Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Развитие воображения у детей с задержкой психического развития ID работы - 606654 психология (дипломная работа) количество страниц - 80 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 4 1. Теоретические аспекты развития воображения у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте 8 1.1. Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрасте 8 1.2. Этиология задержки психического развития. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу 12 1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 25 1.4. Обзор общей и специальной литературы по проблеме исследования. 43 2. Характеристика, методика проведения и результаты эксперимента 47 2.1.Обоснование применяемых методик 47 2.2.Характеристика участников эксперимента 55 2.3.Проведение эксперимента 57 2.4.Результаты эксперимента 62 2.5. Разработка рекомендаций по результатам эксперимента 65 Заключение 74 Список литературы 77 ВВЕДЕНИЕ: Введение Без изучения психологии детей, имеющих недостатки развития, педагогическое образование нельзя считать полноценным. Знание данной проблемы важно как для педагогов общеобразовательных и дошкольных учреждений, так и для школьных психологов. Построение новых стратегий развития творческой личности ребенка предполагает тщательное исследование закономерностей всех творческих процессов. Традиционно в качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт, рассматривается воображение. Необходимость включения воображения в творческую деятельность субъекта связана с его значительной ролью в познании. Воображение способно не просто создавать новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира. Проникая во все виды деятельности, включаясь в систему наиболее существенных когнитивных образований субъекта, воображение наиболее тесно связано с развитием эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. Именно в нем можно увидеть тот узел "аффекта и интеллекта", который связывает эмоциональную и интеллектуальную жизнь личности. Особенно значимым становится выявление специфики воображения и закономерностей его становления при изучении дошкольного детства, так , как именно в этот период закладываются основные предпосылки его развития. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), напротив, говорили об относительности высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов. Накопленные же в психологии данные позволяют с уверенностью говорить о наличии общих закономерностей для самых различных творческих процессов, в том числе и для воображения. Так, И.М. Розет пишет: "Мысль об универсальности психологических закономерностей, управляющих творческими процессами во всех сферах человеческой деятельности, можно считать общепризнанной, причем она с большой категоричностью утверждается в различных новейших исследованиях". Специальная дошкольная педагогика выделилась как самостоятельное направление в специальной педагогике относительно недавно. Это выделение обусловлено значимостью раннего и дошкольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей. Исследованиями в области специальной дошкольной педагогики доказано, что раннее начало целенаправленной педагогической работы способствует ослаблению, а) в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклонений. Кроме того, ранняя коррекционно-педагогическая работа способствует предупреждению и профилактике вторичных отклонений в развитии, что в свою очередь положительным образом сказывается на становлении личностных качеств ребенка, формировании основ адекватного поведения и гармоничной социализации. Основополагающими для специальной и коррекционной дошкольной педагогики стали труды Л. С. Выготского, ориентирующие специалистов на теоретическое осмысление роли биологического и социального факторов в развитии личности ребенка, проблем отклоняющегося развития, а также на поиск адекватных методов и организационных форм работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Увиденное Л. С. Выготским и выведенное им на уровень аксиомы значение культурно-исторического фактора заложило основы для понимания движущих причин и условий становления человеческой личности. В его трудах доказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс реализации потенциальных возможностей ребенка (зоны ближайшего развития). Учет соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений, а также признание неравномерности детского развития послужили основой для понимания механизмов компенсации и построения на их базе коррекционного воспитания и обучения. В этой связи чрезвычайно важно проанализировать развитие воображения у детей с задержкой психического развития. Исследование проводилось детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Объектом настоящей дипломной работы является личностное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предмет исследования – развитие воображения, как критерий личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Цель дипломной работы- анализ развития воображения у детей с задержкой психического развития. Задачи работы- во-первых, рассмотреть теоретические аспекты развития воображения у детей с задержкой психического развития, во-вторых, провести формирующий эксперимент на базе ДОУ №348 г. Москвы Гипотеза исследования- при одинаковом воздействии, в 5-6 летнем возрасте развитие воображения у детей с задержкой психического развития происходит более высокими темпами, нежели у нормальных детей СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Белопольская Н. Л. К вопросу об особенностях личности и деятельности детей с задержкой психического развития и их коррекции. – В кн.: Психологические исследования, вып 6. М., 1974. 2. Дети с задержкой психического развития. П/р Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984. 3. Еникеева Д. Д. Пограничные состояния у детей и подростков. М., 1998. 4. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М.. 1979. 5. Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития. – Ж. Невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1980, № 3. 6. Лубовский В. В. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой развития. – Дефектологния, 1972, № 4. 7. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1970. 8. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992. 9. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клинико-нейропсихологическая диагностика. М., 1993. 10. Новикова Г. Р. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в 1-ый класс общеобразовательной школы (по результатам нейропсихологического обследования). – Дефектология, 2000, № 2. 11. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994. 12. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.- М.: Международная педагогическая академия. – 1994. 13. Базиков М.В., Сиренина Н.Н. Основные принципы психокоррекционной работы в лечебно-воспитательном детско-подростковом коллективе./ Сб.Записки торжских психологов. – Тверь,1998. – с. 88-102. 14. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М. – 1995. – с. 23-45. 15. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Просвещение, 1994. 16.Марковская И.Ф. Задержка психического развития. – М.: Просвещение,1993. 17. Никишина В.Б. Особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития.// Актуальные проблемы медицины и фармации. – Курск, 1996. 18. Никишина В.Б. Психологическая диагностика детей с задержкой психического развития. – Методические рекомендации для школьных психологов. – Курск,1998. 19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.. Практикум по детской психологии. – М.:Просвещение, 1995. 20. Хрестоматия. Дети с нарушением развития. Сост.В.Астапов. – М.:Международная педагогическая академия. –1995. 21. Урываев В.А. Актуальные проблемы психологии в практической медицине. – Ярославль. – 1998. 22.Альманах психологических тестов.-М.:"КСП», 1996.-С.103-112. 23.Бодалев А.А. Социальная среда и формирование ребенка как личности и субъекта деятельности//Хрестоматия по педагогике/Сост.Морозова О.П.-Б.,1997.-С.47-49. 24.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. Книга для учителя.-3 изд.-М.,1991.-93 с. 25.Выготский Л.С. Сознание как проблема поведения//Психология как феномен культуры/Под ред. М.Г.Ярошевского-М.:Изд-во «Инст-т практ. психологии», Воронеж: НПО «Модэк» – 1996. 26.Выготский Л.С. О психологических системах//Психология как феномен культуры/Под ред. М.Г.Ярошевского-М.: Изд-во «Инст-т практ. психологии», Воронеж: НПО «Модэк»-1996.-С.331-358. 27.Выготский Л.С. Мысль и слово//Психология как феномен культуры/Под ред. М.Г.Ярошевского-М.: Изд-во «Инст-т практ. психологии», Воронеж: НПО «Модэк»-1996.-С.393-471. 28.Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте//Психология как феномен культуры/Под ред. М.Г.Ярошевского-М.:Изд-во «Инст-т практ. психологии», Воронеж: НПО «Модэк»-1996.-С.471-495. 29. Выготский Л.С. Собр. сочинений. В 6 т. Т.2: Проблемы общей психологии/Под ред. В.В. Давыдова.-М.:Педагогика, 1982.-540с. 30.Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте//Собр. сочинений в 6 т. Т.3.-М.:Педагогика, 1982.-С.329-338. 31.Выготский Л.С. Собр. сочинений. В 6 т. Т.4:Детская психология/Под ред. Д.Б.Эльконина.-М.:Педагогика, 1984.-С.243-386. 32.Гальскова Н.Д., НикитенкоЗ.Н., Горчев А.Ю., Соловцова Э.И. Обучение иностранным языкам:Поиск новых путей//ИЯШ.-1989.-№1.-С.13-19. 33.Гальскова Н.Д. Об итогах второго года экспериментального обучения иностранному языку в начальной школе//ИЯШ.-1990.-№1-С.3-8. 34.Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Организация учебного процесса по иностранному языку в начальной школе//ИЯШ.-1994.-№1.-С.8-16. 35.Глухарева Е.А. Первые шаги эксперимента//ИЯШ.-1988.-№4.-С.10-13. 36.Голубева Э.А. Способности и индивидуальность.-М.:Прометей,1993.-306 с. 37.Гордеева О.В. Представления Л.С. Выготского о самосознании и марксизм//Психологический журнал.-1996.-№6.-С.31-41. 38.Горлова Е.Л. Психологические основы преемственности и непрерывности дошкольного и младшего школьного периодов развития//Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психического развития детей.-М.-Красноярск,1999.-С.4-18. 39.Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте//Вопросы психологии.-1992.-№1-2.-С.22-33. 40.Давыдов В.В. Развитие обобщения у детей//Психологическая наука и образование.-1996.-№1.-С.20-30. 41.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2т. Т.1.Психическое развитие ребенка.-М.:Педагогика,1986.-Р.III. Проблемы развития психики.-С.222-285. 42.Иванова В.Н. Эксперимент продолжается//ИЯШ.-1990.-№5.-С.9-16. 43.Костюк Г.С. Движущие силы развития и воспитание ребенка//Хрестоматия по педагогике/Сост. Морозова О.П.-Б.,1997.-С.45-47. 44.Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учебных заведений.В 3т. Т.1.-М.:Просвещение,1994.-Гл.14.-С.315-328. 45.Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет.-М.:Педагогика, 1992.-160с. 46.Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.-М.,1995.-С.231-275. 47.Обухова Л.Ф. Концепция Пиаже: за и против.-М.,1981.-191с. 48.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста./Под ред.Д.Б.Эльконина, А.А.Венгера.-М.:Педагогика, 1988.-136с. 49.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.-С.-Пб.:Союз,1997.-256с. 50.Пономарева В.В. Первые шаги эксперимента//ИЯШ.-1988.-№5.-С.7-11. 51.Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории/Под ред. А.В.Брушлинского.-М.:Изд-во «Инст-т психологии РАН»,1997.-С.164-367. 52.Рыбалко Е.Ф. О проявлении способностей детей в дошкольном возрасте//Проблемы способностей.-М.,1962.-С.73-79. 53.Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития//Вопросы психологии.-1996.-№5.-С.38-51. 54.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для ВУЗов.-М.: Школа-пресс,1995.-384с. 55.Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для пед.уч-щ и ВУЗов.-М.:Школа-пресс,1997.-384с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru