Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Психолого-педагогические методы ID работы - 634366 психология (дипломная работа) количество страниц - 69 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 1 Психолого-педагогические аспекты проблемы педагогических конфликтов 6 1.1 Содержание понятия конфликт. Основные виды конфликтов 6 1.2 Основные стили выхода из конфликтной ситуации 14 1.3 Особенности педагогических конфликтов 17 2 Подросток и конфликт 25 2.1 Возрастные особенности конфликтности подростка 25 2.2 Основные причины педагогических конфликтов в подростковом возрасте 29 3 Психолого-педагогические методы диагностики и разрешения конфликтных ситуаций 36 3.1 Анализ конфликтной ситуации 36 3.2 Методы урегулирования конфликтов 38 3.3 Принципы психологического посредничества. 41 4 Практическая часть 45 4.1 Описание конфликтной ситуации 45 4.2 Организация и проведение диагностического исследования 47 4.3 Методы разрешения конфликтной ситуации 53 Заключение 61 Список литературы 64 Приложение 1 66 Приложение 2 67 Приложение 3 68 ВВЕДЕНИЕ: Введение Одной из наиболее интенсивно развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности является конфликтология, представляющая собой междисциплинарный подход к пониманию, описанию и управлению конфликтными явлениями разного уровня и поведению субъекта в конфликтной ситуации. Первоначально имея социологическое происхождение, конфликтология все более апеллирует к психологическому пониманию конфликтов, обращаясь к результатам психологического изучения конфликтов и к психологическим методам работы. Интерес к теоретическому и практическому изучению конфликтов в настоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферах жизни. Возникло определенное противоречие между запросами практики по управлению конфликтами и теоретическими и практическими возможностями современной психологии по осмыслению происходящих явлений и разработке практических подходов и рекомендаций по работе с конфликтами. Особенно ощутимо это в школьном социуме, который в силу своей специфики является конфликтогенным. Происходящие в школе конфликты имеют устойчивый, инерционный характер. Взаимоотношения - "учитель - ученик", связанные с постоянным оцениванием и контролем, отличаются стрессонасыщенностью. Предсказуемые и непредсказуемые, уникальные и типичные, забавные и вызывающие отвращение, забываемые и сохраняющиеся в памяти на всю жизнь конфликтные и стрессогенные происшествия школьной жизни составляют неотъемлемую часть педагогического бытия. Знания учителя о профессиональных конфликтах, стрессах, сопровождающих его повседневные межличностные отношения в школе становятся особенно значимыми в условиях современного развития образования. Свобода педагогов и учащихся от педагогических и социальных догматов неизбежно приводит к возникновению "нештатных", непредсказуемых ситуаций во взаимоотношениях между школьниками и учителями, успех разрешения которых во многом зависит от умения педагога найти достойный выход из этих ситуаций. Но, к сожалению, для большинства из нас характерно неумение находить достойный выход из конфликтной ситуации. Проблемами педагогических конфликтов занимаются многие отечественные авторы: Рыбакова М. М., Самоукина Н. В., Журавлев В. И., Шепель В. М. и другие. Определиться в конфликтно-стрессовых ситуациях, найти безболезненные решения, избрать оптимальный вариант поведения легче, если получишь хотя бы минимум научно обоснованных представлений. Как показывает наша практическая деятельность в школе, наблюдения моих коллег, сведения из литературы наиболее конфликтными являются отношения с учащимися подросткового возраста. Нельзя ожидать от подростков идеального во всех отношениях поведения, невозможно представить всех учителей способными от природы к умению психологической и нравственной саморегуляции. Но выработать модели поведения в обращении с подростками - носителями негативных привычек - дело чрезвычайной важности. Главный путь бесконфликтного общения с подростками - формирование высокого уровня педагогического профессионализма, овладение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства и без риска подорвать веру в себя со стороны учеников этого трудного, но весьма интересного возраста. Следует также отметить, что конфликт в педагогическом коллективе - это существенное снижение эффективности работы коллектива, неполное использование его потенциала. Все выше изложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы. Целью работы является теоретической анализ проблемы конфликтов, практический анализ поведения субъектов в конфликтной ситуации в коллективе с участием учителя и учеников, а также разработка методов решения конфликтных ситуаций в коллективе. Эта цель определила постановку следующих задач: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме педагогических конфликтов; 2. Выявить основные причины возникновения конфликтов между педагогом и подростком; 3. Описать основные способы разрешения конфликтных ситуаций; 4. Выявить, провести диагностику и проанализировать реальный конфликт между педагогами и подростками; 5. Разработать рекомендации для разрешения и предотвращения возможных конфликтов. Объект исследования: конфликты в школьном коллективе. Предмет исследования: особенности протекания конфликтов между педагогами и учащимися подросткового возраста. Методы исследования: анализ теоретического материала по проблеме, опросы и тестирование учащихся, наблюдение и беседы с педагогами, учащимися и родителями. Гипотеза исследования: нарушение педагогической этики является причиной возникновения конфликтных ситуаций между педагогами и подростками, эффективное разрешение которых возможно при участии третьей стороны (психолога, родителей). СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Альманах психологических тестов. - М.: "КСП", 1996. - 400с. 2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 570с. 3. Байярд Р. Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991. 4. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. - М., 1993. - 199с. 5. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: 1988. 6. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 1008 с. 7. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.: 1998. 8. Гришина Н.В. Психология конфликта - СПб: Питер, 2000. - 464с. 9. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: Изд-во ЭКМОС, 2000.- 320. 10. Дэна Д. Преодоление разногласий. - СПб., 1994. - 298с. 11. Журавлев В.И. Основы педагогической технологии. - М., 1995. -234 с. 12. Ильин В.П. Мотивы и мотивация. - СПб: Питер, 2000 г. - 467 с. 13. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989. 14. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. - М.: АО Стрингер, 1992. - 465с. 15. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576с. 16. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1998. 17. Овчарова Р.В. Практическая психология. - М., 1996. - 298с. 18. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 512с. 19. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общ. ред. Пилиповского В. Я. - М., Прогресс, 1992. - 256 с. 20. Психокоррекция: теория и практика. Под ред. Шевченко Ю.С., Добриденя В.П., Усановой О.Н. - М.: НПЦ "Коррекция", 1995. - 222 с. 21. Психолого-педагогическое обеспечение управления в системе образования. Для руководителей школ и учреждений дополнительного образования. - Новосибирск: "Сибирский хронограф", 1997. - 120 с. 22. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 376 с. 23. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988. - 435 с. 24. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.,1991. - 240 с. 25. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., 1995. - 267 с. 26. Скалаблан И.А. Практикум по конфликтологии: Учеб. Пособие. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002. - 103с. 27. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000, с. 416. 28. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с. 29. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 200с. 30. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений. - М.: Наука, 1990. - 256с. 31. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 480с. 32. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru