Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Пути формирования самостоятельности младших школьников в процессе обучения ID работы - 617081 психология (дипломная работа) количество страниц - 103 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 9 1.1. Определение понятия и сущности самостоятельности 9 1.2. Отражение ведущих идей самостоятельности как принципа обучения школьников в отечественной и зарубежной педагогике 19 1.3. Самостоятельность как источник развития и воспитания творческой активности и интереса к познанию 25 ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 28 2.1. Возрастные особенности проявления самостоятельности 28 2.2. Самостоятельность в обучении как результат развития мышления 32 2.3. Активная позиция учителя в формировании самостоятельности 38 ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ИСПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 44 3.1. Характеристика типов самостоятельной работы и многообразие их видов 44 3.2. Домашняя самостоятельная работа 49 3.3. Система самостоятельных упражнений. Методика их проведения 56 3.4. Самостоятельное наблюдение окружающей природной среды 57 3.5. Формирование умений и навыков самостоятельной работы с книгой 59 ГЛАВА 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ 61 4.1. Пути формирования самостоятельности. Организация и содержание эксперимента 61 4.2. Выявление уровня развития самостоятельности. Методика и результаты эксперимента 63 4.3. Выявление основных педагогических условий формирования самостоятельности в учебном процессе. Анализ и результаты исследования 72 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 98 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Высокие темпы развития и совершенствования науки и техники, потребность общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, способных быстро ориентироваться в обстановке, обусловливают актуальность проблемы развития познавательной деятельности учащихся на современном этапе школьного образования. Поэтому одной из главных задач школы является развитие у учащихся познавательной самостоятельности, познавательных интересов, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, творческого отношения к делу. В последнее время все большее признание в психолого-педагогических исследованиях получает личностно ориентированный подход к обучению и развитию. Все более активно изучаются процессы самопознания, самоотношения, самовоспитания, самореализации, самовыражения, играющие значительную роль в построении взаимоотношений ребенка с социальной средой, его адаптации к этой среде (социализации). В этом отношении важной является задача определения факторов и перспектив развития личности. Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к психическому развитию школьников. Важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться. Актуальной проблемой является поиск методов обучения, способствующих повышению творческой активности, мотивации школьников, развитию навыков самостоятельного решения учебных и жизненных трудностей. В традиционной педагогической сфере начальное образование не всегда рационально создает необходимые зоны ближайшего развития, в основном тренируя и закрепляя те психические функции, которые в своей основе возникли и начали развиваться еще в дошкольном возрасте. Личностно-развивающее обучение остается декларируемым, а не реальным для современной образовательной практики. В концепциях развивающего обучения основное внимание уделяется общему психическому развитию и в этой связи развитию мышления, формированию умственных действий, прочному усвоению учебного материала. Трансформирование традиционного обучения в личностно-развивающее оказалось затруднительным. Это связано с тем, что личностная идея в 50-70-е годы XX века еще не имела необходимой теоретико-методологической, психолого-педагогической основы, без которой и личностно-развивающее обучение оставалось лишь высокоценной идеей, далекой от практического воплощения. Многообразие и сложность решения этой задачи требует дальнейшего совершенствования учебно-познавательного процесса, повышения качества знаний, умений и навыков учащихся. Важнейшую роль при этом играет приведение технологии обучения в соответствие с требованиями жизни, реализация идей развивающего обучения, ядром которого является достижение в массовом педагогическом опыте необходимого уровня активности и самостоятельности школьников. Познавательная активность и самостоятельность являются признанным средством повышения осознанности и действенности изучаемого, результатом эффективной организации учебного процесса, неотъемлемой частью умственного развития, определяющей степень его сформированности (Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, И.Я.Лернер, М.Р. Львов, М.И.Махмутов, И.Т.Огородников, В.А.Онищук, П.И.Пидкасистый, Н.А.Половникова, Н.Н.Светловская, М.Н. Скаткин, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Л.В.Засекова, З.И.Колесникова, Е.Н.Кабанова-Миллер, А.Я.Савченко, Г.А.Цукерман и др.). Анализ литературы по активизации самостоятельности познавательной деятельности свидетельствует о широком исследовании данной проблемы в различных направлениях, особенно применительно к среднему и старшему звеньям обучения школьников. В частности, известны дидактические и методические исследования по разработке систем познавательных задач и процесса изучения гуманитарных предметов, использованию методов проблемного обучения, организации самостоятельной работы и т.д. В последние годы проблема развития познавательной самостоятельности активно исследуется и на уровне начального звена, о чем свидетельствует ряд работ, посвященных отдельным направлениям этой многогранной проблемы. Изучались способы руководства самостоятельной работой поискового характера (Н.С.Коваль), игровые ситуации как средство развития активности и самостоятельности (М.И.Микитинская), формирование мыслительных приемов (А.Я.Савченко), дидактические условия совершенствования эвристической беседы (Н.Г.Каменская) и др. Как показывают эти исследования, активная учебная деятельность школьников необходима на различных этапах усвоения материала. Научный коллектив под руководством В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина установил значение младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Ими выявлено, что в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития учебной деятельности и ее субъекта, активизации творческого мышления учащихся. Особое значение проблема активизации мышления, которая ориентирована на самостоятельное решение возникающих проблем с использованием сформированных знаний, умений и навыков, приобретает в младшем школьном возрасте. Их актуализация содействует развитию творческого мышления младших школьников в процессе личностно-развивающего обучения. Младший школьный возраст содержательно представлен в работах сотрудников и последователей Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова (Л.И.Айдарова, А.К.Дусавицкого, А.К.Маркова, Ю.А.Полуянова, В.В.Репкина, В.В.Рубцова, Г.А.Цукерман и др.). Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что дети приходят в школу не только с разным уровнем подготовки к обучению и разным уровнем интеллектуального развития, но и с различными личностными особенностями. В настоящее время педагогическая наука располагает определенным теоретическим и эмпирическим материалом, позволяющим исследовать пути и средства формирования и развития познавательной активности младших школьников. Вместе с тем, многие важные аспекты этой проблемы, как вопросы активизации познавательной самостоятельности младших школьников в процессе личностно-развивающего обучения, не являлись предметом специального исследования в условиях начального обучения с учетом специфики национальной школы. Отсюда можно констатировать, что в образовательной системе сложилось противоречие между потребностью в новых путях и способах формирования познавательной самостоятельности учащихся начальных классов и недостаточной их разработанностью в теории и практике. Все это определило выбор темы исследования Объект исследования - процесс познавательной деятельности младших школьников. Предмет исследования - педагогическое обеспечение формирования самостоятельности младших школьников в процессе обучения. Цель исследования - определить рациональные пути и условия активизации самостоятельности младших школьников в процессе обучения. В основу исследования положена гипотеза: познавательная самостоятельность младших школьников в процессе обучения максимально активизируется, если: - обеспечена продуктивная актуализация обобщенных базовых знаний, умений и навыков по учебному предмету как условие осуществления самостоятельной познавательной деятельности; - разработана система познавательных заданий с возрастанием содержательной и операционной сложности от урока к уроку, из класса в класс и включается в учебный процесс как его органическая часть; - созданы оптимальные педагогические условия и рациональная технология, обеспечивающие формирование и развитие самостоятельности школьников в добывании знаний. Задачи исследования: - осуществить психолого-педагогический анализ проблемы активизации самостоятельности младших школьников в учебной деятельности; - определить образовательные возможности учебных предметов: русского языка и чтения для формирования самостоятельности учащихся начальных классов школы в учебной деятельности; - разработать модель педагогического обеспечения развития самостоятельности младших школьников на уроках русского языка и чтения; - опытно-экспериментальным путем определить рациональные пути и условия, педагогические средства активизации самостоятельности младших школьников в учебной деятельности. Методологической основой исследования являются положения психологической и педагогической наук, рассматривающих различные аспекты взаимосвязи обучения и развития (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и др.), развития познавательной самостоятельности и активности школьников (М.А.Данилов, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин и др.), формирования приемов умственной деятельности (П.Я.Гальперин, Е.Н.Кабанова-Меллер, Н.Ф.Талызина и др.), обобщения и систематизация знаний на уроках (В.В.Давыдов, Б.Ф.Паламарчук и др.). Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования в их взаимосвязи с опытно-экспериментальной работой. Теоретический метод: теоретический анализ предмета исследования, моделирование педагогической системы, теоретическое обобщение результатов исследования и их интерпретация с позиций новых фактов и конкретных условий, изучение передового педагогического опыта. Эмпирический метод: включенное наблюдение, беседы с учителями, родителями, учащимися, анкетирование, изучение и анализ творческих работ учащихся, метод экспертной оценки, статистические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы. Теоретическая значимость исследования состоит в разработке модели педагогического обеспечения познавательной самостоятельности учащихся начальных классов средней школы в процессе обучения, включающей в себя рациональные организационные, дидактические, социально-психологические условия, пути и технологию активизации творческой самостоятельности учащихся в познавательном процессе. Практическая значимость исследования состоит в том, что по результатам работы подготовлены рекомендации, позволяющие учителям создать рациональные педагогические условия активизации и развития познавательной самостоятельности младших школьников в процессе личностно-развивающего обучения. Разработаны рекомендации, по совместной работе школы и семьи в процессе активизации познавательной самостоятельности как качества личности младших школьников. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 1.1. Определение понятия и сущности самостоятельности Активизация самостоятельности школьников в учебной, познавательной деятельности является одной из актуальных проблем современной педагогической теории и практики. Термин «познавательная самостоятельность» широко стал применяться в теоретических исследованиях и в практике обучения в последнее двадцатилетие. В трудах М.А.Данилова, КЯ.Лернера, М.И.Махмутова, И.Т.Огородникова, ГШ.Пидкасистого, Н.А.Поломниковой, А.Я.Савченко, М.Н.Скаткина. В работах многих известных педагогов со времен Яна Амоса Коменского и до наших дней встречаются указания на то, как важно, чтобы были созданы условия для самостоятельности в обучении и воспитании школьников. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с. 2. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Кн. для учителя. - Киев: Освита, 1991. -110 с. 3. Блонский П.П. Развитие мышления школьника // Избранные пед. и психол. соч. : В 2 т. - М, 1979. - Т.2. - 5-117 с. 4. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте: Психол. исслед. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с. 46.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 1994. - № 4. - 29-36 с. 5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. -М., 1983.-Т.З.-328С. 6. Выготский Л.С. Мышление и речь. - Собр.соч.: В 6-ти т. - Т. 1,2. - М., 1982. -142с. 7. Голант Е.Я. Некоторые принципиальные вопросы развития самостоятельности школьника. - Ученые записи ЛГПИ им Герцена. - Кыштым: 1944, т.2. 8. Давыдов В.В. Виды обобщения и обучения: (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). - М.: Педагогика, 1972. - 432 с. 9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед.- М.: Педагогика, 1986. - 240 с. 87.Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения: Сб. статей. - М.:Педагогика, 1986.-240с. 10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интар, 1996. - 544 с. 11. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1992. - № 3-4.-14-19 с. 12. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. Педагогика. -1961. - № 8 .- .32-42 с. 13. Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П.Компова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. - 518 с. 14. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. - 1964. - № 12. - 70- 86с. 15. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.ЛВенгера. - М.: НИИОПП, 1981. - 27 с. 16. Дмитриев А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М., 1979. - 12 с. 17. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. -1987. - № 1. - 44-51 с. 18. Дьяченко В.К. Организация структуры учебного процесса и ее развитие. -М., 1989.-186с. 19. Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-воспитательной деятельности учащихся. - Л., 1986. -185с. 20. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. - М.: ^, Просвещение, 1993. - 204 с. 21. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1987. -152с. 22. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития // Вопросы психологии. - 1991.-№4.-126-138 с. 23. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) . - М.: Педагогика, 1984. - 144с. 24. Ильин Е.Н. Искусство общения // Педагогический поиск /Сост. И.Н.Баженова. - М., 1987. -195с. 25. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М.: Изд-во МГУ, 1986. 198 с. 26. Индивидуальные варианты развития младших школьников /Под ред. Л.В.Занкова и М.В.Зверевой .- М.: Педагогика, 1973. - 176 с. 27. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 1968. - 288 с. 28. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы). - М., 1978. -177с. 29. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 1981. - 200 с. 30. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. -М., 1980. -198с. 31. Концепция общего начального образования (Ин-т общего среднего образования РАО).- М., 1994. -15 с. 32. Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий: Кн. для учителя. Из опыта работы. - 2-е изд., испр., доп. - М.: Просвещение, 1989. - 158 с. 33. Краснова Е.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся старших классов: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Чебоксары, 1997. - 22 с. 34. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей и классных руководителей. - М.: Просвещение, 1976. - 303 с. 35. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. -Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. - 333 с. 36. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.-316 с. 37. Кухарев Н.В. Формирование умственной самостоятельности - Минск, 1972. -215с. 38. Леднев B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991. - 224 с. 39. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.'.Политиздат, 1977. -304с. 40. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии //Вопросы психологии. -1972.-№1. 41. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. - М.: Знание, 1976. -64с. 42. Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. -М., 1971. - 20 с. 43. Лернер И.Я. О познавательных задачах в обучении гуманитарным наукам // Народное образование, 1966. - №3. - 41 с. 44. Лернер И.Я. Проблема познавательных задач и обучение основам гуманитарных наук и пути ее исследования // Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам /Под ред. И.Я.Лернера. - М., 1972.- 42-57 с. 45. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. - М.-Воронеж: Модэк, 1996.384 с. 46. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. - М., 1974.-151с. 47. Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971, 394 с. 48. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М., 1977.-86с. 49. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. - М., 1968. -115 с. 50. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с. 51. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. -161с. 52. Матюшкин A.M. Развитие творческой активности школьников. - М.: Педагогика, 1991. -155 с. 53. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Педагогика, 1977. - 352 с. 54. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. - Казань, 1972. -157с. 55. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с. 56. Поломникова Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьника в обучении. - Казань, 1968. -192с. 57. Поломникова Н.А. О системе воспитания познавательной самостоятельности школьников //Советская педагогика, 1970. - №5. -76-83с. 58. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4): В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2001. - 145 с. 59. Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа /Сост. Л.А.Вохмянина. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1999. - 256 с. 60. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 2 кл. 5-е изд. - М.: Просвещение, 1991.-159 с. 61. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. - М., 1977. -145с. 62. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1979. - 431 с. 63. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957, с 150-151; 64. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958. -215с. 65. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - 357 с. 66. Савченко А.Я. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников. - Киев, 1982. - 176 с. 67. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников: Теоретико-экспериментальное исследование.- М., 1980, 135 с. 68. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. - М: Педагогика, 1982. - 159 с. 69. Скрипченко А.В. Психическое развитие учащихся. - Киев, 1974. -116с. 70. Тюхтин B.C. Отражение, системы, кибернетика. - М., 1972, С.98 71. Управление познавательной деятельностью учащихся /Под ред. П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной. - Изд-во МГУ, 1972. - 262 с. 72. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993. - 268 с. 73. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. дис... д-ра психол. наук. - М, 1992.- 39 с. 74. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. - М.: Знание, 1989.- 188с. 75. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. — 209с. 76. Шамова Т.И. К вопросу об анализе структуры познавательной деятельности учащихся. - Советская педагогика. - 1971. - №10. - 5 с. 77. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2000. - 288 с. 78. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. - М., 1990.-139с. 79. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до семи лет). - М.: Учпедгиз, 1960. - 328 с. 80. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М. 1974. -142с. 81. Якиманская И. С. Развивающее обучение. - М.:Педагогика, 1979. - 144 с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru