Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Психологические предпосылки формирования профессиональной направленности личности ID работы - 602423 психология (дипломная работа) количество страниц - 85 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 Глава I. Понимание смысл жизни 6 1.1. Смысл жизни в контексте различных психологических теорий 6 1.2. Понимание смысл жизни в психологии 17 1.3. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов 22 1.4. Методы изучения ценностно-смысловой сферы личности 28 Глава II. Психологические предпосылки формирования профессиональной направленности личности 34 2.1. Процесс профессионального самоопределения личности в психолого-педагогической литературе 34 2.2. Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности 44 Глава III. Исследование взаимосвязи смысла жизни и профессиональной направленности 49 3.1. Организация и проведение исследования 49 3.2. Анализ результатов. Выявление корреляционных связей 62 Заключение 72 Список литературы 76 Приложение 1 Бланк методики СЖО 80 Приложение 2 Тест Голланда (Холланда) 83 ВВЕДЕНИЕ: Введение Проблема смысла в настоящее время становится особенно актуальной в нашей стране, как в бытийной, так и в научной психологии. Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в российском обществе в последнее десятилетие привели к переоценке значимости многих фундаментальных ценностей, изменению социальных стереотипов и вызвали эффект массового когнитивного диссонанса и необходимость переосмысления своего места в обществе, личностных идеалов, ценностей, принятия на себя ответственности за результаты жизнедеятельности. Несоответствие сложившихся в сознании взрослого населения представлений и ожиданий с реальными изменениями социальной действительности выражается в неспособности интегрироваться в новую социокультурную ситуацию, снижении смысловой активности, что, в итоге и является одной из основных детерминант психологической деформации личности, ее деструктивного поведения. У молодых людей входящих во взрослую жизнь, процесс смыслообразования осложняется отсутствием устоявшихся в Российском обществе ценностей и идеалов гражданского общества. По той же причине, образовательные программы школ и вузов обходят молчанием эту проблему. Учебные заведения практически не уделяют внимание формированию и развитию самоактуализирующейся, внутренне свободной, гуманистически ориентированной личности, осознающей свою роль и место среди других людей, способной принять на себя ответственность за происходящее в современном обществе. При этом необходимо учитывать тот факт, что период завершения обучения является для личности переходом из одной смысложизненной ситуации в другую, со всеми вытекающими последствиями: ломкой сложившихся стереотипов, приспособление к другим условиям быта, иной социокультурной среде, изменением экономического и социально-демографического статуса. Научный аспект исследования проблемы состоит в том, что, несмотря на достаточную проработку смысложизненной проблематики в зарубежной психологии и повышение в последнее время интереса к смысловой сфере личности среди отечественных психологов до сих пор вопрос психологической природы данного феномена является чрезвычайно актуальным. Сегодня, в психологии по-прежнему остается нерешенной проблема комплексного подхода к исследованию смысловой сферы личности: существует терминологическая неопределенность самого понятия "смысл", пока еще не выработана сколько-нибудь единая точка зрения на содержание и структуру личностных смыслов. Еще не в полной мере выявлены действенные механизмы и факторы, обеспечивающие продуктивное формирование, развитие и функционирование системы личностных смыслов. Это отрицательно сказывается на практике воспитательной, развивающей и коррекционной работы, поскольку участники этого процесса имеют дело не с проявлением отдельных компонентов сознания, как элементов внутреннего мира человека или смыслом жизни, как данной объективной реальностью, а с продуктивно функционирующей системой индивидуальных личностных смыслов, как целостным образованием, определяющим весь процесс жизнедеятельности человека. Таким образом, осознание недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы, решение которой отвечало бы потребностям современного состояния общества, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее изучения, между тем, эта важнейшая сфера жизнедеятельности человека была и остается в основном уделом смежных с философией и языкознанием дисциплин. Цель данной работы - рассмотреть, как понимание смысла жизни коррелирует с выбором профессии. Объект исследования - смысл жизни старшеклассников. Предмет исследования - корреляционные связи между смыслом жизни и выбором профессии. Задачи: изучить смысл жизни в контексте различных психологических теорий; рассмотреть понимание смысл жизни в психологии; выявить структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов; рассмотреть методы изучения ценностно-смысловой сферы личности; изучить процесс профессионального самоопределения личности в психолого - педагогической литературе; выявить психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности; провести диагностику и выявить корреляционные связи между личными смыслами и выбором профессии. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; эмпирическое исследование; обработка результатов исследования. Даная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и приложений. В первой главе выясняется понимание смысла жизни в отечественной и зарубежной психологии, выявляются методы исследования личностных смыслов. Вторая глава исследования посвящена изучению психологических предпосылок формирования профессионально направленности личности. Третья глава - эмпирическое исследование на выявление смысла жизни и его корреляции с выбором профессии. В заключении делаются выводы по всему исследованию. Глава I. Понимание смысл жизни 1.1. Смысл жизни в контексте различных психологических теорий Смысл - чрезвычайно объёмное понятие, которое занимает немаловажное место во многих гуманитарных науках: философии, языкознании, социологии, культурологии, психологии. Выступая как единица анализа определенных положений и гипотез, выполняя функцию интегрирующего фактора различных научных дисциплин, сегодня "смысл", несомненно, является междисциплинарным понятием гуманитарной области научного знания. Теоретический анализ состояния проблемы смысла как научной категории позволяет сделать заключение о чрезвычайно широком спектре понимания этого феномена в различных дисциплинах гуманитарных наук. Многие исследователи сходятся во мнении, что в настоящее время понятие "смысл" не только не имеет сколько-нибудь строгого общепринятого определения, но и на описательном уровне существует большой разброс суждений о том, что это такое. Существует множество определений понятия "смысл", имеющих как общее, очень широкое значение, так и сводящих его до одной из составляющей когнитивных и мотивационных процессов. Эта тенденция наблюдается практически во всех дисциплинах гуманитарных наук, исследующих феномен смысла в различных его проявлениях. В современных философско-лингвистических концепциях многообразие характеристик смысла, большой их разброс, существующая несогласованность и противоречивость в большинстве своем сводятся к противопоставлению смысла как результата понимания текста, его конечной цели, и в то же время как инструмента самого процесса понимания. С одной стороны, смысл извлекается из текста в результате его понимания, следовательно, смысл необходимо обнаружить и "разгадать", с другой - сущность понимания заключается в приписывании смысла самому тексту, т. е. необходимости актуализации соответствующего тексту готового смысла, хранящегося в памяти. Кроме того, смысл принадлежит сфере сознания, с одной стороны, и СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Аверин В.А. Механизм психического развития ребенка / В. А. Аверин // Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2002. - С.20-72 2. Александров И.О., Максимова Н.Е. Основы теории психологического исследования (экспериментальная психология). - М., 1998. 3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288с. 4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб: Питер, 2001. 5. Андреева В.И. Кадровые службы. - М.: Бизнес-школа: Интел - Синтез, 1997. - 322с. 6. Антилогова Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности. Омск: ОГПУ, 1999. - 184с. 7. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - С. 3-18. 8. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во МГУ, 1984. 9. Басаков М.И. Кадровое делопроизводство. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2002. - 352с. 10. Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности / Е. П. Белинская // Мир психологии. - 1999. - № 3. - С. 140-146 11. Братусь Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. - М.: Мысль, 1988. - 301с. 12. Вересов Н.Н. Психология управления. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2001. - 224с. 13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 5. - 368с. 14. Головаха Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. - Киев: Наукова думка, 1984. - 210с. 15. Головина Г.М., Крылов В.Ю., Савченко Т.Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. - М.: Институт психологии РАН, 1995. 16. Додонов Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978. - 272с. 17. Долженко В. Ю. Становление категории "смысл" как проблема историко-психологического исследования: Дис. …канд.психол.наук. - Барнаул, 2001. - С. 77. 18. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2003 19. Дунаева Н.Н. Философия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - С.84. 20. Железнов Ю.Д. Человек в природе и обществе. М.: МНЭПУ, 1998. 21. Иванчук Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности. / Актуальные проблемы социальной психологии. - М.: Эксимер, 1997. - С.44 - 57. 22. Клименко И. Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека / И. Ф. Клименко // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - М., 1992. - С. 3-12 23. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самоорганизация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. - С. 79. 24. Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А., Муфтиев Г.Г. Современный менеджмент: теория и практика. - СПб.: Питер, 2004. - 432с. 25. Красовский Ю. Управление поведением на фирме. - М.: Инфра - М, 2004. - 196с. 26. Круглов Б. С. Социальная направленность личности / Б. С. Круглов // Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1989. - С. 12-14. 27. Кузнецова И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии. - Ярославль: Марта, 1998. - 206с. 28. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Педагогика, 1977. - 268с. 29. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия. / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 209. 30. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации / В. Г. Леонтьев. - Новосибирск, НГПИ, 1992. - 216с. 31. Массен П. Развитие личности ребенка: пер. с англ. / П. Массен, Дж. Конгер, Дж. Каган, А. Хьюстон. - М.: Прогресс, 1987. - 272с. 32. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - Т.1. - 496с. 33. Нолику З.А. Установление психологического контакта. М.: Просвещение, 1989. - 154с. 34. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1999. 35. Практикум по общей экспериментальной психологии./В.Д. Балин, В.К. Гайда. - СПб: Питер, 2000 36. Психологическая адаптация. / Вопросы психологии. - 1997. - №3. 37. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979. - 239с. 38. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов / А. В. Серый. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 183с. 39. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева и др. - М.: Сов. энциклопедия. - 1983. 40. Франкл В. Человек в поисках смысла - М.: Просвещение, 1990. 41. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений / З. Фрейд / сост., науч. ред. М. Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1989. - 448с. 42. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1989. 43. Хайду П. Воспитание ценностных ориентаций / П. Хайду // Моральные ценности и личность / Под. ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 155-164 44. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Наука, 1996. - 208с. 45. Шавур П.А. Психология профессионального определения в ранней юности. - М.: Педагогика, 1991. - 116с. 46. Шишкина Л.И. Социально - правовые вопросы профориентации. - СПб.: Питер, 2003. - 96с. 47. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru