www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Развитие произвольного внимания детей посредством использования дидактического материала


ID работы - 604630
психология (курсовая работа)
количество страниц - 37
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Содержание

Введение 3
1. Проблема сформированности внимания умственно отсталых учащихся 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых учащихся специальных (коррекционных) школ 6
1.2. Особенности развития внимания умственно отсталых школьников 14
2. Развитие произвольного внимания детей посредством использования дидактического материала 21
2.1. Методика исследования и характеристика группы детей 21
2.2. Интерпретация результатов исследования 23
2.3. Приемы работы по использованию дидактического материала для развития произвольного внимания 27
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 38





ВВЕДЕНИЕ:



Введение

Основной целью специального образовательного учреждения для умственно отсталых школьников является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду, обеспечивающая условия их социальной реабилитации и интеграции в обществе. Одно из важнейших направлений подготовки связано с необходимостью осмысленной ориентировки выпускников данного учреждения в событиях текущей общественной жизни. От умения правильно оценивать происходящие события во многом зависит жизненная направленность человека, его позиция, отношение к людям, окружающим условиям, труду, своему Отечеству. Развитие у школьников умения правильно анализировать и оценивать события прошлого и настоящего является одной из основных задач формирования базовой культуры личности.
Умение ориентироваться в текущих общественных событиях не вырабатывается у школьников автоматически. Это целенаправленный процесс, который предполагает развитие способностей разбираться в них, отделять важное от второстепенного, видеть за главными событиями закономерности и основные тенденции дальнейшего общественного развития, правильно оценивать социальные явления, определять свое место и свою позицию по отношению к происходящему, верное направление своей деятельности.
Выпускники школ в жизни постоянно сталкиваются с различными событиями, в том числе общественно-политическими и историческими: полет человека в космос, авария на Чернобыльской АЭС, война в Чечне, выборы местных и центральных органов власти, референдум и т.д. Очевидно, что уже в школе надо готовить учащихся к самостоятельной правильной ориентировке в таких событиях. Однако решение этой задачи в условиях специальной школы имеет свою специфику, обусловленную нарушениями деятельности центральной нервной системы и особенностями психофизического развития умственно отсталых школьников. Для того чтобы подготовить их к самостоятельной ориентировке в исторических и текущих социальных событиях, необходимо не только использовать специальные приемы, но важно разработать научно обоснованную систему коррекционного обучения, основу которой составят уроки истории и внеклассные занятия[5, c. 34].
Исследования ряда авторов (М.А. Арнольдов, К.В. Баранов, О.Г. Зориня, А.Л. Капустин, И.Н. Логинова, Б.Л. Шузанов, В.Л. Синев и др.) показывают возможность овладения умственно отсталыми подростками историческими знаниями и определенными мыслительными умениями при специально организованном учебном процессе. Однако анализ специальной психолого-педагогической литературы позволяет говорить о том, что вопрос о формировании у умственно отсталых подростков умения ориентироваться в исторических событиях с позиции их подготовки к осмысленному восприятию текущих социальных событий не был предметом специального исследования.
Это и определило тему исследования: развитие произвольного внимания старших школьников с умственной отсталостью через дидактический материал на уроках истории.
Объект исследования - произвольное внимание умственно отсталых школьников.
Предмет исследования - процесс формирования произвольного внимания у умственно отсталых школьников на уроках истории.
Цель исследования - изучить пути формирования произвольного внимания старших школьников с умственной отсталостью на уроках истории посредством дидактического материала.
Исходя из поставленной цели определены задачи исследования:
1. Выявить особенности развития внимания у школьников с умственной отсталостью путем анализа психолого-педагогической литературы.
2. Провести экспериментальное исследование по данной проблеме.
3. Разработать рекомендации по изучению общественно-исторического материала для учителей и воспитателей данного типа школ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие произвольного внимания старших школьников с умственной отсталостью наиболее успешно происходит при использовании дидактического материала.
База исследования: г. Хабаровск, школа-интернат №31.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литератцры и приложений.


1. Проблема сформированности внимания умственно




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список литературы

1. Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. - М, 1995.
2. Баскакова И. Л. Внимание школьников-олигофренов. М., 1982.
3. Бгажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. - 1994г. - №1 - с.11
4. Белопольская Н. Л. К вопросу об особенностях личности и деятельности детей с задержкой психического развития и их коррекции. - В кн.: Психологические исследования, вып 6. М., 1974.
5. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев, 1978
6. Блейхер В. М, Клиническая патопсихология. - Ташкент, 1976.
7. Блюмина М. Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология, 1989. - № 3.
8. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.
9. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - Москва, Просвещение, 1967г.
10. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В. Воронковой. - М., 1994.
11. Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка. Основы дефектологии. Собр. Соч. т 5. - М.: Просвещение, 1983.
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1997.Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника. - М.: Знание, 1979.
13. Грабова А.Н. Очерки по олигофренопедагогики. М., 1961.
14. Гальперин П. Я., Кобыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
15. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей / Под ред. Н. Д. Шматко. - М., 1997.
16. Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П.Пузанова - М.: Новая школа, 1996г.
17. Дидактический материал к урокам истории во вспомогательной школе /Свердл. ин-т усоверш. учителей. Свердловск, 1983. 56 с.
18. Дульнев Г.М. Учебно - воспитательная работа во вспомогательной школе М.: Просвещение, 1981.
19. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. - 1999г. - №6 - с.25.
20. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995.
21. Замский X. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. - М., 1995.
22. Кабинет истории во вспомогательной школе /Свердл.пед.ии-т. Сверд-ловск,1988. 30 с.
23. Лебединская К. С. Нарушения психического развития детей. - М., 1985.
24. Лиепиня С. В. Сравнительные исследования объема внимания учащихся 1-3 классов вспомогательных и массовых школ.- В кн.: Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М., 1976.
25. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
26. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.
27. Маллер А. Р., Цикото Г. В., Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта, М: Педагогика, 1988.
28. Матасов Ю. Т. Психические процессы и свойства личности умственно отсталых детей. - Л., 1981..
29. Методические рекомендации к урокам истории во вспомогательной школе /Свердл. пед.ии-т. Свердловск, 1982. 20 с.
30. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
31. Олигофренопедагогика / Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Академия, 2000.
32. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 1999.
33. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А. И. Дьяченко. - М., 1965.
34. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. - М., 1959.
35. Петрова В. Г., Белякова И. Е. Психология умственно отсталого ребенка (олигофренопсихология). - М.: Изд-во РОУ, 1996.
36. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М.: Просвещение. - 1968. - 160 с.
37. Понимание исторических событий выпускниками вспомогательных школ //Всесоюзная конференция ученых-дефектологов: Тез.докл. М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1984. С.27.
38. Практические занятия по курсу "Специальная методика истории во вспомогательной школе" /Свердл.пед.ин-т. Свердловск, 1990.30 с.
39. Применение логических схем при изучении причинно-следственных связей ня уроках истории во вспомогательной школе //Коррекциошю-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталого ребенка /Под ред. М.Н.Перовой. М.: Изд-во Моск. пед. ин-та, 1985. С.86-94.
40. Примерное тематическое планирование уроков истории во вспомогательной школе /Урал. пед. ин-т. Екатеринбург, 1993. 48 с.
41. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе/ Под редакцией Ж.И. Шиф - М.: Педагогика, 1972г.
42. Смирнова А.Н. Коррекционно - воспитательная работа учителя вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1982.
43. Трофимова Н.М., Дуванова С.П. Основы специальной педагогики и психологии. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.
44. Уроки истории по теме "Куликовская битва" //Учебный процесс во вспомогательной шноае/От.ред.ЛНЛигаев. /Урал. гос. лед. ун-т. Екатеринбург, 1980.
45. Формирование приема сравнения у учащихся вспомогательной школы при изучении исторического материала: Метод, рекомендации /Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1989.26 с.
46. Формирование приемов обобщения на уроках истории //Совершенствование учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе: Сб.ыаучн.тр. /Свердл.пед.ин-т. Свердловск, 1983. С.26-35.
47. Хомская Е. Д. Мозг и активация. М., 1972.
48. Этапы подготовки к уроку истории во вспомогательной школе: Метод, рекомендации /Свердл.пед.ин-т. Свердловск, 1984.18 с.




Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru