www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

рассмотреть особенности развития волевых качеств у подростков из неполных семей


ID работы - 622671
психология (дипломная работа)
количество страниц - 77
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОЛИ В ПСИХОЛОГИИ 5
1.1. Воля и волевые действия 5
1.2. Теории воли в отечественной и зарубежной психологии 11
1.3. Волевые качества личности 18
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 29
2.1. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте 29
2.2. Особенности личности подростков из неполных семей 34
2.3. Формирование волевых качеств в подростковом возрасте 40
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 47
3.1. Организация и методы исследования 47
3.2. Анализ результатов исследования 54
3.3. Рекомендации по организации психолого-педагогической работы с подростками из неполных семей по развитию волевых качеств 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 72





ВВЕДЕНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.
Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.
Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. "Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела".
Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций "трудного мира" и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир - воля не требуется), 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения. Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила: 1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности; 2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности; 3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения.
Цель данной работы - рассмотреть особенности развития волевых качеств у подростков из неполных семей.
Задачи:
проанализировать понятия "воля" и "волевые действия";
рассмотреть теории воли в отечественной и зарубежной психологии;
выявить волевые качества личности;
рассмотреть ситуацию личностного развития в подростковом возрасте;
выявить особенности личности подростков из неполных семей;
провести исследование развития волевых качеств у подростков из неполных семей;
сформулировать рекомендации по организации работы с подростками из неполных семей.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. - 1984. - т.5. - № 5. - С. 63-70.
2. Асеев В.Г. Возрастная психология. - Иркутск, 1989. - С.124.
3. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО, 2001. - 1008с.
4. Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч. в 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т.2. - С. 454-465
5. Драгунова Т.В. Подростковый возраст // Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1983. - С.261.
6. Иванников В. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 142с.
7. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - М., 1992. - С. 8.
8. Кон И.С. Открытие "Я". - М.: Просвещение, 1978.
9. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967. - С. - 221.
10. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера /А. Лоуэн; Пер. с англ. Поле Е.В. - М.: Компания ПАНИ, 1996
11. Малисова И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности // Психологический журнал - 1994. - т. 14. - № 4. - С. 94-102
12. Немов Р.С. Психология: В 3-х т. - Т.2. - М., 2004. - С.30.
13. Неполная семья: как быть? // Домашнее воспитание. - 2002. - №4.
14. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. - СПб.: Алетейя, 2000. - С. 13
15. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. /А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др. ; Под ред. А. В. Петровского. 3-e изд. , перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464с.
16. Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы конференции (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 2 часть./Под общ. ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 360с.
17. Психология: Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. , испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.
18. Психология и педагогика. / Под ред. Радугина А.А. - М.: Центр, 1999. - С.128.
19. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000.
20. Радзиховский Л.А. Воспитание социальной ответственности подростков. // Сб. Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. / Под ред. Гинзбурга М.Р., Радзиховского Л.А. - М., 1987.
21. Романова И.А. Психология и педагогика. - М.: Экзамен, 2005.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1998.
23. Рыбалко Е.А. Становление личности // Социальная психология личности. - Л., 1974. - С. 20-31.
24. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. - Самара, 2000. - 656с.
25. Сапогова И.А. Особенности формирования ценностных ориентаций у старшеклассников // Педагогика развития и перемены в Российском образовании: Материалы научно-практической конференции - Красноярск, 2005. - С. 147-148.
26. Семенов В.Д. Психология характера. - М.: Мысль, 2004
27. Синцова Л.К. Социализация и адаптация // Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности. - Барнаул: БПИ, 1984. - С.24-28.
28. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. - М.: Школьная пресса, 2000. - С.301.
29. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
30. Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблемы объективации. // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1997. - С.167-179.
31. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия формирования личности подростка // Вопросы психологии. - 1976. - № 4. - С. 26-34.
32. Фигдор Г. Дети разведенных родителей. - М., 1995
33. Франкл В. Доктор и душа. - СПб.: Ювента, 1997. - С.226
34. Хекхаузен Х. Классические теории воли. // Психология эмоций и воли. - СПб.: Речь, 2005. - С.46-58.
35. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М.: ВЛАДОС, 2003
36. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995. - 288с.
37. Шестов Л.И. Сочинения в 2 тт. - М.: Просвещение, 1993. - Т.1. - С. 281

Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru