www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Психологические предпосылки формирования профессиональной направленности личности


ID работы - 602423
психология (дипломная работа)
количество страниц - 85
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Содержание


Введение 3
Глава I. Понимание смысл жизни 6
1.1. Смысл жизни в контексте различных психологических теорий 6
1.2. Понимание смысл жизни в психологии 17
1.3. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов 22
1.4. Методы изучения ценностно-смысловой сферы личности 28
Глава II. Психологические предпосылки формирования профессиональной направленности личности 34
2.1. Процесс профессионального самоопределения личности в психолого-педагогической литературе 34
2.2. Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности 44
Глава III. Исследование взаимосвязи смысла жизни и профессиональной направленности 49
3.1. Организация и проведение исследования 49
3.2. Анализ результатов. Выявление корреляционных связей 62
Заключение 72
Список литературы 76
Приложение 1 Бланк методики СЖО 80
Приложение 2 Тест Голланда (Холланда) 83





ВВЕДЕНИЕ:



Введение

Проблема смысла в настоящее время становится особенно актуальной в нашей стране, как в бытийной, так и в научной психологии. Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в российском обществе в последнее десятилетие привели к переоценке значимости многих фундаментальных ценностей, изменению социальных стереотипов и вызвали эффект массового когнитивного диссонанса и необходимость переосмысления своего места в обществе, личностных идеалов, ценностей, принятия на себя ответственности за результаты жизнедеятельности. Несоответствие сложившихся в сознании взрослого населения представлений и ожиданий с реальными изменениями социальной действительности выражается в неспособности интегрироваться в новую социокультурную ситуацию, снижении смысловой активности, что, в итоге и является одной из основных детерминант психологической деформации личности, ее деструктивного поведения.
У молодых людей входящих во взрослую жизнь, процесс смыслообразования осложняется отсутствием устоявшихся в Российском обществе ценностей и идеалов гражданского общества. По той же причине, образовательные программы школ и вузов обходят молчанием эту проблему. Учебные заведения практически не уделяют внимание формированию и развитию самоактуализирующейся, внутренне свободной, гуманистически ориентированной личности, осознающей свою роль и место среди других людей, способной принять на себя ответственность за происходящее в современном обществе. При этом необходимо учитывать тот факт, что период завершения обучения является для личности переходом из одной смысложизненной ситуации в другую, со всеми вытекающими последствиями: ломкой сложившихся стереотипов, приспособление к другим условиям быта, иной социокультурной среде, изменением экономического и социально-демографического статуса.
Научный аспект исследования проблемы состоит в том, что, несмотря на достаточную проработку смысложизненной проблематики в зарубежной психологии и повышение в последнее время интереса к смысловой сфере личности среди отечественных психологов до сих пор вопрос психологической природы данного феномена является чрезвычайно актуальным. Сегодня, в психологии по-прежнему остается нерешенной проблема комплексного подхода к исследованию смысловой сферы личности: существует терминологическая неопределенность самого понятия "смысл", пока еще не выработана сколько-нибудь единая точка зрения на содержание и структуру личностных смыслов. Еще не в полной мере выявлены действенные механизмы и факторы, обеспечивающие продуктивное формирование, развитие и функционирование системы личностных смыслов. Это отрицательно сказывается на практике воспитательной, развивающей и коррекционной работы, поскольку участники этого процесса имеют дело не с проявлением отдельных компонентов сознания, как элементов внутреннего мира человека или смыслом жизни, как данной объективной реальностью, а с продуктивно функционирующей системой индивидуальных личностных смыслов, как целостным образованием, определяющим весь процесс жизнедеятельности человека.
Таким образом, осознание недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы, решение которой отвечало бы потребностям современного состояния общества, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее изучения, между тем, эта важнейшая сфера жизнедеятельности человека была и остается в основном уделом смежных с философией и языкознанием дисциплин.
Цель данной работы - рассмотреть, как понимание смысла жизни коррелирует с выбором профессии.
Объект исследования - смысл жизни старшеклассников.
Предмет исследования - корреляционные связи между смыслом жизни и выбором профессии.
Задачи:
изучить смысл жизни в контексте различных психологических теорий;
рассмотреть понимание смысл жизни в психологии;
выявить структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов;
рассмотреть методы изучения ценностно-смысловой сферы личности;
изучить процесс профессионального самоопределения личности в психолого - педагогической литературе;
выявить психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности;
провести диагностику и выявить корреляционные связи между личными смыслами и выбором профессии.
Методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
эмпирическое исследование;
обработка результатов исследования.
Даная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и приложений. В первой главе выясняется понимание смысла жизни в отечественной и зарубежной психологии, выявляются методы исследования личностных смыслов. Вторая глава исследования посвящена изучению психологических предпосылок формирования профессионально направленности личности. Третья глава - эмпирическое исследование на выявление смысла жизни и его корреляции с выбором профессии. В заключении делаются выводы по всему исследованию.



Глава I. Понимание смысл жизни
1.1. Смысл жизни в контексте различных психологических теорий

Смысл - чрезвычайно объёмное понятие, которое занимает немаловажное место во многих гуманитарных науках: философии, языкознании, социологии, культурологии, психологии. Выступая как единица анализа определенных положений и гипотез, выполняя функцию интегрирующего фактора различных научных дисциплин, сегодня "смысл", несомненно, является междисциплинарным понятием гуманитарной области научного знания. Теоретический анализ состояния проблемы смысла как научной категории позволяет сделать заключение о чрезвычайно широком спектре понимания этого феномена в различных дисциплинах гуманитарных наук. Многие исследователи сходятся во мнении, что в настоящее время понятие "смысл" не только не имеет сколько-нибудь строгого общепринятого определения, но и на описательном уровне существует большой разброс суждений о том, что это такое. Существует множество определений понятия "смысл", имеющих как общее, очень широкое значение, так и сводящих его до одной из составляющей когнитивных и мотивационных процессов. Эта тенденция наблюдается практически во всех дисциплинах гуманитарных наук, исследующих феномен смысла в различных его проявлениях.
В современных философско-лингвистических концепциях многообразие характеристик смысла, большой их разброс, существующая несогласованность и противоречивость в большинстве своем сводятся к противопоставлению смысла как результата понимания текста, его конечной цели, и в то же время как инструмента самого процесса понимания. С одной стороны, смысл извлекается из текста в результате его понимания, следовательно, смысл необходимо обнаружить и "разгадать", с другой - сущность понимания заключается в приписывании смысла самому тексту, т. е. необходимости актуализации соответствующего тексту готового смысла, хранящегося в памяти. Кроме того, смысл принадлежит сфере сознания, с одной стороны, и




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список литературы

1. Аверин В.А. Механизм психического развития ребенка / В. А. Аверин // Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2002. - С.20-72
2. Александров И.О., Максимова Н.Е. Основы теории психологического исследования (экспериментальная психология). - М., 1998.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288с.
4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб: Питер, 2001.
5. Андреева В.И. Кадровые службы. - М.: Бизнес-школа: Интел - Синтез, 1997. - 322с.
6. Антилогова Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности. Омск: ОГПУ, 1999. - 184с.
7. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - С. 3-18.
8. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во МГУ, 1984.
9. Басаков М.И. Кадровое делопроизводство. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2002. - 352с.
10. Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности / Е. П. Белинская // Мир психологии. - 1999. - № 3. - С. 140-146
11. Братусь Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. - М.: Мысль, 1988. - 301с.
12. Вересов Н.Н. Психология управления. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2001. - 224с.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 5. - 368с.
14. Головаха Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. - Киев: Наукова думка, 1984. - 210с.
15. Головина Г.М., Крылов В.Ю., Савченко Т.Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. - М.: Институт психологии РАН, 1995.
16. Додонов Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978. - 272с.
17. Долженко В. Ю. Становление категории "смысл" как проблема историко-психологического исследования: Дис. …канд.психол.наук. - Барнаул, 2001. - С. 77.
18. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2003
19. Дунаева Н.Н. Философия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - С.84.
20. Железнов Ю.Д. Человек в природе и обществе. М.: МНЭПУ, 1998.
21. Иванчук Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности. / Актуальные проблемы социальной психологии. - М.: Эксимер, 1997. - С.44 - 57.
22. Клименко И. Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека / И. Ф. Клименко // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - М., 1992. - С. 3-12
23. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самоорганизация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. - С. 79.
24. Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А., Муфтиев Г.Г. Современный менеджмент: теория и практика. - СПб.: Питер, 2004. - 432с.
25. Красовский Ю. Управление поведением на фирме. - М.: Инфра - М, 2004. - 196с.
26. Круглов Б. С. Социальная направленность личности / Б. С. Круглов // Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1989. - С. 12-14.
27. Кузнецова И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии. - Ярославль: Марта, 1998. - 206с.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Педагогика, 1977. - 268с.
29. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия. / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 209.
30. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации / В. Г. Леонтьев. - Новосибирск, НГПИ, 1992. - 216с.
31. Массен П. Развитие личности ребенка: пер. с англ. / П. Массен, Дж. Конгер, Дж. Каган, А. Хьюстон. - М.: Прогресс, 1987. - 272с.
32. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - Т.1. - 496с.
33. Нолику З.А. Установление психологического контакта. М.: Просвещение, 1989. - 154с.
34. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1999.
35. Практикум по общей экспериментальной психологии./В.Д. Балин, В.К. Гайда. - СПб: Питер, 2000
36. Психологическая адаптация. / Вопросы психологии. - 1997. - №3.
37. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979. - 239с.
38. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов / А. В. Серый. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 183с.
39. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева и др. - М.: Сов. энциклопедия. - 1983.
40. Франкл В. Человек в поисках смысла - М.: Просвещение, 1990.
41. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений / З. Фрейд / сост., науч. ред. М. Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1989. - 448с.
42. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1989.
43. Хайду П. Воспитание ценностных ориентаций / П. Хайду // Моральные ценности и личность / Под. ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 155-164
44. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Наука, 1996. - 208с.
45. Шавур П.А. Психология профессионального определения в ранней юности. - М.: Педагогика, 1991. - 116с.
46. Шишкина Л.И. Социально - правовые вопросы профориентации. - СПб.: Питер, 2003. - 96с.
47. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204с.



Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru