Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Развитие произвольного внимания детей посредством использования дидактического материала ID работы - 604630 психология (курсовая работа) количество страниц - 37 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Проблема сформированности внимания умственно отсталых учащихся 6 1.1. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых учащихся специальных (коррекционных) школ 6 1.2. Особенности развития внимания умственно отсталых школьников 14 2. Развитие произвольного внимания детей посредством использования дидактического материала 21 2.1. Методика исследования и характеристика группы детей 21 2.2. Интерпретация результатов исследования 23 2.3. Приемы работы по использованию дидактического материала для развития произвольного внимания 27 Заключение 32 Список литературы 34 Приложение 38 ВВЕДЕНИЕ: Введение Основной целью специального образовательного учреждения для умственно отсталых школьников является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду, обеспечивающая условия их социальной реабилитации и интеграции в обществе. Одно из важнейших направлений подготовки связано с необходимостью осмысленной ориентировки выпускников данного учреждения в событиях текущей общественной жизни. От умения правильно оценивать происходящие события во многом зависит жизненная направленность человека, его позиция, отношение к людям, окружающим условиям, труду, своему Отечеству. Развитие у школьников умения правильно анализировать и оценивать события прошлого и настоящего является одной из основных задач формирования базовой культуры личности. Умение ориентироваться в текущих общественных событиях не вырабатывается у школьников автоматически. Это целенаправленный процесс, который предполагает развитие способностей разбираться в них, отделять важное от второстепенного, видеть за главными событиями закономерности и основные тенденции дальнейшего общественного развития, правильно оценивать социальные явления, определять свое место и свою позицию по отношению к происходящему, верное направление своей деятельности. Выпускники школ в жизни постоянно сталкиваются с различными событиями, в том числе общественно-политическими и историческими: полет человека в космос, авария на Чернобыльской АЭС, война в Чечне, выборы местных и центральных органов власти, референдум и т.д. Очевидно, что уже в школе надо готовить учащихся к самостоятельной правильной ориентировке в таких событиях. Однако решение этой задачи в условиях специальной школы имеет свою специфику, обусловленную нарушениями деятельности центральной нервной системы и особенностями психофизического развития умственно отсталых школьников. Для того чтобы подготовить их к самостоятельной ориентировке в исторических и текущих социальных событиях, необходимо не только использовать специальные приемы, но важно разработать научно обоснованную систему коррекционного обучения, основу которой составят уроки истории и внеклассные занятия[5, c. 34]. Исследования ряда авторов (М.А. Арнольдов, К.В. Баранов, О.Г. Зориня, А.Л. Капустин, И.Н. Логинова, Б.Л. Шузанов, В.Л. Синев и др.) показывают возможность овладения умственно отсталыми подростками историческими знаниями и определенными мыслительными умениями при специально организованном учебном процессе. Однако анализ специальной психолого-педагогической литературы позволяет говорить о том, что вопрос о формировании у умственно отсталых подростков умения ориентироваться в исторических событиях с позиции их подготовки к осмысленному восприятию текущих социальных событий не был предметом специального исследования. Это и определило тему исследования: развитие произвольного внимания старших школьников с умственной отсталостью через дидактический материал на уроках истории. Объект исследования - произвольное внимание умственно отсталых школьников. Предмет исследования - процесс формирования произвольного внимания у умственно отсталых школьников на уроках истории. Цель исследования - изучить пути формирования произвольного внимания старших школьников с умственной отсталостью на уроках истории посредством дидактического материала. Исходя из поставленной цели определены задачи исследования: 1. Выявить особенности развития внимания у школьников с умственной отсталостью путем анализа психолого-педагогической литературы. 2. Провести экспериментальное исследование по данной проблеме. 3. Разработать рекомендации по изучению общественно-исторического материала для учителей и воспитателей данного типа школ. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие произвольного внимания старших школьников с умственной отсталостью наиболее успешно происходит при использовании дидактического материала. База исследования: г. Хабаровск, школа-интернат №31. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литератцры и приложений. 1. Проблема сформированности внимания умственно СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. - М, 1995. 2. Баскакова И. Л. Внимание школьников-олигофренов. М., 1982. 3. Бгажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. - 1994г. - №1 - с.11 4. Белопольская Н. Л. К вопросу об особенностях личности и деятельности детей с задержкой психического развития и их коррекции. - В кн.: Психологические исследования, вып 6. М., 1974. 5. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев, 1978 6. Блейхер В. М, Клиническая патопсихология. - Ташкент, 1976. 7. Блюмина М. Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология, 1989. - № 3. 8. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973. 9. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - Москва, Просвещение, 1967г. 10. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В. Воронковой. - М., 1994. 11. Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка. Основы дефектологии. Собр. Соч. т 5. - М.: Просвещение, 1983. 12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1997.Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника. - М.: Знание, 1979. 13. Грабова А.Н. Очерки по олигофренопедагогики. М., 1961. 14. Гальперин П. Я., Кобыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974. 15. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей / Под ред. Н. Д. Шматко. - М., 1997. 16. Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П.Пузанова - М.: Новая школа, 1996г. 17. Дидактический материал к урокам истории во вспомогательной школе /Свердл. ин-т усоверш. учителей. Свердловск, 1983. 56 с. 18. Дульнев Г.М. Учебно - воспитательная работа во вспомогательной школе М.: Просвещение, 1981. 19. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. - 1999г. - №6 - с.25. 20. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995. 21. Замский X. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. - М., 1995. 22. Кабинет истории во вспомогательной школе /Свердл.пед.ии-т. Сверд-ловск,1988. 30 с. 23. Лебединская К. С. Нарушения психического развития детей. - М., 1985. 24. Лиепиня С. В. Сравнительные исследования объема внимания учащихся 1-3 классов вспомогательных и массовых школ.- В кн.: Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М., 1976. 25. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989. 26. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. 27. Маллер А. Р., Цикото Г. В., Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта, М: Педагогика, 1988. 28. Матасов Ю. Т. Психические процессы и свойства личности умственно отсталых детей. - Л., 1981.. 29. Методические рекомендации к урокам истории во вспомогательной школе /Свердл. пед.ии-т. Свердловск, 1982. 20 с. 30. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с. 31. Олигофренопедагогика / Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Академия, 2000. 32. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 1999. 33. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А. И. Дьяченко. - М., 1965. 34. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. - М., 1959. 35. Петрова В. Г., Белякова И. Е. Психология умственно отсталого ребенка (олигофренопсихология). - М.: Изд-во РОУ, 1996. 36. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М.: Просвещение. - 1968. - 160 с. 37. Понимание исторических событий выпускниками вспомогательных школ //Всесоюзная конференция ученых-дефектологов: Тез.докл. М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1984. С.27. 38. Практические занятия по курсу "Специальная методика истории во вспомогательной школе" /Свердл.пед.ин-т. Свердловск, 1990.30 с. 39. Применение логических схем при изучении причинно-следственных связей ня уроках истории во вспомогательной школе //Коррекциошю-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталого ребенка /Под ред. М.Н.Перовой. М.: Изд-во Моск. пед. ин-та, 1985. С.86-94. 40. Примерное тематическое планирование уроков истории во вспомогательной школе /Урал. пед. ин-т. Екатеринбург, 1993. 48 с. 41. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе/ Под редакцией Ж.И. Шиф - М.: Педагогика, 1972г. 42. Смирнова А.Н. Коррекционно - воспитательная работа учителя вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1982. 43. Трофимова Н.М., Дуванова С.П. Основы специальной педагогики и психологии. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с. 44. Уроки истории по теме "Куликовская битва" //Учебный процесс во вспомогательной шноае/От.ред.ЛНЛигаев. /Урал. гос. лед. ун-т. Екатеринбург, 1980. 45. Формирование приема сравнения у учащихся вспомогательной школы при изучении исторического материала: Метод, рекомендации /Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1989.26 с. 46. Формирование приемов обобщения на уроках истории //Совершенствование учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе: Сб.ыаучн.тр. /Свердл.пед.ин-т. Свердловск, 1983. С.26-35. 47. Хомская Е. Д. Мозг и активация. М., 1972. 48. Этапы подготовки к уроку истории во вспомогательной школе: Метод, рекомендации /Свердл.пед.ин-т. Свердловск, 1984.18 с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru