Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами ID работы - 709206 психология (дипломная работа) количество страниц - 65 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение Глава I. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изотворчества. 1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов 2. Понятие общих способностей детей дошкольного возраста 3. Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве 4. Этапы развития художественно-творческих способностей 5. Факторы развития художественно-творческих способностей Глава II. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами. 1. Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности 2. Занятие по рисованию - основная форма работы по развитию творческих способностей 3. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей 4. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами 5. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ: Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности. Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков. Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных). При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, характеризующие теоретическое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследованиями отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, мышления, речи, музыкального слуха и прочие), вторая - с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические, творческие) и разработкой комплексных методов их развития. Соответственно различается и практическая реализация этих подходов. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская. Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием. Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию. Наблюдение педагогической практики в подготовительной группе показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне. Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено. Цель представленной работы: изучение процесса развития художественно-творческих способностей в процессе рисования живописными материалами у детей 6-7 лет. Задачи: 1. Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте; 2. Проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей в технике живописи; 3. Разработка путей развития творческих способностей в области рисования живописными материалами; 4. Апробирование инновационных техник в живописи для старшего дошкольного возраста. Объектом исследования выступают дети старшего дошкольного возраста, их художественно-творческая деятельность в виде рисования живописными материалами. Предмет исследования: рисование живописными материалами как фактор развития художественно- творческих способностей. Гипотеза: Занятия по рисованию в живописной технике способствуют развитию специальных художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, если: 1) знакомить детей с особенностями рисования живописными материалами; 2) организовать специальные занятия по выявлению художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в области рисования красками; 3) диагностировать и развивать художественно-творческие способности детей старшего дошкольного возраста в технике рисования живописью. Решению задач будут способствовать методы исследования: 1. Всеобщие: изучение работ отечественных педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей; 2. Общенаучные: анализ, сравнение, синтез; обобщение как общетеоретический метод исследования; 3. Частные: изучение продуктов деятельности, эксперимент, построение гипотезы. Эксперимент проведен в МДОУ № 16 "Колокольчик" г. Железноводска на базе подготовительной группы. Структура выпускной квалификационной работы: исследование состоит из введения, основной части, включающей теоретические и практические вопросы, заключения, списка литературы, приложения в виде конспектов занятий и работ детей в технике живописи. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 1997. 2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000. 3. Донин А. Введение в искусствознание. - Н. Новгород, 1998. 4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005. 5. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001. 6. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. - М., 1998. 7. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. - М., 1998. 8. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М., 2006. 9. Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005. 10. Костерин Н. учебное рисование. - М., 1980. 11. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев, 1986. 12. Мелик - Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. - М., 1987. 13. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. 14. Пластические искусства: краткий терминологический словарь. - М., 1995. 15. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. В.И. Васильевой. - М.: Академия, 2005. 16. Психология. Словарь/ Под ред. Петровского А.В. - М., 1990. 17. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982. 18. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1962. 19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. - О.: ТИТУЛ, 1996. 20. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Коаткий словарь художественных терминов.- О.: ТИТУЛ, 1996. 21. Соломенникова О. Радость творчества. - М., 2005. 22. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста. - М., 1992. 23. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. - М., 1985. 24. Субботина Л. Развитие воображения у детей.- Ярославль, 1998. 25. Теплов Б.М. Способности и одаренность. - М., 2002. 26. Теория и методика изодеятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1977. 27. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2001. 28. Шоргина. Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. - М.: Книголюб, 2003. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru