Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Развитие личности в отечественной психологии ID работы - 615021 психология (курсовая работа) количество страниц - 28 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Понятие «личность» в отечественной психологии 4 2. Понятие развития в психологии личности 10 3. Проблема развития личности в деятельности в теории А.Н. Леонтьева 23 Заключение 27 Список литературы 28 ВВЕДЕНИЕ: Введение В психологических словарях термин «развитие» трактуется следующим образом. «Развитие» определяется как закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики характеризуется необратимым характером изменений, направленностью (т.е. способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером. В другом словаре «развитие» трактуется как последовательные (прогрессирующие или регрессирующие), в целом необратимые количественные и качественные изменения психики; при этом старые структуры входят в новые, претерпевая изменения и реорганизацию. «Развитие» трактуется как качественные, в основном, необратимые, направленные изменения системы. Обобщая психологическое понимание развития, можно сказать, что развитие есть процесс качественных изменений, характеризующихся необратимостью, многомерностью, направленностью и возникновением качественно новых образований. В рамках данной работы автором поставлена цель теоретически проанализировать понятие «развитие» с точки зрения отечественной психологии, осознать сущность и содержание этого понятия. Актуальность изучения проблемы развития личности обусловливается тем, что личность представляет собой сложное многокомпонентное явление, находящееся под влиянием множества факторов. Гипотеза исследования проблемы формирования личности в обществе может состоять в том, что на основе интеграции системы научных знаний о человеке можно изучить внутренние (психологические) и внешние (социальные) механизмы формирования личности. Данное изучение позволит выявить закономерности социальной ситуации развития волевых качеств личности и целенаправленно воздействовать на улучшение внешних условий личностного роста. 1. Понятие «личность» в отечественной психологии Если обобщить определения понятия “личность”, существующие в рамках различных психологических теорий и школ, то можно сказать, что личность традиционно понимается как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде и в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида [8]. Итак, можно сказать, что личность человека — это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, опосредствующих взаимодействия субъекта и объекта. Такое определение личности вполне соответствует ее пониманию в отечественной (советской) психологии, ориентировавшейся на марксизм (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович и др.). В социальной философии марксизма через понятие “личность”, как правило, характеризуются сущностные социальные отношения, усвоенные человеком социальные роли, нормы, ценностные ориентации. А. Н. Леонтьев утверждает, что быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать: "На том стою и не могу иначе". Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь бремя выбора. Быть личностью — это значит осуществить вклад в общество, ради которого живешь и в котором жизненный путь индивидуальности превращается в историю страны. Из приведенного выше обобщенного определения личности следует, во-первых, что личность является атрибутивной характеристикой каждого человеческого субъекта, но не самим этим субъектом и, во-вторых, что личность является та СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии, М.: «Смысл», 2001. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. с.318 Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии. М., 1978 Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.; Наука, 1987); Моисеев Н.Н. Модели экологии и эволюции. М.; 1983. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.; Тривола, 1995 Пауль Б. Балтес. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. Том 15, №1, 1994. Петровский А.В., М.Г.Ярошевский. Основы теоретической психологии. - М.; Инфра-М, 1998. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова и др. М.; 1983. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.; Политиздат, 1990 Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека. М.; Знание, 1989. Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. М.; Изд-во политической литературы, 1987. 13. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., Тривола, 1994. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru