Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Психологическое взаимодействие матери и младенца ID работы - 620189 психология (дипломная работа) количество страниц - 230 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРИВЯЗАННОСТЬ МАТЕРИ И МЛАДЕНЦА 4 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦА 6 Концепция линии развития 9 Теория отделения — индивидуации 10 ЭТО ЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ 12 ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ 14 Исследования типов привязанности 17 Теория привязанности и психоанализ 20 ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦЕВ СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ 22 МЛАДЕНЦЕВ 29 Способности младенца к взаимодействию с матерью 30 Социальное поведение матери при взаимодействии с младенцем 39 Этапы взаимодействия матери и младенца 45 КОНЦЕПЦИЯ Д. ШТЕРНА 53 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЛАДЕНЦА 61 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРИВЯЗАННОСТЬ МАТЕРИ И МЛАДЕНЦА 63 Психологические характеристики и поведение социального взаимодействия матери 65 Социальное поведение матери и привязанность матери и младенца 68 ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ МАТЕРИ И СОЦИАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ МЛАДЕНЦА 71 Определение характеристик взаимодействия материей младенца 80 Анализ поведения взаимодействия матери и младенца и индивидуальных особенностей матери 83 ИНДИВИДУАЛЬНО ПРЕДПОЧИТАЕМЫЙ ОПТИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СТИМУЛЯЦИИ И ВОЗБУЖДЕНИЯ 95 Теории эмоционального предпочтения уровня стимуляции и Возбуждения 97 Изменение эмоционального предпочтения в зависимости от интенсивности стимуляции 102 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРИВЯЗАННОСТЬ МАТЕРЕЙ И МЛАДЕНЦЕВ ГРУПП РИСКА 109 МЛАДЕНЦЫ ИЗ ГРУПП РИСКА 109 Преждевременно родившиеся младенцы 110 Младенцы с «трудным» темпераментом 114 Младенцы с сидромом Дауна 115 Младенцы с отставанием в умственном развитии 119 МАТЕРИ ИЗ ГРУПП РИСКА 121 Матери с психическими расстройствами 121 Матери из группы социального риска 129 ПРОГРАММЫ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА РАННЕЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО 139 «Тренировка взаимодействия» 139 «Руководство взаимодействием» 141 Психодинамическая психотерапия 146 Оценивание поведения младенца как терапевтическое Вмешательство 148 Оценивание взаимодействия как терапевтическое вмешательство 149 Системный подход 152 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РАННЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО 157 Зарубежные модели служб для детей групп риска — концепция ЛЕКОТЕК 157 Программы раннего вмешательства США 159 Принципы организации программ раннего вмешательства 163 ПРОГРАММА РАННЕЙ ПОМОЩИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 169 Модели, использованные для создания программы 176 Этапы обслуживания ребенка и семьи 178 Изменение взаимодействия матери и ребенка как результат раннего вмешательства 182 Направления дальнейшего развития программы 189 ПОЛОЖЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ И НАПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ДОМАХ РЕБЕНКА 192 ИСТОРИЯ ДОМОВ РЕБЕНКА В РОССИИ 193 СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ В ДОМАХ РЕБЕНКА 197 Распределение рабочего времени у персонала дома ребенка 198 Взаимодействие персонала дома ребенка с младенцами в ситуации кормления 200 Взаимосвязь психологических характеристик персонала и параметров взаимодействия с младенцами во время кормления 201 ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИВЯЗАННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОМЕ РЕБЕНКА 203 Процедура исследования привязанности 204 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЛАДЕНЦЕВ СО СВЕРСТНИКАМИ 209 Обзор эмпирических исследований взаимодействия младенцев и взаимодействие младенцев в доме ребенка 209 НАПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ДОМАХ РЕБЕНКА 218 ПОСЛЕСЛОВИЕ 222 УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ 223 Таблицы 230 ВВЕДЕНИЕ: ПРЕДИСЛОВИЕ Обращаясь к воспоминаниям детства, я часто воспроизвожу следы далеких переживаний, связанных с жизнью в Павлодарской степи, куда моих родителей вместе с тысячами других людей отправили осваивать целину. Был голод, и я помню ощущение смоченной молоком полоски марли во рту, которую вместо соски давали младенцам, чтобы успокоить. Этот вкус и запах приятного ковыльного ветра до сих пор будоражат, вызывают ранние фантазии и, вместе с по обряду сохраненной матерью пуповиной, являются частью меня. Теперь, когда я каждый день встречаюсь с младенцами и их родителями, я часто обращаюсь к опыту детства и понимаю, что ранние ощущения — это то, что будет сопровождать детей всю жизнь, будет основой их последующих переживаний. Эта книга посвящена одной из наиболее интересных и интенсивно исследуемых в последние годы областей психологии - психологии развития младенцев во взаимодействии с наиболее близким человеком — матерью, и ранней семейно-центрированной помощи (раннему вмешательству) младенцам и детям первых лет жизни из | групп риска. Современные представления о психическом развитии младенцев основываются на результатах наблюдений в естественных экспериментальных лабораторных исследованиях и анализе клинических случаев и являются положительным примером обобщения положений самых различных теорий раннего социально-эмоционального развития человека. Согласно этим теоретически и экспериментально обоснованным представлениям программы ранней помощи должны быть направлены прежде всего на предоставление ребенку первых месяцев жизни вне зависимости от его медицинского или генетического состояния возможности обретения опыта индивидуального непрерывающегося сенситивного взаимодействия с матерью или заменяющим ее близким. На создание именно такой направленной на организацию первичного социального окружения ребенка модели семейно-центрированной программы ранней помощи была ориентирован с 1992 года экспериментальная организационная работа междисциплинарной команды сотрудников дошкольного учреждения системы образования. Написать эту книгу было бы невозможно без участия моих друзей и семьи, и я чрезвычайно благодарен Олегу Пальмову, Ирине Кузнецовой, Людмиле Истоминой, Наташе Сухановой, Диме Шарову и Алле Молчановой за эмоциональные обсуждения описываемых в ней тем, радость и горечь совместной работы, Лиле Зигле и сотрудникам детского сада, вместе с которыми мы прошли долгий путь организации программы ранней помощи младенцам и детям раннего возраста, и Марине Васильевой за поддержку и терпение. Я благодарен родителям и младенцам, которые позволили мне соприкоснуться с миром их фантазий и реальностей, ожиданий и разочарований, любви и ненависти, удивительным миром взаимодействий и отношений в младенчестве. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Авдеева Н. Н. Общение со взрослыми и истоки самосознания ребенка // Творчество и педагогика: Материалы Всесоюз. научно-практич, конф. (Секция V. Детство и творчество). М., 1988, 2. Авдеева Н. Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы псхологии. 1996. № 4. 3. Авдеева Н. Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детст ве// Вопросы психологии. 1997. № 4. • 4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 5. Ананьев Е. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1.М., 1980. 7. Бардин К. В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. 8. М., 1976. 9. Бару А. В. Абсолютная чувствительность слуха // Физиология сенсорных систем: В 2 ч. Ч. 2. Л., 1972. 10. Батуев А, С. Генетические и социальные факторы формирования индивидуальности детей; биосоциальные основы формирования нервно-психической сферы ребенка // Ребенок в современном мире: здоровье ребенка: В 2 т. Т. 2 / Под ред. А. А. 11. БатуевА. С., СоколоваЛ. АУчениеодоминанте как теоретическая основа формирования системы «мать — дитя» // Вести. С.-Петербург, ун-та. Сер. 3.1994. Вып, 2 12. (№ 10). 13. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1985. 14. Буторипа Н. Е. Особенности нарушений психофизического развития детей от больных шизофренией родителей: Автореф. докт. дне. М., 1979. 15. БыстроваК. С., ЩсЫготА.-М.,1ипа'гН №. и др. К обоснованию значения режимов общения матери и новорожденного ребенка для последующего развития и здоровья детей // Сб. материалов конф. «Перинатальная психология в родовспоможении». СПб., 1997. 16. ВеккерЛ. М. Психические процессы: В 3 т. Т.З. Л., 1981. 17. Вияюнас В. К. Перспективы развития психологии эмоций // Тенденции развития психологической науки / Под ред. Б. Ф. Ломова, Л. И. Анцыферовой. М., 1989. 18. Воспитательные дома // Большая энциклопедия / Под ред. С. Н. Южакова, П. Н. Милюкова: В 14т. Т. 5. СПб., 1904. 19. Вундт В. Основы физиологической психологии.: В 16 вып. Вып. 6, т. 2. СПб., 20. 1873-1874, 21. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982-1984. 22. Гааигузова Л. Н. Формирование потребности в общении у детей раннего возраста// Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989. 23. ГалигузоваЛ. Н., Мещерякова С. Ю., ЦарегородцеваЛ. М. Психические аспекты воспитаниядетейвдомахребенкаидетскихдомах//Вопросыпсихологии. 1990.№ 6. 24. Горюнова А. В. Двигательные нарушения и их коррекция у детей из группы высокого риска по развитию шизофрении в раннем возрасте // Журнал невропатологии и психиатрии. 1994. № 4. 25. Трот Н. Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб., 1879-1880. 26. Даль В. И, Пословицы русского народа. М., 1984. 27. Домострой/ Издание подготовили В. В. Колесов, В, В. Рождественская. СПб., 1994. 28. ЗаксЛ. Статистическое оценивание. М., 1976. 29. Изард К. Е. Эмоции человека, М., 1980. 30. Кожевникова Е. В., Мухамедрахимов Р. Ж., Чистович Л. А. Санкт-Петербургская программа «Абилитация младенцев» — первая в России программа раннего вмешательства // Педиатрия. 1995. № 4. 31. Козлова И. А. Аномалии характера в семьях больных детской шизофренией // Журнал невропатологии и психиатрии. 1986. № 10. 32. Козловская Г. В., Горюнова А. В. Нервно-психическая дезинтеграция в раннем онтогенезе детей из группы высокого риска по эндогенным психическим заболеваниям // Журнал невропатологии и психиатрии. 1986. № 10. 33. Колоскова М. В. Психическое развитие младенцев с повышенным риском заболевания шизофренией: Автореф. канд. дис. М., 1989. 34. Конюс Э. М. Пути развития советской охраны материнства и младенчества (1917-1940). М., 1954. 35. ЛеонтьевА. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 36. Лисина М. И, Воспитание детей раннего возраста в семье. Киев, 1983. . 37. Ласина М. И. Проблемы онтогенезаобщения. М., 1986, 38. Лисина М. Я., Авдеева Н. Н, Развитие представления о себе у ребенка первого года жизни // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1980. 39. Лисина М. И., Галигузова Л. Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1980, 40. Лупандип В. И., Сергеева А. Н. Исследование величины экспоненты функции Стивенса в различных диапазонах интенсивности сенсорного стимула // Вопросы сенсорного восприятия/Под ред. И. А. Рыбина. Свердловск, 1982. 41. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1962. 42. Лъюс Р., Галантер Е. Психофизические шкалы // Психологические измерения. М., 1967. 43. Мерлин В. С. Индивидуальная система деятельности как опосредующее звено в связях между разноуровневыми свойствами индивидуальности // Проблемы психологии личности / Под ред. Е. В. Шороховой, О. И. Зотовой. М., 1982. 44. Мещерякова С, Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и общении со взрослыми // Вопросы психологии. 1975. № 5. 45. Мещерякова С. Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка // Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дуброаиной, М. И. Лисиной. М., 1982. 46. Мещерякова С. Ю. Становление основ личности в младенческом возрасте // Творчество и педагогика: Материалы Всесоюз-научно-практич. конф. (Секция V. Дет-' ство и творчество). М., 1988. 47. Мещерякова С. Ю., Авдеева Н. Н. Особенности психической активности ребенка первого года жизни // Мозг и поведение младенца / Под ред, О. С. Андрианова. М., 1993. 48. Мухамедрахимов Р. Ж. Сенсорно-эмоциональное взаимодействие в структуре индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности. Л., 1985. Вып. 49. 3. 50. Мухамедрахимов Р. Ж. Шкалирование громкости и оценка предпочтения тона при одностороннем поражении височной области у человека // Сенсорные системы. 1991. Т. 5, №1. 51. Мухамедрахимов Р. Ж. Оценка предпочтения и вегетативные реакции при восприятии интенсивности звука // Физиология человека. 1993. Т. 19, № 2. 52. Мухамедрахимов Р. Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. 1994, № 6. 53. Мухамедрахимов Р. Ж. Программа развития, центрированная на взаимодействии матери и младенца // Социокогнитивное развитие ребенка в раннем детстве: Тез. российско-германского семинара (18-20 апреля 1995 г.). М., 1995. 54. Мухамедрахимов Р. Ж. Первая в России районная служба раннего вмешательства // Теоретические и прикладные вопросы психологии (развитие психологии и психология развития) / Под ред. А. А. Крылова. СПб., 1996, 55. Мухамедрахимов Р. Ж. Игротека для детей с риском отставания в развитии: опыт русско-шведского сотрудничества // Вопросы психологии. 1997. № 4. 56. Мухамедрахимов Р. Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска // Вопросы психологии. 1998. № 2. 57. Мухамедрахимов Р. Ж., Иванова В. Ю. Оценка качества взаимодействия матерей и младенцев // Ананьевские чтения - 97 (90 лет со дня рождения Б. Г. Ананьева): Тез. конф. (28-30 октября 1997 г.) / Под ред. А. А. Крылова. СПб., 1997. 58. Мухамедрахимов Р. Ж., Палей К М. Исследование сенсорной и эмоциональной психофизических функций в структуре индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности. Л., 1984. Вып. 2. 59. Мухамедрахимов Р. Ж,, Плешкова Н. Л. Использование мнения персонала при создании программы раннего вмешательства в домах ребенка// Ананьевские чтения — 97 (90 лет со дня рождения Б. Г. Ананьева): Тез. конф, (28—30 октября 1997 г) / Под Ред. А. А. Крылова. СПб., 1997. 60. Мухамедрахимов Р. Ж., ПастороваА. Ю., Шаров Д, И, и др. Результаты оценки взаимодействия матери и младенца в ситуации обучения // Ребенок в современном мире: Тез. конф. СПб., 1995. 61. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1974. 62. Полей И. М. О двух уровнях характеристик основных свойств нервной системы // Исследования интегральной индивидуальности. Пермь, 1984. 63. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. 64. Пьерон А. Психофизика // Экспериментальная психология. Вып. I и II / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1966. 65. Рашкович М. П. К вопросу о призрении подкинутых детей общественными учреждениями //Труды четвертого съезда русских врачей в память Н. И. Пирогова. М„ 66. Римашевская Н. В. Психические расстройства и особенности развития у детей раннего возраста из группы высокого риска по шизофрении: Автореф. канд. дис. М., 1989. 67. Родулович В. И. О призрении брошенных детей вообще и в Орловском земском приюте в частности // Труды четвертого съезда русских врачей я память Н. И. Пиро-гова. М., 1892. 68. Рубинштейн С. Л. Основы обшей психологии. М., 1946. 69. Русакова М. Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. М., 1979. 70. Рыбакова Т. Г., Балашова Т. Н. Клинико-психологическая характеристика и диагностика аффективных расстройств при алкоголизме: Методические рекомендации Ленинградского НИПИ им. В. М. Бехтерева. Л., 1988. 71. Симонов Л. В. Что такое эмоция? М., 1966. 72. Симонов П. В. К физиологии положительных эмоций // Физиологические особенности положительных и отрицательных эмоциональных состояний. М., 1972. 73. Симонов П. В., Иванов И. С., Валуева М. Н. Экспериментальное исследование положительных эмоциональных реакций человека // Журнал высшей нервной деятельности. 1968. Т.18, вып.6. 74. Смирнова Е. О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л. С. Выготского и М. И. Лисиной // Вопросы психологии. 1996. № 6, 75. Соколов Е. Н. Восприятие и условный рефлекс. М., 1958. 76. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера.Л., 1976. 77. Царегородцева Л. М. Исследование контактов между младенцами // Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1979. 78. Царегородцева Л, М. Возникновение и развитие контактов между младенцами: Автореф. канд. дис. М., 1983. 79. Шенгелидзе В. В. Организация трудовой помоши в Казанской губернии // Журнал русского общества охранения народного здравия. 1900. №9. 80. Щелгунов Н. В. Очерки русской жизни. СПб., 1885. 81. ЭлъконинД. Б, Детская психология. М., 1960. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru