Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Развитие воображения ID работы - 617614 психология (курсовая работа) количество страниц - 38 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УСЛОВИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ 5 1.1. Определение воображения 5 1.2. Развитие воображения у детей 11 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 19 2.1. Анализ результатов исследований особенностей развития воображения в дошкольном возрасте 19 2.2. Анализ результатов собственного эмпирического исследования 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Построение новых стратегий развития творческой личности ребенка предполагает тщательное исследование закономерностей всех творческих процессов. Традиционно в качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт, рассматривается воображение. Необходимость включения воображения в творческую деятельность субъекта связана с его значительной ролью в познании. Воображение способно не просто создавать новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира. Проникая во все виды деятельности, включаясь в систему наиболее существенных когнитивных образований субъекта, воображение наиболее тесно связано с развитием эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. Именно в нем можно увидеть тот узел «аффекта и интеллекта», который связывает эмоциональную и интеллектуальную жизнь личности. Особенно значимым становится выявление специфики воображения и закономерностей его становления при изучении дошкольного детства, так , как именно в этот период закладываются основные предпосылки его развития. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), напротив, говорили об относительности высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов. Накопленные же в психологии данные позволяют с уверенностью говорить о наличии общих закономерностей для самых различных творческих процессов, в том числе и для воображения. Именно выявление универсальных закономерностей всех творческих процессов, в том числе и воображения, может лечь в основу построения новых программ обучения, так как, по мнению Л.А. Венгера, «своеобразие дошкольного обучения в том, что «стержнем» должно быть формирование способностей, а знания, умения и навыки следует подбирать исходя из того, что они могут дать для развития ребенка» (1973, с.90). То есть необходимо создание специальных развивающих программ, в которых воображение с тем или иным уровнем успешности складывалось бы не при обучении ребенка разным видам деятельности, но которые были бы прямо направлены на развитие наиболее существенных механизмов воображения дошкольника. Такие программы должны содержать специальные задания, которые способствовали бы активизации творческих способностей, общих для самых разных видов деятельности. Этот подход становится особенно актуальным и при изучении детской одаренности. Большинство авторов, изучавших эту проблему, подчеркивают, что возможно выделение особой творческой одаренности вне зависимости от конкретных видов деятельности либо в качестве самостоятельного вида одаренности (J. Freeman, 1979), либо в качестве обязательного компонента интеллектуальной одаренности в целом (J. Renzulli, 1977). Поэтому и создание дифференциальных программ обучения, в частности, программ обучения творчески и интеллектуально одаренных детей, требует выявления общих закономерностей всех творческих процессов, в том числе и воображения. Целью данной работы является изучение специфики и механизмов развития воображения. Задачи: 1. Теоретический анализ особенностей воображения как психического процесса и его развития в онтогенезе. 2. Эмпирическое изучение уровня сформированности воображения у дошкольников. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УСЛОВИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ 1.1. Определение воображения В силу своей специфичности воображение до сих пор не имеет устойчивого и общепринятого определения. Каждый исследователь предлагает свое определение данного процесса. Традиционно (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, А.Я. Дудецкий) выделяют активное и пассивное воображение. Пассивное может быть преднамеренным, (грезы), и непреднамеренным (сновидения, галлюцинации). Активное воображение подразделяют на воссоздающее, направленное на создание образов в соответствии с описанием, и творческое, имеющее целью создание совершенно новых образов без опоры на образец [18, 112]. По мнению А.В. Петровского, творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, закрепленных в оригинальных и ценных продуктах деятельности человека. Им отмечается, что работа воображения связана с существенной неопределенностью познаваемых ситуаций, которым соответствует выделенный У. Рейтманом ряд «открытых» задач, то есть, предполагаю СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. - 422 с. 2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагентство, 2004. – 68 с. 3. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969. - 365 с. 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. - 93 с. 5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983. - 368 с. 6. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1980. № 2. С. 107—114. 7. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии, 1987. № 1. С. 44—51. 8. Ершов А.А. Психология соактивности людей. - СПб.: Знание, 2002. - 32 с. 9. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников. М.: 2000. – 89 с. 10. Исследование проблем психологии творчества. М.: Педагогика, 2003.- 128 с. 11. Козырева А.Ю. Лекции по психологии и педагогике творчества. Пенза, 1994. – 213 с. 12. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976.-303 с. 13. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979. - 320 с. 14. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Линка-пресс, 2005. – 176 с. 15. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.: Педагогика, 2003. – 245 с. 16. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев, 2001. – 112 с. 17. Мухина В. С. Детская психология. М., 1985. - 272 с. 18. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1976. - 479 с. 19. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности //Вопросы психологии, 1996, №1, с. 5 - 19 20. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977. - 272 с. 21. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: педагоги¬ка, 1976. – 365 с. 22. Психология творчества. /Под ред. Я.А.Пономарева. - М.: Наука, 2001. - 224 с. 23. Психологическая диагностика детей и подростков /Под ред. К.М.Гуревича. - М.: Международная педагогическая академия, 2005. - 360 с. 24. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1986. - 224 с. 25. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 2001. – 65 с. 26. Слободчиков В. И. Психологические Проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 14—22. 27. Столяренко А.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2000. - 576 с. 28. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника. //Вопросы психологии, 1996, №3, с. 28 - 34 Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru