www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Психология восприятия


ID работы - 611957
психология (курсовая работа)
количество страниц - 46
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Общая характеристика восприятия 5
Виды восприятия 10
Физиологические основы восприятия 12
Восприятие и действие 15
2. Свойства восприятия 16
3. Виды восприятия в зависимости от объекта отражения 25
4. Наблюдение и наблюдательность 35
5. Индивидуальные различия в восприятии и наблюдении 40
Соотношение общего и индивидуального в восприятии и наблюдении 40
Типы восприятия и наблюдения 40
Заключение 43
Список литературы 46




ВВЕДЕНИЕ:



Введение
Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерно-сти возникновения, развития и прояв¬ления психики вообще и сознания чело-века как конкретно-ис¬торической личности в особенности. Психология изу-чает внут¬ренний мир человека как сознательного субъекта обществен¬ного развития, который следует учитывать в процессе воспи¬тания и обучения, при прогнозировании поведения и деятель¬ности людей. Сам термин психология происходит от двух греческих слов: "психе" — душа и "логос" — слово, уче-ние. Однако это краткое определение не дает еще полного представления о психике человека как определенной реальности. Для более пол¬ного и пра-вильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чер-тах раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внут-ренних переживаний (ощущений, восприятий, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории раз¬вития человеческого общества.
Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметными миром. Предметы опоз¬наются нами по совокуп-ности их характерных признаков.
Восприятие — непосредственное, чувственное отраже¬ние предметов и явлений в целостном виде в результате осоз¬нания их опознавательных при-знаков. Восприятие иначе называется перцепцией (от лат. perceptio – воспри-нимаю), а процессы восприятия – перцептивными процессами. [12].
Образы восприятия построены на основе различных ощу¬щений. Одна-ко они не сводятся к простой сумме этих ощуще¬ний. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмысле¬нием предметов, явлений, ситуаций, с от-несением их к опре¬деленной категории, типу, классу. Только включив явле-ние в определенную систему, охватив его соответствующим поняти¬ем, мы можем оценивать и интерпретировать его.
Являясь чувственным этапом познания, восприятие нераз¬рывно связа-но с мышлением, имеет мотивационную направ¬ленность, сопровождается эмоциональным откликом.
Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Хо¬рошо знакомые объекты воспринимаются на сте-реотипной основе, быстро и уверенно. (Как легко узнают буквы грамот¬ные люди и как трудно их распознавать на первых порах обучения). В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение.
Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят видеть. При-вычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), малознако-мые — структурно развернуто, поэтапно (сукцессивно). В последнем случае сначала выдвигается гипо¬теза о сущности объекта, принимается решение о его категоризации, номинализации, а затем критически оцениваются его при-знаки.
Психическое развитие человека связано с развитием куль¬туры воспри-ятия: образованный, эстетически развитый чело¬век способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и зву¬ковой гармонией окружающей среды
Процесс восприятия — перцептивное действие. Его ре¬зультативность зависит от того, какие признаки объекта бу¬дут выделены субъектом в качест-ве исходных опорных элементов [15].
Важнейшей составной частью каждого вида восприятия являются дви-гательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движе¬ние гортани, воспроизводящее слышимый звук).


1. Общая характеристика восприятия
Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и через восприятия. Обе эти формы отражения представляют звенья единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но каждая имеет и свои отличительные осо-бенности. Если в результате ощущения человек получает знания об отдель-ных свойствах, качествах предмета (что-то холодное прикоснулось ко мне, что-то скольз¬кое проползло по ноге, что-то яркое блеснуло впереди), то вос¬приятие дает целостный образ предмета или явления (светлый, просторный класс, играющий малыш).
Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокуп¬ности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и проте-кает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Воспри-ятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами, свойства¬ми, различными частями, входящими в состав предмета или яв¬ления [10].
Описывая Полтавский бой, А.С. Пушкин рисует грандиоз¬ную баталию:
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1980.
2. Артамонов И.Д. Иллюзия зрения. – М.: Наука, 1979.
3. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
4. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Изд-во ЛГУ, 1964.
5. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3-х т. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.
6. Венгер Л.А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. – М.: Просвещение, 1969.
7. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. – М.: Просвещение, 1960.
8. Гельфанд С.А. Слух. Введение в психологическую и физиологическую акустику. – М., 1984.
9. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П. и др. Восприятие и действие. – М.: Просвещение, 1967.
10. Логвиненко А.Д. Психология восприятия: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
11. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. – М.: Изд-во МГУ, 1975.
12. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. – 2-е изд. – М.: Владос, 1998.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
14. Сеченов И.М. Впечатления и действительность. – В кн.: Избранные философские и психологические произведения. – М., 1957.
15. Шеварев П.А. Исследования в области восприятий: В 2-х т. Т.1. – М., 1969.

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru