Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Психологический портрет взрослого человека ID работы - 611953 психология (курсовая работа) количество страниц - 39 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 Глава 1. Психологическая характеристика взрослого человека 6 1.1 Понятие взрослости и социально-психологические изменения в период середины жизни 6 1.2 Особенности социального поведения в период взрослости 10 1.3 Профессиональная деятельность в период взрослости 13 1.4 Особенности семейной жизни и проведения досуга в период взрослости 16 Глава 2. Экспериментальная часть 18 2.1 Формирование гипотезы исследования, выборки и батареи тестов 18 2.2 Описание используемых методик 19 2.3 Проведение расчетов и интерпретация результатов 29 Заключение 32 Список литературы 35 Приложение 37 Приложение 1. Типовая карта методики САН 37 Приложение 2. Таблицы перевода сырых баллов в процентные ранги данных по шкале «давление жалоб» 38 Приложение 3. Бланк теста САН 40 ВВЕДЕНИЕ: Введение Период взрослости – это наиболее длительный период жизни человека, в котором, как правило, выделяют три стадии или субпериода. Это период ранней взрослости (от 20 до 40 лет), средней взрослости (от 40 до 60 лет) и поздней взрослости (от 60 лет и старше). Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностями и характеристиками. Когда речь идет о конкретном человеке, то применить к нему данные возрастные рамки оказывается довольно сложно, т.к. существенное влияние на поведение и развитие человека оказывает его субъективное представление о себе и своем возрасте. Очень часто в отношении взрослого человека используют понятие возрастных часов. Под данным понятием принято понимать внутренний временной график жизни, используемый в качестве критерия развития во взрослости; средство узнать о том, насколько человек в своем развитии опережает ключевые социальные события, приходящиеся на период взрослости, или отстает от них. К ключевым событиям принято относить такие, как обучение в вузе, вступление в брак, рождение детей, достижение определенного социального статуса и др. Поэтому кроме понятия возрастных часов часто используют три независимых понятия возраста: биологический, социальный и психологический возраст. Кризис кризиса середины жизни или как его еще называют «кризис среднего возраста» в современном обществе наступает примерно в 40-45 лет, когда все три возраста примерно выравниваются Актуальность исследования объясняется тем, что переход через порог «кризиса среднего возраста», на который мужчины и женщины реагируют по-разному, отмечается пересмотром жизненных целей, планов и ценностей. Проблема так же заключается и в том, что и для мужчин и для женщин этот период протекает неодинаково. Если для мужчины в это время характерна смена работы или изменение образа жизни, а их сосредоточенность на работе и карьере не меняется. У женщин во время перехода возраста 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака. Таким образом, основная проблема заключается в изменении системы ценностей, и как следствие смена мотивационных установок. Цель исследования – особенности психологии взрослого человека Предмет исследования – период взрослости человека Объект исследования – личностные изменения в среднем возрасте. Гипотеза исследования: в период взрослости происходит снижение социальной активности и межличностных взаимодействий. Круг общения в период кризиса среднего возраста ограничивается семьей и профессиональной деятельностью. В экспериментальной части исследования использовались следующие методики: • методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения; • методика изучения способности в самоуправлении; К задачам исследования относится рассмотрение следующих вопросов: • исследование социальных и психологических особенностей, характеризующих кризис середины жизни в современном обществе; • определение социально-психологических изменений в период кризиса середины жизни; • выявление изменений в Я-концепции и его взаимосвязи с феноменом консервации возраста; • анализ особенностей социального поведения в период кризиса среднего возраста • рассмотрение социально-психологических изменений вызванных сменой социальных ролей и мотивационным кризисом; • исследование особенностей семейной жизни в период кризиса среднего возраста; • изучение специфики проведения досуга в период средней взрослости; • обоснование выбора методик; • анализ принципов проведения эксперимента и совмещения результатов тестовой батареи; • приведение эксперимента; • обработка результатов эксперимента; • анализ результатов эксперимента и их интерпретация; • подготовка выводов по эксперименту. Глава 1. Психологическая характеристика взрослого человека 1.1 Понятие взрослости и социально-психологические изменения в период середины жизни Люди среднего возраста меняют свои социальные роли. Они становятся поколением, стоящим у «социального руля»: руководят государством, различными предприятиями и организациями, в целом выполняют созидательную роль в обществе и влияют на его развитие. Поэтому для людей этого возраста актуальна «проблема социальной желательности». Эта проблема возникает всякий раз в ситуации «внутренних самоотчетов» в тех сферах, в которых существуют эталоны должного, правильного образа действий, мыслей и т.д. Социальный статус — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на свою социальную группу. Исследователям СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология – М.: Академия пресс, 1998 – С.564 2. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супру¬жеских парах с различным стажем со¬вместной жизни // Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – М., 1995 3. Альперович В. Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет. М., 1998. – С.364 4. Ароне К. Развод: крах или новая жизнь? – М.: Энас, 1995 – С.172 5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание – М.: Медицина, 1986 – С.396 6. Возрастные аспекты онтопсихологии: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Крылова, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 1993. – С.422 7. Гозман Л. Я., Кроз М, В. Измерение уровня самоактуализации личности в сборнике: Социально-психологические мето¬ды исследования супружеских отноше¬ний // под ред. Але¬шиной Ю.Е., Гозмана Л.Я., Дубровской Е.С. – Самара: Бахрах, 1997 – С.264-269 8. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: Речь, 1998. 9. Гурко Т. А. Удовлетворенность браком как показатель супружеских отношений // Семья и социальная структура. М., 1987. 10. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психоло¬гии. – 1989. – №1. – C.76-82 11. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Пи¬тер, 2000 – C.890 12. Куницына В. Н. Нарушения, барьеры, труд¬ности межличностного неформального общения: актуальные проблемы психо¬логической теории и практики – СПб.: Питер 1995. – С.354 13. Ладанов И.Д. Управление стрессом – М.: Агрус, 1998 – С.264 14. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) – М.: Речь, 1992. – С.142 15. Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема пе¬риодизации развития личности. М., 1981 – C.438 16. Обозова А. Н. Супружеская совмести¬мость – фактор устойчивости брака // Личность в системе общественных от¬ношений – М.: Психология, 1983. – С.478 17. Потанина Ю. А. Адресная поддержка пен¬сионеров в условиях переходной экономики // Население России сегодня. – М.: Госкомстат, 1999 18. Психология человека: от рождения до смерти // под ред. Реана А.А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – С.656 19. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные ме¬тодики патопсихологии. – СПб.: Питер, 2000. – С.764 20. Сатов K. Социальный подход и помощь // Социальная психология. 1995. №11. – С. 48-51 21. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Дидактика Плюс, 2003 – С.468 22. Смит Эллиот Д. Стареть можно красиво – М.: Рассвет, 1995. – С.168 23. Тхостов А. Ш., Степанович Д. А. Влияние кризисной жизненной ситуации на структуру самооценки // Вопросы пси¬хологии. – 2003. – № 2. – с.42-48. 24. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. – СПб.: Питер, 1998 – С.648 25. Франкл В. Человек в поисках смысла – М.: Арктур, 1990 – с.324 26. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Пропилей, 1998. 27. Baumeister R. A self-presentational view of social phenomen // Psychol. Bull. 1982. Vol. 91. № 1. Приложение Приложение 1. Типовая карта методики САН Фамилия, инициалы ___________________________Пол ____ Возраст___ Дата ___________________ Время ___________ 1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое 2. Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым 3. Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный 4. Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный 5. Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный 6. Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение 7. Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый 8. Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный 9. Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый 10. Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный 11. Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный 12. Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный 13. Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный 14. Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru