З. Психолого - гуманистические проблемы позитивности - негативности внутрисемейных взаимоотношений. // Вопросы психологии. №4, 1994. С. 45 - 56. 30. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. / Методическое пособие. М - СПб.: «Фолиум», 1996. 31. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru