www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Родительские представления о воспитании дошкольников разного возраста


ID работы - 672930
психология (дипломная работа)
количество страниц - 56
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
1.1. Современная семья, ее структура и функции
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО
2.1. Проблема семейного воспитания в историческом контексте
2.2. Современное состояние изучения проблемы взаимодействия взрослого и ребенка в семье
2.3. Стили семейного воспитания и возможные варианты развития личности
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
3.1. Описание выборки испытуемых, методов и методик исследования
3.2. Результаты и их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

3
6

6
15

21

21
25

29

46

46
49
60
61




ВВЕДЕНИЕ:



Актуальность проблемы. Жизнь и развитие личности происходит в среде межиндивидных связей и отношений. Совокупность внешних факторов определяет особенности процесса социализации личности ребенка и формирования адаптационных механизмов к социальной среде. Данный процесс носит многовариантный характер, крайние варианты которого способны оказывать психотравмирующее воздействие на личность ребенка, приводить к формированию асоциальных и делинквентных форм поведения.
Особенности и стиль семейного воспитания является психологическим пространством интерпсихических схем межличностного взаимодействия, переходящих затем во внутренний план и становящихся интрапсихическими (по Л.С.Выготскому). Таким образом, особенности взаимоотношений родителя с ребенком могут быть прочно усвоены последним и стать основой формирования его личностных и поведенческих особенностей.
Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов и психотерапевтов: В.К.Мягер, Т.М.Мишиной, В.М.Воловика, А.М.Захарова, А.С.Спиваковской, Э.Г.Эйдемиллера, В.Юстицкиса, И.М.Марковской и др., и зарубежных исследователей В.Сатир, Ф.Райса, Н.Аккермана, О.Баха, С.Минухина, А.Адлера, К.Роджерса и др.
В настоящее время большинством научных школ и направлений признана важная роль семьи и семейных взаимоотношений в формировании личности.
В то же время недостаточно изученным представляется вопрос о динамике стилевых особенностей воспитания в семье в связи с возрастом ребенка. По данным исследователей в области психологии детства, резкие изменения в физиологических и психологических свойствах ребенка, происходящие в критические периоды, способствуют перестройке осознания своего «Я», системы индивидуально-личностных свойств и отношения к значимым взрослым. Тем не менее, данные изменения могут происходить быстро незаметной, - в глазах родителя ребенок может восприниматься на прежнем уровне развития.
По нашему мнению, данное явление может провоцировать детско-родительские конфликты и в целом осложнять взаимоотношения детей и родителей.
Целью данного исследования является попытка проследить динамику стиля семейного воспитания по возрастным периодам дошкольного детства.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретической литературы по теме.
2. Обследование родителей на основе опросника АСВ (Э.Г. Эйдемиллер).
3. Статистическая обработка данных исследования на предмет выявления значимых различий по группам детей.
4. Изучение различий в динамике родительских представлений о воспитании по половому признаку (папы и мамы).
Объект исследования – представления о семейном воспитании у родителей дошкольников.
Предмет исследования – динамика родительских представлений о воспитании в зависимости от возраста ребенка - дошкольника.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что по мере взросления ребенка дошкольного возраста стиль родительского воспитания и отношения родителя к ребенку будет изменяться: повышается воспитательный опыт ребенка, снижается гиперопека над ребенком. Несмотря на то, что стиль родительского отношения становится более гибким, количество требований – запретов и строгость санкций повышается.
Практическая значимость исследования заключается в выработке рекомендаций родителям и воспитателям по построению оптимальных взаимодействий с детьми, в проведении семейного консультирования по результатам исследования.
Методы и методики исследования:
1. Диагностика стилевых характеристики семейного воспитания с применением опросника АСВ (Э.Г. Эйдемиллер).
2. Анализ различий между группами по t-критерию Стьюдента
3. В качестве стратегий исследования применялись:
А) лонгитюдный метод;
Б) метод поперечных срезов;
В) анализ различий между группами по t-критерию Стьюдента.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. – М.: Педагогика, 1993.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 551 с.
3. Бариленко Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. // Вопросы психологии, 1996, №4.
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999.
5. Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста. В сб. Семья и формирование личности. / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: 1981, 96 с.
6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - Минск.: «Университетское», 1997. - 237 с.
7. Диагностика готовности детей к обучению в школе. - Анализ поведения. Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений./ Под ред. В.М.Астапова - М.: «Знание России», 1993. - 50 с.
8. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога - консультанта с родителями в ситуации родительско - юношеских конфликтов // Вопросы психологии, 1995, №3, с. 38 - 45.
9. Коломинский Я.Л. Малая (контактная) группа как универсальная система непосредственного межличностного общения. / В сб. «Генетические проблемы социальной психологии»: под ред. Я.Л.Коломинского и М.И.Лисиной. - Минск, Изд-во «Университетское», 1985.
10. Кондаков В.С., Золотухина О.Н. Личность наизнанку. Психопатии, неврозы, психосоматические расстройства. Ижевск: издательский дом «Удмуртский Университет», 1999.
11. Критская В.П., Мелешко Т.К. Дефицит потребности в общении и особенности развития личности. //Психологический журнал, Том 18, №3, 1997. С. 98 - 108.
12. Культура семейных отношений. Сб. статей. - М., 1985.
13. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишинев, «Штиница», 1987. - 136 с.
14. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.-144 с.
15. Ллойд де Моз Психоистория. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 512 с.
16. Лоуэн А. Язык тела / Пер с англ. Н.Б.Буравовой - СПб.: «Академический проект», 1997.
17. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями./ Методическое пособие. СПб, Институт тренинга, 1997.
18. Мацковский М.С., Гурко Т.А. - Молодая семья в большом городе. - М.: Знание, 1986.
19. Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия при неврозах: Методические рекомендации. - Л.: 1976.
20. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.
21. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: «Рефл-Бук», 1997.
22. Ротенберг. В.С. Проблемы воспитания в свете психосоматической медицины. // Вопросы психологии. №6, 1989. С. 22 - 28.
23. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогик - Пресс, 1992. - 192 с.
24. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалии личности. В сб. Семья и формирование личности. / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: 1981, 96 с.
25. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. - Вильнюс: Минтис, 1977.
26. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. // Вопросы психологии, 2000, №3.
27. Уоллен С., Р. Ди Гуссеп, Р.Уэсслер. Рационально-эмотивная терапия: когнитивно-бихевиоральный подход. М.: Институт гуманитарных знаний, 1997.
28. Филип Райс. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб. - Питер. 2000.
29. Шапиро А.З. Психолого - гуманистические проблемы позитивности - негативности внутрисемейных взаимоотношений. // Вопросы психологии. №4, 1994. С. 45 - 56.
30. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. / Методическое пособие. М - СПб.: «Фолиум», 1996.
31. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.

Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru