Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Разработка условий для адаптации детей в школе ID работы - 690408 психология (дипломная работа) количество страниц - 80 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития детей 7 1.1. Идеи отечественных и зарубежных авторов по проблемам сенсорного развития 7 1.2. Анализ основных понятий, сущность проблемы сенсорного развития детей 8 1.3. Ведущие теории, концепции по проблеме сенсорного развития детей 19 Глава 2. Практическое исследование адаптации школьников 47 2.1. Констатирующий эксперимент. Организация и проведение исследования 47 2.2. Формирующий эксперимент. Работа с дезадаптацией школьников 55 2.3. Контрольный эксперимент. Исследование и обсуждение итогов 65 Заключение 70 Библиография 75 Приложение 1 79 ВВЕДЕНИЕ: Среди актуальных аспектов современной проблемы взаимодействия личности и социума одним из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека, особенно ребенка, адаптивных способностей. В процессе адаптации каждый человек участвует многократно: первый адаптивный период - это начало жизни, причем первые три месяца - это период критической адаптации, второй период начинается с того времени, когда малыш учится говорить, затем - вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад), обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз); последующими периодами адаптации являются этапы вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи. О сложности и витальной значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, говорит особое внимание, обращаемое на него отечественными психологами и педагогами в научной литературе. Мы считаем, что именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем социальную фасилитацию, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. Организация перехода из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе - одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период 1) с педагогической точки зрения характеризуется низкой самоорганизацией, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, и 2) с психологической стороны - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Другим критическим периодом обучения считается переход из среднего в старшее звено. Немалая роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими. Все периоды адаптации имеют общие и специфические признаки и зависят от следующих условий: продолжительность адаптивного этапа, возраст человека, цель адаптации и др. Чаще всего процесс собственной адаптации индивидом не осознается и проходит стихийно. Это приводит к увеличению продолжительности периода адаптации, к формированию комплексов, к возникновению психического дискомфорта, состояния фрустрации и стресса, нервного истощения. Освоив необходимые приемы, человек способен сознательно управлять собственно процессом адаптации. В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий - важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки. Таким образом, можно считать, что адаптация - это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. М.Монтессори была одним из мыслителей, закладывавших фундамент теории дошкольного воспитания. В своей практике она успешно использовала дидактический материал, созданный ею самой. Немаловажный практический интерес представляют суждения Монтессори относительно содержания и методов обучения. Монтессори выдвинула идею свободного воспитания ребенка, создала комплексы упражнений для развития слуха, зрения и т.д. Кроме того, в обстановке комнаты, где занимались дети, был определенный порядок вещей, благодаря которому ребенок косвенно готовился к обучению письму и чтению. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики такие, как Ф. Фребель, М. Монтессори, О.Декроли, а также известные представители отечественной педагогики и психологии Е.И.Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П.Сакулина, справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные российскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Несмотря на большое количество исследовательских работ по данной проблеме, далеко не все педагоги осознают всю важность сенсорного развития детей и уделяют ему недостаточно времени и внимания. Объектом исследования является сенсорное развитие детей. Предмет исследования - использование опыта Марии Монтессори в сенсорном развитии детей. Цель данной работы - используя опыт М. Монтессори разработать условия для адаптации детей в школе. Задачи: 1. Проанализировать литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме сенсорного развития детей. 2. Раскрыть основные понятия по данной проблеме. 3. Изучить условия сенсорного развития детей. 4. Выявить возможности использования творческого, критического опыта Марии Монтессори в сенсорном развитии детей. Гипотеза исследования - эффективности адаптации к школе у детей можно добиться, если при использовании опыта М.Монтессори опираться на практическую деятельность детей, обеспечивая успешность умственного, физического, эстетического воспитания, что служит основной ступенью приобретения опыта и является основой познания окружающего мира. Методы исследования: Анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов. Наблюдение. Беседа. Педагогический эксперимент. Анализ результатов деятельности Практическая значимость: данную работу могут использовать воспитатели и учителя начальных классов для диагностики и повышения уровня сенсорного развития детей. База исследования: 4 класс средней общеобразовательной школы № 2 (Новосибирская область, Верх-Каргат). СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Агоева И. Воспитай личность // Дошкольное воспитание. - 2002. - 2. - С.82-86 2. Айзман Р.И., Жарова Г.Н. Подготовка ребенка к школе. - М., 1991. 3. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет. Форма. Количество. - М., 1984 - с. 45. 4. Ашикова С. Совместная с детьми творческая деятельность // Ребенок в детском саду. - 2001 - № 3 - с. 35. 5. Батаева Т.В. Развитие восприятия у детей. - М., 1990 - с.80. 6. Бодалев А.А. Восприятия и понимание человеком. - М., 1982. 7. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2004. - С.109. 8. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988. 9. Венгер Л.Н. Сенсорная культура и умственное развитие ребенка. - М., 1991. 10. Буре Р. Некоторые вопросы нравственного воспитания на занятиях // Дошкольное воспитание - 2003 - № 8 - с.5. 11. Давидчук А. Сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1993. 12. Доронова Т. Развитие детей в изобразительной деятельности. // Ребенок в детском саду. - 2005 - № 1. 13. Доронова Т. Развитие детей в изобразительной деятельности. // Ребенок в детском саду - 2005 - № 2. 14. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963 - с.98. 15. Игрушки и пособия для детского сада. / Под ред. В.М. Изгарсиевой. - М., 2002 - С.97. 16. Казакова Т.Г. Развитие у детей творчества. - М., 1987 - С.47. 17. Кашеварова А. Цветовосприятие // Дошкольное воспитание № 2 - 2005 - с. 5. 18. Кащенко В.Б. Педагогическая коррекция. - М., 1994 - с. 45. 19. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую методику // Дошкольное воспитание № 2 - 2005 - с.76. 20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2000 - с. 149. 21. Колмакова М.Н., Логинова В.И. История советской дошкольной педагогики. - М., 1988 - с. 105. 22. Колмакова М.Н., Логинова В.И. История зарубежной дошкольной педагогики. - М., 1986 - с. 115. 23. Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание № 2 - 2005 - с. 80. 24. Комарова Т. Игра и изобразительное творчество. // Дошкольное воспитание № 4 - 2005 - с. 74. 25. Крутецкий В.А. Психология. - М., 1986. 26. Кутузова И. Развитие игровой деятельности // Дошкольное воспитание - 2003 - № 5 - с. 25. 27. Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори - группе. // Дошкольное воспитание - 1998 - № 7 - с.7 28. Любина Г., Желонкина О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду № 1 - 2004. 29. Любина Г. Игра - это работа ребенка над самим собой. // Дошкольное воспитание. - 2002 - № 6. - с. 26. 30. Любина Г. Монтессори - материалы // Ребенок в детском саду. - 2002 - № 3 - с. 30. 31. Любина Г. Монтессори - материалы. Стодневник Монтессори - педагога. - 2002 - № 4 - с.33. 32. Любина Г. Монтессори - педагогика. // Ребенок в детском саду. - 2002 - № 2 - с.44. 33. Любина Г. Организация деятельности детей в Монтессори - группах // Ребенок в детском саду. - 2002 - № 5 - С.34. 34. Ляпина Г.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста. - М., 2001. 35. Масюкова Е.М., Лечебная педагогика. - М., 1997 - С.47. 36. Меджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 2002. - С.70. 37. Михайленко Н.,. Короткова Н. Овладение игровыми умениями. // Дошкольное воспитание - 1989 № 5 - С.45-51. 38. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М., 1990 - с. 112. 39. Мухаметзянов Р. Детский сад - начальная школа: О некоторых аспектах преемственности. // Дошкольное воспитание № 6 - 2005 - С.90 40. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 2004. - С.32. 41. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1985. 42. Парамонова Л. Творческое художественное конструирование // Дошкольное воспитание № 2 - 2005 - с. 92. 43. Пастюк О., Бережная И. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка. // Дошкольное воспитание - 2003 - № 11 - с. 35. 44. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. - М., 1983. 45. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М., 1996 - с.44. 46. Плутаева Е., Лосев Н. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание № 5 - 2005 - с. 43 47. Преганов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори. // Дошкольное воспитание. - 1989 - № 10 - с.19 48. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание № 1 - 2005 - с. 60. 49. Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. Диагностика, психопрофилактика и коррекция. - М., 1998 - с. 138. 50. Сенсорное воспитание в детском саду // Под ред. Поддьякова Н.Н. - М., 1981 51. Смирнова Г., Ткаченко Г. Коррекционно-развивающие игры. // Дошкольное воспитание - 2001 - № 3 - с. 52 52. Соломенникова О. Радость творчества // Дошкольное воспитание № 1 - 2005 - с. 49 53. Сорокова М. Монтессори - педагогика, вопросы теории и методики // Дошкольное воспитание - 2006 - № 10 - с. 70 54. Сорокова М. Монтессори - педагогика вопросы теории и методики // Дошкольное воспитание - 1999 - № 10 - с. 101 55. Сорокова М. Математика по методу Монтессори // Ребенок в детском саду - 2003 - № 1 - с. 35. 56. Сорокова М. Математика по методу Монтессори // Ребенок в детском саду - 2003 - № 2 - с. 21. 57. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно - М., 1981 - с. 36. 58. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М., 2003. - С.60. 59. Урадовских Г. Художественное конструирование из деталей конструктора // Дошкольное воспитание № 2 - 2005 - с. 15. 60. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей - М., 1976 - с. 25. 61. Фарбер Д.А., Козлов В.И. Физиология развития ребенка. - М., 2004. - С.128. 62. Шклярова М. Рисуете в нетрадиционной технике. - 1995 - № 11 - С.14. 63. Эльконин Д.Б. Психология игры - М., 2002. - С.65 Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru