www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ


ID работы - 606653
психология (дипломная работа)
количество страниц - 89
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА I. ВНИМАНИЕ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
I.1 Внимание, его признаки и свойства………………………………7
I.2 Виды внимания и условия их осуществления………………….16
I.3 Психологические теории внимания……………………………21
I.4 Развитие внимания в процессе обучения…………………….27
ГЛАВА II. ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ НА УРО-КАХ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ
II. 1 Задания, направленные на развитие внимания……………...39
II. 2 Постановка экспериментального обучения, его этапы и результаты……………………………………………...67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….79
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………83




ВВЕДЕНИЕ:



Человек невнимательный негоден
для жизни на этом свете.
Лорд Честерфилд
ВВЕДЕНИЕ
В школе много рассеянных детей, и это очень сильно вре¬дит им в уче-бе. Рассеянность проявляется по-разному: в нераз¬личении существенного и второстепенного в заданиях, в неспо¬собности концентрироваться на их вы-полнении, в пропуске собственных ошибок при контроле. Ошибки «по нев-ниматель¬ности» бывают очень обидными и часто приносят много огор¬чений способным, но не собранным детям. Важно помнить, что школьное обуче-ние, хотя и становится более мягким, все-таки построено на оценках, и едва ли невнимательность может быть оправданием объективно слабых успехов ребенка.
Очень важно приучить ребенка быть внимательным, потому что в противном случае, если он не сможет сосредоточиться на объяснении учите-ля, на решении задачи, которая ему предложена, есть риск, что он быстро окажется в рядах неуспевающих.
Внимание – вещь коварная. До сих пор психологи не могут догово-риться между собой о том, существует ли оно в действительности, и если да, то что же это такое. В самом деле, память нужна для того, чтобы запоминать, и раскрывается в воспоминаниях, мышление служит для решения задач, речь проявляется в словах и предложениях. А внимание не существует само по себе и не приносит никакого отдельного результата, однако его отсутствие резко ухудшает результаты той деятельности, которой занят ребенок.
Как отмечает академик Р. С. Немов, «внимание в жизни и деятельно-сти человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нуж-ные и тормозит ненуж¬ные в данный момент психологические и физиологи-ческие процессы, способствует организованному и целенаправленному от-бору посту¬пающей в организм информации в соответствии с его актуальны-ми потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредо¬точенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности»/14, 175/
По своим проявлениям внимание близко и к памяти, и к произвольно-сти. Внимать – значит вбирать в себя действитель¬ность. Но сложность со-стоит в том, что это вбирание ограниче¬но по объему (одновременно объек-том внимания может быть, как и в памяти, 7 плюс-минус 2 объекта). Поэто-му оно избира¬тельно, то есть, сосредотачиваясь на одном, ребенок должен одновременно отвлекаться, выпускать из поля внимания дру¬гое. Следова-тельно, тренировка заключается прежде всего в стремлении следовать инст-рукциям, придерживаться установ¬ленных связей.
Легкому отвлечению внимания, его подчиненности внешним воздей-ствиям способствует не только еще недостаточное развитие воли и подвиж-ность эмоций, но и известная бедность внутреннего мира ребенка. Внимание характеризует личность ребенка в целом, его способность планировать, предвидеть результаты, избегать оши¬бок, оно отражает характер и темпера-мент ребенка и в этом смысле, конечно, с трудом поддается воспитанию.
Однако мож¬но и следует тренировать внимание на уроках в начальной школе, особенно на уроках математики; создать необходимые условия для преодоления недостатков в проявлении внимания и развитии его свойств.
В начальных классах, особенно в I классе, только начинают формиро-ваться способы учебной работы. Поэтому необходима не¬прерывная четкая линия, направленная на развитие внимания, наблюдательности, памя¬ти, на умение проводить анализ, сравнение, находить закономерности.
Многочисленные исследования ученых-ме¬тодистов, учителей-практиков свидетельству¬ют о необходимости учета индивидуально¬го разви-тия познавательных процессов лич¬ности младших школьников – внимания, памяти, мышления, воображения. Учителя начальных классов должны уви-деть не толь¬ко недостатки подготовленности ребенка к школе, но и особен-ности его психо¬физиологического развития и, исходя из этого, строить учеб-ный процесс. Особенно актуален такой подход для сельских школ. Специ-фические условия работы класса предъявляют, преж¬де всего, особые требо-вания к внима¬нию младших школьников.
Выбор внимания в качестве объекта исследования в сельской школе не случаен. Сама обстанов¬ка учебных занятий в сельской школе требует от учеников большой устой¬чивости внимания, чтобы не отвлекаться от само-стоятельного выполнения задания.
Все это и определило тему дипломного исследования и позволило сформулировать следующую гипотезу: систематическое использование на уроках математики заданий, направленных на развитие свойств внимания учащихся первого класса позволяет существенно улучшить особенности распределения внимания, его объем и устойчивость.
Предмет: возможность использования различных заданий, направлен-ных на развитие внимания учащихся на уроках математики в начальной школе.
Объект: процесс обучения математике в первом классе с использова-нием упражнений, способствующих развитию внимания учащихся.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить возможности развития внимания детей в процессе обучения ма-тематике.
3. Изучить состояние вопроса в практике работы школы.
4. Подобрать конкретные задания для развития различных свойств внима-ния учащихся 1 класса.
5. Экспериментально проверить доступность и эффективность этих зада¬ний.
Решение поставленных задач связано с использованием различных ме-тодов педагогических исследований: теоретический анализ литературы по теме исследования, наблюдение, эксперимент.
Экспериментальная работа проводилась в Староюрьевской основной общеобразовательной школе Староюрьевского района Тамбовской области в течение 2-х лет /1999 – 2001 гг./




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



ЛИТЕРАТУРА
1. Бабкина Л. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа, 1998, № 4.
2. Белозерских Г. М. Развитие творческого потенциала личности//Начальная школа, 1994, № 11, с. 22 – 24.
3. Вергелес Г. И., Матвеева Л. А., Раев А. И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. СПб. 159 с.
4. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте.
//Хрестоматия по вниманию. М,, 1976.
5. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
6. Гальперин П. Я. К проблеме внимания //Хрестоматия по вниманию. М. 1976.
7. Гребцова Н. И. Развитие мышления учащихся//Начальная школа, 1994,
№ 11, с. 24 – 26.
8. Калинина И. Г. Развитие внимания на уроках математики в малокомплектной школе//Начальная школа, 1993, № 10, с. 60 – 63.
9. Ковалев С. В. Перепрограммирование собственной судьбы. М.,2000, 784с.
10. Крутецкий. Основы педагогической психологии. М, 1972. 255 с.
11. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск, 1999. 384 с. /Библиотека практической психологии/
12. Марютина Т. М., Мешкова Т. А., Гавриш Н. В. О связи свойств внимания и успеваемости у учащихся вторых классов//Вопросы психологии. 1988, №3.
13. Нартова-Бочавер С. К., Мухортова Е. А. Скоро в школу! М., 1998. 128 с.
14. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994.576с
15. «Психология младшего школьника», под ред. Е. И. Игнатьева. М., 1960.
16. "Развивающие игры с элементами "логики" для первых классов начальной школы//Психологическос обозрение, 1996, №2(3), с. 47-52.
17. Рибо Т. Психология внимания//Хрестоматия по вниманию. М.: 1976.
18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
19. Рогов Е. И. Психология познания. М., 1998, 176 с.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.
21. Рудовская Н. В. Развитие наблюдательности у детей на уроках математики//Начальная школа, 1992, № 2, с. 35.
22. Сереброва И. В. Развитие внимания и логического мышления на занятиях по математике//Начальная школа, 1995, № 6, с. 51 – 53.
23. Титченер Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию. М. 1976.
24. Узнадзе Д. Н. Установка человека //Хрестоматия по вниманию. М. 1976.
25. Ушинский К. Д. Собр. соч., т. 6. М.—Л., 1949.
26. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991, 288 с.
27. Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М.,1993. 191с.
28. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
29. Эльконин Д. Б. Психологические условия развивающего обучения//Обучение и развитие младших школьников. М., 1970.
30. Энциклопедия психологических тестов-3. М., 2000. 360 с.

Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru