Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Речевое развитие старших дошкольников при проведении дидактических игр экологического характера. ID работы - 606316 психология (дипломная работа) количество страниц - 67 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I 7 § 1. Общие сведения о развитии речи ребенка 7 § 2. Проблемы развития связной речи в процессе обучения дошкольников родному языку 21 ГЛАВА II ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА КАК ПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. 28 § 1. Дидактическая игра – как методический прием. 29 § 2. Развитие речи дошкольников посредством специально разработанных дидактических игр экологического характера. 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 БИБЛИОГРАФИЯ 45 ПРИЛОЖЕНИЕ 45 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Проблема владения языком издавна привлекала внимание из-вестных исследователей разных специальностей. Сила красноречия ценилась людьми с античных времен. Еще до нашей эры (V-IV века) наблюдался бурный расцвет ораторского искусства – это было время широкого подъема политической и экономической жизни Древней Греции, расцвета ее науки. Большой интерес (ив настоящее время он не исчез) представляют работы выдающегося мыслителя Аристотеля, который дает глубокий анализ языка, стиля, построения речи орато-ров. Вспомним его знаменитое изречение: «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» [Аристотель, 1963, с.21]. Большого расцвета ораторское искусство достигло в Римской республике. Речи Марка Туллия Цицерона до сих пор служат образ-цом страстности и убедительности. Как замечательно он говорил о выборе слова: «В отношении слов, употребляемых в собственном зна-чении, достойная задача оратора заключается в том, чтобы избегать затасканных и приевшихся слов, а пользоваться избранными и ярки-ми, в которых обнаруживаются известная полнота и звучность» [Ци-церон, 1963, с.45]. С падением Рима надолго приостановилось и раз-витие ораторского искусства. Примерно такое же положение, когда риторика не требовала глубокого содержания и убежденности наблюдалось в XVII-XVIII ве-ках. и в России. Первые реформы русского языка связаны с именем М.В.Ломоносова. Он понимал роль развития речи для культуры лю-дей, «которые красоту языка знают и наблюдают». Можно назвать много отечественных просветителей, которые боролись за чистоту родного языка. Это и Д.И. Фонвизин и автор учебников по риторике А.Ф. Мерзляков и профессор Царскосельского лицея Н.Ф. Кошан-ский. И, наконец, XIX век – период величайшего расцвета русской ли-тературы и русского языка. Это небольшое историческое вступление мне понадобилось для того, чтобы подчеркнуть значимость изучаемой проблемы. Человече-ское общество овладело средством общения давно, и у его лучших представителей затем возникла мысль о создании науки о языке, ко-торая в наше время достигла подлинного расцвета. Однако она не могла возникнуть сразу и на пустом месте, а лишь опираясь на иссле-дования крупных языковедов. О проявлении у дошкольников большой чуткости к слову гово-рят многочисленные исследования и высказывания лингвистов, пси-хологов, писателей и родителей (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и другие). Нужно отметить, что языковая способность непременно должна включать в себя развитие чувства языка. Оно вступает в силу тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказы-вание. Подчеркнем, что это творческое комбинирование во всех смыслах. Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняют-ся. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых соче-таниях. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации выска-зывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребе-нок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуа-ции, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способно-сти. Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей. Учитывая исключительную актуальность данной проблемы, мною была выдвинута гипотеза: если использовать на занятиях в под-готовительной группе детского сада специально подобранные дидак-тические игры экологического характера, речевые ситуации и разви-вающие упражнения(этого же плана), то можно добиться видимых ус-пехов в речевом развитии дошкольников. Цель данного исследования: 1. Определение влияния специально подобранных дидактиче-ских игр на развитие речи детей. 2. Проверить эффективность использования этого методическо-го приема в процессе занятий с дошкольниками. Объектом исследования является организация речевого воспи-тания старших дошкольников на занятиях по «Ознакомлению детей с природой», включая специально подобранные дидактические игры. Предметом исследования выступает процесс воспитания и стар-ших дошкольников речевых навыков. Проблема исследования: выявление и создание педагогических условий, благоприятствующих речевому развитию старших дошколь-ников. Проблема, предмет и цель предопределили следующие задачи исследования: 1. Выявить и проанализировать психолого-педагогические ос-новы успешного развития речи дошкольников. 2. Разработать методические приемы развития речевой дея-тельности дошкольников. 3. Проверить опытно-экспериментальным путем методические приемы в практике и сделать методические выводы. В ходе исследования были использованы следующие методы: 1. Изучение психолого-педагогической литературы по про-блеме развития речи дошкольников. 2. Наблюдение за речевой деятельностью дошкольников. 3. Беседы с родителями о значимости развития речи детей. 4. Опытно-экспериментальная проверка эффективности раз-работанных комплексных занятий с использованием ди-дактических игр экологического характера. 5. Обобщение собственного опыта работы. Практическая значимость работы (в плане новизны) заключает-ся в усовершенствовании методических приемов по развитию речи дошкольников. Работа может быть полезна воспитателям, учителям начальных классов, учащимся педагогических ВУЗов. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: БИБЛИОГРАФИЯ 1. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб. пособие. – 2-е изд. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. – 160 с. 2. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. Старший школьник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с. 3. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Под ред. А.И. Подольского /Вступ. ст. А.И. Подольского – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 480 с. 4. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 1998. № 2. с.21. 5. Гербова В.В. занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175с., ил. 6. Е.А. Аркин. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова; Москва: «Просвещение», 1968. 7. Запорожец А.В. Психология действия. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 736 с. 8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127с. 9. Леонтьев А.А., Выготский Л.С. Кн. Для учащихся 9-11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.: ил. – (Люди науки). 10. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. (Под редакцией Рузской А.Г. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 – 384 с. 11. Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.: ил. 12. Максаков А.И. Правильно ли говорит Ваш ребенок: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988. – 159с.: ил. 13. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 488 с. 14. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995. – 160 с. 15. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М.И. Лисиной; Науч. – исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. – М.: Педагогика, 1985. – 208 с., ил. 16. Популярная психология для родителей (Под редакцией А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 400 с. 17. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности: Пер. с венг. – М.: Педагогика, 1983. – 160 с. ил. 18. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. – Переработанное и дополненное издание пособия: Т.А. Ратанова, Л.И. Золотарева, Н.Ф. Шляхта «Методы изучения и психодиагностика личности» – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 1264 с. 19. Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 88 с. 20. Седов К.Ф. «Речь и мышление» в отечественной психологии (Л.С. Выготский и Н.И. Жинкин) // научно-методический журнал Мир Психологии. 1999, № 1. 21. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / под ред. Н.Н. Поддьякова. – М.: Педагогика, 1980. – 216с. 22. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева – СПб.: «Дельта», 1997. – 384 с., ил. 23. Ушакова О. Развивайте речь дошкольника // журнал дошкольное воспитание. 1992. № 3 – 4, стр. 4. 24. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с. 25. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада. – 4-е изд., М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 320 с. 26. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с. 27. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 416 с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru