www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Психологические условия развития толерантности в юношеском возрасте ец42133


ID работы - 676756
психология (дипломная работа)
количество страниц - 135
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Анализ понятия толерантности в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………..…7
1.1. Общее понятие социально-психологического феномена
толерантности………………………………………………………………7
1.2. Содержание воспитания толерантности………………………..15
1.3. Методика воспитания толерантности у школьников………...26
Выводы……………………………………………………………………..65

Глава 2. Организация процесса воспитания толерантности у школьников средствами активных психотехнологий…………………….68
2.1. Опытно-экспериментальное изучение основных субъектных параметров личности, влияющих на процесс межличностного взаимодействия школьников…………………………………….68
2.2. Методические рекомендации по воспитанию толерантности как
личностного качества у подростков………………………………72
2.3. Программа воспитания толерантности у старшеклассников….77

Заключение…………………………………………………………………….103
Литература……………………………………………………………………..109
Приложение……………………………………………………………………112





ВВЕДЕНИЕ:



В наше динамичное, насыщенное межэтническими противоречиями и конфликтами время наиболее актуальной становится проблема терпимости личности, проблема толерантности.
Сегодня всё большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью, всё чаще проникают в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей.
Одной из задач современного образования является развитие культуры толерантности через утверждения ценностей человеческого достоинства и неприкосновенности личности каждого. Воспитание культуры толерантности возможно только при взаимной заинтересованности учителя и учеников. Но для "толерантного" обучения и воспитания следует подвергнуть некоторой трансформации систему образования. Эта трансформация включает в себя дальнейшую гуманитаризацию, изменение методов и подходов к преподаванию учебных дисциплин, а также введение активных психотехнологий в процесс воспитания толерантности личности. Это достаточно сложная задача для нашего образования, поэтому задачей каждого преподавателя должна стать интеграция уроков с принципами толерантности.
Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Основной задачей школьного образования является то, чтобы из него вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.
Все это определило проблему исследования, сформулированную следующим образом: каковы условия, направления и методы формирования толерантности у школьников. Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования.
Предметом исследования стал феномен толерантности личности, а его объектом условия и методы воспитания толерантности у школьников.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Дать анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования толерантности в зарубежной и отечественной психологии.
2. Выделить основные принципы и условия воспитания толерантной личности.
3. Рассмотреть основные приемы, методы и формы воспитания толерантности личности и возможности осуществления этого процесса в образовательном пространстве школы.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование по определению основных качеств личности, влияющих на процесс межличностного взаимодействия и выделить те параметры личности и стереотипы перцепции, которые более всего нуждаются в проведении коррекционно-развивающей работы.
5. Составить программу воспитания толерантности у старшеклассников.
Теоретико-методологическую базу исследования составили принципы субъектности, требующий опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми, принцип адекватности, требующий соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс, принцип индивидуализации, предполагающий определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, принцип рефлексивной позиции, предполагающей ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений школьника, принцип создания толерантной среды, требующей формирования в учебном заведении гуманистических отношений, а также труды:
" в области исследований феномена толерантности (Асмолов А.Г., Иванова Н.Л., Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. и др.);
" в области методики воспитания толерантности у школьников (Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. и др.);
" в области разработки активных психотехнологий по формированию толерантности у подростков и старшеклассников ( Гиппиус С.В., Григорьева Т.Г., Петрусинский В.В., Прутченков А.С., Лютова Е.К., Монина Г.Б., Марковская И.М., Семенова Е.М., Солдатова Г.У. и др.).
В работе использовались следующие методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Психодиагностические методы ( тест "Несуществующее животное", опросник агрессивности Басса- Дарки, методика диагностики типов межличностных отношений Т.Лири).
3. Наблюдение за старшеклассниками в ситуациях межличностного взаимодействия на уроках и во внеаудиторной деятельности.
4. Беседы с классными руководителями и учителями старших классов, педагогом - психологом школы.
5. Методы социально-психологического тренинга.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем в результате проведения опытно-экспериментальной работы были выделены основные индивидуально-психологические параметры, влияющие на специфику межличностного взаимодействия и разработана программа по воспитанию толерантности у старшеклассников. Результаты исследовании могут быть использованы педагогом-психологом образовательных учреждений при определении направлений деятельности этих учреждений по воспитанию толерантного отношения учащихся к другим людям.
Структура работы: выпускное квалификационное исследование состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений. В работе представлены 7 таблиц, 3 приложения. Список литературы содержит 50 источников. Объем основного текста составляет 111 страниц, а общий объем - 135 страниц.





СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



34. Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. - М., 2001.
35. Терпимость: преддверие мира. //Курьер ЮНЕСКО, 1994.
36. Толерантность в общественном сознании России. - М., 1997.
37. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. - СПб., 2001.
38. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. - М., 2001.
39. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М., 2000.
40. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. - М., 2003.
41. Рабочая книга школьного психолога /И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. - М., 1991.
42. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2000.
43. Истратова О.Н., Эскакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. - Ростов-на-Дону, 2003.
44. Выготский Л.С. Психология. - М., 2000.
45. Гришина Н.В. Психология конфликта. -СПб., 2000.
46. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1999.
47. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999.

Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru