Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Психологические условия развития толерантности в юношеском возрасте ец42133 ID работы - 676756 психология (дипломная работа) количество страниц - 135 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Анализ понятия толерантности в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………..…7 1.1. Общее понятие социально-психологического феномена толерантности………………………………………………………………7 1.2. Содержание воспитания толерантности………………………..15 1.3. Методика воспитания толерантности у школьников………...26 Выводы……………………………………………………………………..65 Глава 2. Организация процесса воспитания толерантности у школьников средствами активных психотехнологий…………………….68 2.1. Опытно-экспериментальное изучение основных субъектных параметров личности, влияющих на процесс межличностного взаимодействия школьников…………………………………….68 2.2. Методические рекомендации по воспитанию толерантности как личностного качества у подростков………………………………72 2.3. Программа воспитания толерантности у старшеклассников….77 Заключение…………………………………………………………………….103 Литература……………………………………………………………………..109 Приложение……………………………………………………………………112 ВВЕДЕНИЕ: В наше динамичное, насыщенное межэтническими противоречиями и конфликтами время наиболее актуальной становится проблема терпимости личности, проблема толерантности. Сегодня всё большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью, всё чаще проникают в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей. Одной из задач современного образования является развитие культуры толерантности через утверждения ценностей человеческого достоинства и неприкосновенности личности каждого. Воспитание культуры толерантности возможно только при взаимной заинтересованности учителя и учеников. Но для "толерантного" обучения и воспитания следует подвергнуть некоторой трансформации систему образования. Эта трансформация включает в себя дальнейшую гуманитаризацию, изменение методов и подходов к преподаванию учебных дисциплин, а также введение активных психотехнологий в процесс воспитания толерантности личности. Это достаточно сложная задача для нашего образования, поэтому задачей каждого преподавателя должна стать интеграция уроков с принципами толерантности. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Основной задачей школьного образования является то, чтобы из него вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции. Все это определило проблему исследования, сформулированную следующим образом: каковы условия, направления и методы формирования толерантности у школьников. Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования. Предметом исследования стал феномен толерантности личности, а его объектом условия и методы воспитания толерантности у школьников. В соответствии с объектом и предметом исследования нами были выдвинуты следующие задачи: 1. Дать анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования толерантности в зарубежной и отечественной психологии. 2. Выделить основные принципы и условия воспитания толерантной личности. 3. Рассмотреть основные приемы, методы и формы воспитания толерантности личности и возможности осуществления этого процесса в образовательном пространстве школы. 4. Провести опытно-экспериментальное исследование по определению основных качеств личности, влияющих на процесс межличностного взаимодействия и выделить те параметры личности и стереотипы перцепции, которые более всего нуждаются в проведении коррекционно-развивающей работы. 5. Составить программу воспитания толерантности у старшеклассников. Теоретико-методологическую базу исследования составили принципы субъектности, требующий опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми, принцип адекватности, требующий соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс, принцип индивидуализации, предполагающий определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, принцип рефлексивной позиции, предполагающей ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений школьника, принцип создания толерантной среды, требующей формирования в учебном заведении гуманистических отношений, а также труды: " в области исследований феномена толерантности (Асмолов А.Г., Иванова Н.Л., Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. и др.); " в области методики воспитания толерантности у школьников (Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. и др.); " в области разработки активных психотехнологий по формированию толерантности у подростков и старшеклассников ( Гиппиус С.В., Григорьева Т.Г., Петрусинский В.В., Прутченков А.С., Лютова Е.К., Монина Г.Б., Марковская И.М., Семенова Е.М., Солдатова Г.У. и др.). В работе использовались следующие методы исследования: 1. Анализ литературы по проблеме исследования. 2. Психодиагностические методы ( тест "Несуществующее животное", опросник агрессивности Басса- Дарки, методика диагностики типов межличностных отношений Т.Лири). 3. Наблюдение за старшеклассниками в ситуациях межличностного взаимодействия на уроках и во внеаудиторной деятельности. 4. Беседы с классными руководителями и учителями старших классов, педагогом - психологом школы. 5. Методы социально-психологического тренинга. Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем в результате проведения опытно-экспериментальной работы были выделены основные индивидуально-психологические параметры, влияющие на специфику межличностного взаимодействия и разработана программа по воспитанию толерантности у старшеклассников. Результаты исследовании могут быть использованы педагогом-психологом образовательных учреждений при определении направлений деятельности этих учреждений по воспитанию толерантного отношения учащихся к другим людям. Структура работы: выпускное квалификационное исследование состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений. В работе представлены 7 таблиц, 3 приложения. Список литературы содержит 50 источников. Объем основного текста составляет 111 страниц, а общий объем - 135 страниц. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 34. Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. - М., 2001. 35. Терпимость: преддверие мира. //Курьер ЮНЕСКО, 1994. 36. Толерантность в общественном сознании России. - М., 1997. 37. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. - СПб., 2001. 38. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. - М., 2001. 39. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М., 2000. 40. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. - М., 2003. 41. Рабочая книга школьного психолога /И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. - М., 1991. 42. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2000. 43. Истратова О.Н., Эскакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. - Ростов-на-Дону, 2003. 44. Выготский Л.С. Психология. - М., 2000. 45. Гришина Н.В. Психология конфликта. -СПб., 2000. 46. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1999. 47. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru