Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Результаты изучения защитных механизмов совладающего поведения у детей без семьи ID работы - 740531 психология (дипломная работа) количество страниц - 64 год сдачи - 2009 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 1. Понятие совладающего поведения 6 1.1. Феномен совладающего поведения в отечественной и зарубежной психологии 6 1.2. Понятие совладающего поведения у детей без семьи 13 2. Методы изучения защитных механизмов совладающего поведения у детей без семьи 17 2.1. Методы и методики исследования 17 2.2. Метод моделирования портретов детей без семьи 20 3. Результаты изучения защитных механизмов совладающего поведения у детей без семьи 33 3.1. Общая характеристика результатов исследования совладающего поведения детей без семьи 33 3.2. Особенности механизмов совладающего поведения детей без семьи по результатам исследования 38 Заключение 57 Библиографический список 61 ВВЕДЕНИЕ: Изучение проблем взаимоотношений родителя и ребенка не только не утратила своей актуальности, а, наоборот, во время изменения общества изучение конструктивных семейных отношений, способности семьи к адаптации и развития личностных ресурсов ее членов выходит на передний план в психологической науке (социальной, возрастной, семейной, консультативной психологии). Возросший интерес специалистов разных областей (социологов, психологов, педагогов) к проблеме семьи, особенно в конце 20 - начале 21 века, можно объяснить, на наш взгляд, тем, что в эпоху нестабильности российского общества, именно семье отводят стабилизирующую роль. Необходимо изучение семьи как фактора, воздействующего на человека: семья может выступать как источником стресса, так и социальной поддержки. В связи с этим чрезвычайно актуальными и малоизученными являются проблемы взаимоотношений в семье и совладания семьи с жизненными трудностями (стрессами). Для ребенка из дисфункциональной (особенно алкогольной) семьи существует реальная угроза приобретения статуса сироты. Показано, что основной причиной социального сиротства является, прежде всего, потеря материнского воспитания. Источником психических нарушений у таких детей выступают нарушенные детско-родительские взаимоотношения, в том числе, неэффективное и девиантное материнство. Родителей в ситуации лишения их родительских прав однозначно рассматривают как фактор, негативно влияющий на ребенка, его физическое и эмоциональное состояние. Несмотря на то, что в настоящее время социальная политика помощи семье нацелена на сохранение, поддержку и социально-психологическую коррекцию дисфункциональной семьи, усилия специалистов социальных служб часто бывают направлены на окончательный разрыв ребенка с семьей, ограждение его от негативного влияния родителей. Понятие психологической защиты или защитного поведения (defensive behaviour) появилось в психотерапевтической практике в конце 19 века (З.Фрейд, 1894, А.Фрейд, 1927) и является предметом исследований в современной науке (Р.М.Грановская, 1984, Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева, 1993, Л.Р. Гребенников, Е.С. Романова, 1996, Е.В. Чумакова, 1998, В.Г. Каменская, 1999, Д. Паркер и Н. Эндлер,-1990). Проблема совладающего со стрессом поведения, активно разрабатываемая за рубежом (R.S. Lazarus, 1980, 1986; R.S. Lazarus, S. Folkman, 1984; N.S. Endler, J.D.A.Parker, 1990), с 90-х годов стала сферой научных интересов российских ученых (Л.А. Китаев-Смык, 1983, Л.И.Анцыферова, 1994, В.М. Ялтонский, 1995, Н.Ф. Михайлова, 1998, P.M. Грановская, И.М. Никольская, 2000, Т.Л. Крюкова, 2001, М.В. Сапоровская, 2002, Е.В. Куфтяк, 2003, О.Б. Подобина, 2004, Е.А. Белан, 2004). Совладающее поведение, или копинг, в современных психологических исследованиях понимается как активное преобразующее поведения субъекта, помогающее ему справиться с жизненными трудностями, относящееся к жизнетворческим дарованиям личности или конструктивным силам. Поскольку механизмы совладания используются человеком сознательно и целенаправленно, совладающее поведение относят к факторам активности личности, называют дескриптором субъекта. Совладающее поведение связывают с личностным развитием, благополучием, наличием ресурсов и адаптацией. Способность человека развивать собственные ресурсы, вырабатывая продуктивные навыки совладания, есть проявление зрелости взрослой личности. Малоизученным на сегодняшний день является совладающее поведение личности, переживающей сильный экстремальный стресс (например, потеря, тяжелая болезнь), и вопрос "цены" жизненных приобретений при выживании в стрессе такого уровня. Фундаментальных работ совладанию детей без семьи нет. Ест только исследовательская статья Гущиной Т.В. "Особенности совладающего поведения детей без семьи", к сожалению доступа, к данной статье нет ни в одной библиотеке Камчатского края. Поэтому тема настоящей работы представляется актуальной и социально значимой. Объект исследования - защитное и совладающее поведение в семье. Предмет исследования - совладающее поведение детей без семьи. Цель исследования - изучение особенностей совладающего поведения детей без семьи. Задачи исследования: 1. изучение понятия совладающего поведения; 2.описание основных методик исследования совладающего поведения у детей без семьи; 3.анализ результатов исследования совладающего поведения у детей без семьи. Метод исследования: теоретический анализ социально-психологической, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме настоящего исследования; психодиагностические методы. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Абабков Б.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб.: Речь, 2004. - 166 с. 2. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991. - М. : Мысль, 1991. - 299 с. 3. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Московского университета. -1987. - №2. 4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с. 5. Андреева Т. В. Семейная психология. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с. 6. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.Г., Радионова М.С., Черников А.В. Раннее социальное сиротство. - М.:Асопир, 1994. - 209 с. 7. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта, - М.: ИПРАН, 1994. - 109 с. 8. Бурлакова И.С, Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 352 с. 9. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. - К.: Ника-Центр, 1997. - 128 с. 10. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с. 11. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2006. - 349 c. 12. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2001. - 517 с. 13. Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1992. - 255 с. 14. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. М.:Когито-центр, 2009. - 182 с. 15. Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд. Моск. Ун-та, 1984. - 200 с. 16. Василюк, Ф.Е. Переживание и молитва: опыт общепсихологического исследования / Ф. Е. Василюк. - М. : Смысл, 2005. - 190 с. 17. Вассерман Л.И., Горьковая И.А, Ромицина Е.Е. Психологическая методика "Подростки о родителях" и ее практическое применение - М.: "Фолиум", 1994. - 56 с. 18. Винникотт Д.В, Разговор с родителями /Пер. с англ. М.Н. Почукаевой, В.В. Тимофеева. - М.: Независимая фирма "Класс", 1994. - 80 с. 19. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением / Под ред. М.И.Рожкова. - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 240 с. 20. Грановская P.M., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. - СПб.: Знание, 1999. - 352 с. 21. Грановская, P.M. Элементы практической психологии / ЛГУ им.А.А.Жданова. - 2-е изд.,испр. и доп. - Л. : ЛГУ, 1988. - 564 с. 22. Дети социального риска и их воспитание./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. СПБ.: Речь, 2003.-144 с. 23. Завьялов В.Ю. Пьющий мужчина. - Манускрипт, 2005. - 296 с. 24. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. - Л.: Медицина, 1988. - 244 с. 25. Захаров А.И.Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 127 с. 26. Защиринская О.В., Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. - СПб.: Речь, 2003. -431 с. 27. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия (ребенок в кризисной ситуации). - СПб.: Речь, 2003. - 248 с. 28. Змановская, Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е. В. Змановская. - 2-е изд., испр. - М. : ACADEMIA, 2004. - 287 с. 29. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта.- СПб.: Детство-пресс, 1999.- 144 с. 30. Карабанова О.А.Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. М.: Гардарики, 2005. - 320 с. 31. Кеннерли X. Поведенческая терапия/ Х. Кеннерли; Пер., с англ. А.Г.Вронской. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство ACT", 2004. - 204 с. 32. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая зашита. - 3-е изд. -М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005.- 176 с. 33. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М., Наука, 1983 г. - 367 с. 34. Клейберг Ю.А.Социальная психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. - М. : Сфера, 2004. - 191 с. 35. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда //Вопросы психологии. - 2007. - №1. 36. Кон И.С. Ребенок и общество.- М.: Наука, 1988. - 270 с. 37. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В. Семья: стресс, копинг, адаптация: Проблемы психологии совладающего поведения в семейном контексте. Кострома: КГУ, 2003.- 170 с. 38. Лютова С.И. Социальная психология личности (теория и практика). М.: Аспект Пресс, 2002. - 299 с. 39. Мухина B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях //Воспитание и развитие детей в детском доме. - М., 1996. - 62 с. 40. Немов, Р. С. Социальная психология / Р. С. Немов, И. Р. Алтунина. - СПб.: Питер, 2008. - 427 с. 41. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2006. - 342 с. 42. Никольская И.М., Грановская. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2000. - 507 с. 43. Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей // Семья в России.- 2007. - №2. 44. Прихожан, А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. - 2-е изд. - СПб. :Питер, 2005. - 400 с. 45. Программы и методики социальной реабилитации семей групп "риска"; Научно-методическое пособие/ Под ред. Д.п.н., проф. Н.М. Платоновой. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2002. - 116 с. 46. Психологическая наука в России ХХ столетия : проблемы теории и истории / К. А. Абульханова-Славская,А. В. Бруглинский и др. - М. : Ин-т психологии, 1997. - 574 с. 47. Психология современного подростка / Под редакцией проф. Л.А. Регуш - СПб.; Речь, 2005.- 400 с. 48. Регуш Л.А. Наблюдение в практической психологии (характеристики, методики, упражнения). - СПб.: Образование, 1996. - 148 с. 49. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. - Мытищи: Талант, 1990. - 144 с. 50. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1992. - 256 с. 51. Сухов, А. Н. Социальная психология / А. Н. Сухов. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 232 с. 52. Тезисы второй всероссийской научной конференции "Психологические проблемы современной российской семьи" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях, ч.3. / Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса, 3 часть - М., 2005. - 560 с. Цена: 5250.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru