Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Развитие произвольного внимания у дошкольников в онтогенезе ID работы - 616736 психология (курсовая работа) количество страниц - 33 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление Введение 3 Глава 1. Понятие произвольного внимания у детей 5 1.1. Физиологические основы развития внимания 5 1.2. Произвольность внимания как разновидность волевого акта 10 Глава 2. Развитие произвольного внимания у детей в онтогенезе 22 2.1. Начало развития внимания у детей 22 2.2. Специфика развития произвольного внимания 26 Заключение 29 Библиография 31 ВВЕДЕНИЕ: Введение Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у детей, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколько-либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. В тесной связи с проблемой внимания встает и проблема воли, ведь в основе внимания лежат именно волевые процессы: необходимо удерживать концентрацию, когда это уже неинтересно, и здесь в силу вступает воля. Произвольное управление действиями, соблюдение правил, которое необходимо детям, в первую очередь, в учебной деятельности, возможно на первых порах, когда ребенку ясны близкие цели и когда он знает, что время его усилий ограничено малым числом заданий. Длительное напряжение произвольного внимания затрудняет и утомляет ребенка. Психология внимания - одна из классических областей психологии. Ее изучением занимались Н.Н. Ланге, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин и многие другие. В ее арсенале накоплено большое количество способов, позволяющих исследовать и проводить диагностику разных сторон внимания, множество общих рекомендаций и конкретных приемов для активного развития внимания детей разного возраста и взрослых. Без внимания как умения активно сосредоточиться на чем-то одном, главном, отбросив все случайное, в данный момент ненужное, жизнь невозможна. Внимание - это динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем. Внимание проявляется в избирательном отражении объектов в соответствии с потребностями субъекта, целями и задачами его деятельности. Внимание учащихся - одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Внимание - это динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем. Внимание проявляется в избирательном отражении объектов в соответствии с потребностями субъекта, целями и задачами его деятельности. Внимание учащихся - одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память или мышление. Зато оно как бы «жертвует собой» ради них и обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, мы обдумываем задачу или, забыв обо всем на свете, пишем сочинение. Внимание не только создает наилучшие условия для психической деятельности, но и помогает человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме. В связи с этим очевидна актуальность темы курсовой работы: «Развитие произвольного внимания у дошкольников в онтогенезе». Цель курсовой работы: исследовать особенности развития произвольного внимания у дошкольников в онтогенезе. Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи: 1) изучить основные свойства произвольного внимания; 2) рассмотреть специфику произвольного внимания и его характеристики как волевого акта; 3) проанализировать развитие произвольного внимания у детей в онтогенезе; 4) сделать выводы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Названия глав отражают их содержание. Глава 1. Понятие произвольного внимания у детей 1.1. Физиологические основы развития внимания Первичный факт, в котором выражается внимание, заключается в том, что некото¬рые моменты, как бы выступающие на передний план, приобретают господствую¬щее, доминирующее значение для течения психических процессов. Физиологи¬ческой основой внимания в соответствии с этим является тот характер процессов в нервной системе, который получил свое наиболее развернутое выражение в принципе доминанты Ухтомского. Павлов для обозначения этого явления гово¬рит о центре оптимальной возбудимости. «В высших этажах и в коре полушарий принцип доминанты, — пишет Ухтомский, — является физиологической основой акта внимания и предметного мышления». Предшествующие попытки объяснения внимания, господствовавшие в психологической литературе, могут быть, по классификации Дюрра, разделены на теории проторения путей (Эббингауз), теории торможения, или задержки (Вундт), и теории поддержки (Мюллер). Принцип доминанты, по Ухтомскому, является «общим рабочим принципом нервных цен¬тров». Термином «доминанта» Ухтомский обозначает «господствующий очаг возбуждения». В нормальной деятельности центральной нервной системы текущие переменные задачи ее в непрестанно меняющейся среде вызывают в ней переменные «главенствующие очаги возбуж¬дения». Эти очаги возбуждения, привлекая к себе вновь возникающие волны возбуждения и тормозя другие нейтральные участки, могут существенно разнообразить работу центров. «Внешним выражением доминанты является стационарно поддерживаемая работа или рабо¬чая поза организма». При этом доминанта является не топографически единым пунктом воз¬буждения в центральной нервн СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Библиография 1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. Иркутск, 1989. – 350 с. 2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1974. – 260 с. 3. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. – М.: Просвещение, 1996. – 372 с. 4. Валентинов В. 150 веселых игр. – СПб.: Литера, 2002. – 215 с. 5. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996. – 268 с. 6. Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 1974. №12. – С. 24-30. 7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского М.: Просвещение, 1979. – 450 с. 8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М.: Просвещение, 1984. – 280 с. 9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М.: Владос, 2002. – 324 с. 10. Волкова Н. Внимание детей во время занятий// Дошкольное воспитание. – 1971.- №12.- С. 6-9. 11. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте// Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я. Романова. – М.: Просвещение, 1976. – С. 184-219. 12. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Просвещение, 1983. – Т. 3. – С. 240. 13. Гавриков К.В., Глазачев О.С., Бердникова Т.К. Система медико-педагогического контроля готовности и адаптации детей 6-летнего возраста к обучению в школе: Информационное методическое письмо. – Волгоград, 1988. – 64 с. 14. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Докл. Апн РСФСР. – 1958. – № 3. – С. 33-38. 15. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: Просвещение, 1974. – 260 с. 16. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитатель. – М.: Просвещение, 1972. – 280 с. 17. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: Наука, 1988. – 364 с. 18. Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. – М.: Просвещение, 1976. – С. 50-103. 19. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1997. – 365 с. 20. Диагностика познавательной сферы ребенка / Под ред. Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой – М.: Просвещение, 1994. – 270 с. 21. Добрынин Н.Ф. и др. Возрастная психология: Курс лекций. – М.: Просвещение, 1965. – 340 с. 22. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии. – 1975. – № 2. – С. 68-80. 23. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Советская педагогика. – 1938. – № 8. – С. 27. 24. Домашенко И.А., Гамезо М.В. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1986. – 351 с. 25. Дубровинская Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе // Психологический журнал. – 1982. – Т.З. – №5. – С. 54-65. 26. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 1984. – 311 с. 27. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника. – Москва-Воронеж, – 2002. – 250 с. 28. Зверева Г.И. О воспитании внимания //Дошкольное воспитание.- 1960.- № 12. – С. 46. 29. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 390 с. 30. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с. 31. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Университет Российской академии образования, 1998. – С. 120. 32. Люблинская, А. А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. – 412 с. 33. Морозов, А. В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – СПб: Союз, 2000. – 456 с. 34. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1999. – 456 с. 35. Набатникова Л. Влияние социально значимых раздражителей на характер внимания // Дошкольное воспитание. – 1970. – №7. – С. 36-38. 36. Немов Р.С. Психология: Учебник в 3 т. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Т.2. – 608 с. 37. Общая психология. / Под ред. Петровского А.В.– М.: Просвещение, 1994. – 452 с. 38. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. –М.: Аспект-пресс, 1996. – 340 с. 39. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. – М.: Просвещение, 2001. – 153 с. 40. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практической деятельности/ Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с. 41. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964. – 390 с. 42. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. Дубровиной И.В. – М.: Академия, 1995. – 168 с. 43. Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1990. – №4. – С. 161-167. 44. Смирнов А.А.Психология ребенка и подростка. – М.: Просвещение, 1999. – 462 с. 45. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 1996. – 275 с. 46. Урунтаева Г.А. Диагностика детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1997. – 340 с. 47. Хрестоматия по вниманию / под ред. Леонтьева А.Н., Пузырея А.А., Романова В.Я. М., 1976 г. с. 184-219. 48. Чиркова, Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования: М.: Педагогическое общество России, 1998.- 255 с. 49. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. /Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1995. – 352 с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru