Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Психологические особенности эмоциональной сферы подростков ID работы - 615881 психология (дипломная работа) количество страниц - 123 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ (13-17 ЛЕТ) 6 § 1.1. Неразрешенные проблемы психологии эмоций 6 § 1.2. История исследований эмоций в зарубежной и отечественной психологии 10 § 1.3.Характеристика и виды эмоций 17 § 1.4. Общая характеристика подросткового возраста 21 § 1.5. Особенности эмоциональной сферы подростков 27 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ (13-17 ЛЕТ) 31 § 2.1. Описание методов и методик исследования 31 § 2.2. Анализ результатов исследования эмоциональной сферы подростков 44 §2.3. Анализ влияния эмоциональных особенностей личности подростков на межличностные отношения внутри классного коллектива 66 § 2.4. Обобщение и статистическая обработка полученных результатов 76 §2.5. Обоснование выбора методик формирующего эксперимента по воспитанию нравственности подростков 84 ПРИЛОЖЕНИЯ 95 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Интерес к изучению эмоциональных процессов не ослабевает на протяжении всего существования психологии. Фактом, подтверждающим данное положение, является существование 16 направлений в понимании эмоции, начиная с древнегреческого периода до XIX века, и то, что к концу XX века отмечено 20 теорий эмоций. Впрочем, ключевым положением существующих теорий является противоборство или единство двух противоположных подходов в методологии изучения эмоций когнитивного и мотивационного. Эмоция всегда “оценивает”, “окрашивает” отражаемое содержание ощущаемое, воспринимаемое, воспроизводимое, мыслимое и т.д. Именно эта направленность, предметная отнесенность эмоции к определенному элементу познавательного образа - уникальный феноменологический факт, ставящий эмоцию в ряд специфических явлений в структуре психического. Роль эмоций в межличностных отношениях подростков очень важна для того, чтобы понять развитие личности. Подростковый возраст, существенная часть которого приходиться на старшие классы средней школы, занимает исключительно важное место в процессе формирования личности. В этом возрасте завершается физическое созревание человека, складываются основные черты его мировоззрения, подготавливается и осуществляется первое самостоятельное, взрослое самоопределение – выбор профессии. Именно этим и обуславливается актуальность нашей дипломной работы. Степень научной разработанности проблемы. В широком плане для нашей темы важен круг работ таких авторов как П.К. Анохин, В.В. Бойко, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, Ю.Б. Гиппенрейтер, Ч. Дарвин, У. Джемс, Б.И. Додонов, К. Изард, Е.П. Ильин, В. Кеннон, Э. Клапаред, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, У. Мак-Дуггал, Я. Рейковский, Г.X. Шингаров, которые внесли огромный вклад в разработку научно-теоретических основ проблемы эмоциональной сферы человека. Значительную часть составляют работы, посвященные непосредственно теме нашей работы: В.А. Аверина, Р.Т. и Д. Байярд, А. Бандура, Л.В. Богомоловой, А.Д. Зака, Л.Н. Захаровой, М.Ю. Кондратьева, Л.Р. Мадорского, Х. Ремшмидт, Д.И. Фельдштейн, А.Г. Хрипковой. Таким образом, по проблематике данного исследования на сегодняшний день существует достаточно обширная литература. Тем не менее, несмотря на актуальность данной проблемы и активную исследовательскую работу психологов и педагогов, некоторые ее аспекты все еще не достаточно хорошо изучены и разработаны. Объектом данной работы является период подросткового возраста. Предметом – психологические особенности эмоциональной сферы подростков. Цель дипломной работы: изучить психологические особенности эмоциональной сферы подростков. В качестве рабочей гипотезы эмпирического исследования выдвинуто предположение о том, что эмоциональные особенности личности влияют на межличностные отношения подростков. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, нами были поставлены следующие задачи дипломного исследования: 1. Изучить и проанализировать научную психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме изучения психологических особенностей эмоциональной сферы подростков. 2. Провести анализ теоретических основ проблемы изучения психологических особенностей эмоциональной сферы подростков. 3. Эмпирическим путем выявить психологические особенности эмоциональной сферы подростков. 4. Подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы. 5. Разработать психолого-педагогические рекомендации для возможной коррекции, управления и контроля психологических особенностей эмоциональной сферы подростков. Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы: 1. Метод изучения научной психолого-педагогической литературы, архивных материалов. 2. Наблюдение. 3. Психодиагностический метод. 4. Метод количественного и качественного анализа полученных данных. 5. Метод математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что проведенное нами теоретическое исследование заявленной проблемы может служить дополнительным информационным материалом для студентов, а также может использоваться любой категорией людей, заинтересованных в изучении этого вопроса. Эмпирическое исследование может быть использовано как достоверный, полученный экспериментальным путем материал для дальнейшего, более расширенного исследования проблемы. Структура и объем работы. Представленная дипломная работа состоит введения, 2-х глав, заключения, библиографии и приложений. Во введении определены цели и задачи исследования, его объект и предмет, доказана актуальность изучаемой проблемы и показана практическая значимость работы, сформулирована рабочая гипотеза, намечены методы и методологии исследования. В 1-й главе работы проведен анализ теоретических основ проблемы изучения психологических особенностей эмоциональной сферы подростков: представлены неразрешенные проблемы психологии эмоций; кратко освещена история исследований эмоций в зарубежной и отечественной психологии; дана характеристика и представлены виды эмоций; представлена общая характеристика подросткового возраста и раскрыты психологические особенности эмоциональной сферы подростков. Во 2-й главе работы приведено описание проведенного нами эмпирического изучения проблемы: определены план и задачи исследования; дано обоснование методов и методик исследования; приведены и проанализированы результаты исследования; разработаны рекомендации и сформулированы выводы. В заключении сформулированы результаты дипломного исследования, отмечена степень выполнения цели и поставленных задач, подтверждена рабочая гипотеза, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы. В библиографии в алфавитном порядке указаны литературные источники, изученные и использованные при выполнении данной дипломной работы. В приложениях описаны тесты и методики, использованные для проведения эмпирического исследования. ГЛАВА I. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ (13-17 ЛЕТ) § 1.1. Неразрешенные проблемы психологии эмоций Как показал проведенный нами теоретический анализ научной литературы, проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Более того, можно считать, что в настоящее время наблюдается кризис психология эмоций, поскольку нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, чем решенных [3; с. 6]. Причины не в столько в нежелании исследователей заниматься этой проблемой, а в объективной сложности самой проблемы, в принципиальном отличии психологии эмоций от других психологических проблем и, прежде всего в принципиальном отличии эмоциональных явлений от познавательных (когнитивных). И хотя любое психическое явление осуществляет две основные функции - отражения и регуляции, - эмоциональные явления осуществляют их существенно иначе, чем процессы, называемые познавательными, - ощущения, восприятие, память, мышление, воображение и др. Эмоции - более древняя (“первичная”) форма отражения, чем в значительной степени более осознанные, опосредованные речью познавательные процессы, и их главное назначение - сигнализировать о пользе или вреде органам от того или иного явления [3; с. 12]. Эта оценка знака явления (положительного или отрицательного) является первичной. Экспериментально показано существование такой эмоциональной «первооценки», или «первовидения», которая предшествует более развернутой, логической, осознанной оценке. 0 «первичности» эмоций пишет также и К. Обуховский - «вначале была эмоция». Как более древняя форма отражения эмоции несут на себе печать глубинных связей со сферой потребностей и желаний человека. И эта тесная связь с потребностями - важнейшая характеристика эмоций. Качественная специфичность эмоций во многом зависит от той потребности, на базе которой они формируются [3; с. 12-15]. Функция эмоций - регуляция деятельности. Особенность ее в том, что регуляция осуществляется не прямо, а опосредованно, через мотивы, которые для человека в большинстве своем не осознанны. Таким образом, эмоциональные явления тесно связаны со сферой бессознательного. Познавательные процессы – наоборот – в большей степени осуществляются под контролем сознания. Иными являются и закономерности, которым подчиняются эмоциональные явления: закономерности возникновения, функционирования и прекращения эмоций, закономерности их формирования и закономерности их распада, нарушения [7; с. 28]. Признавая существенное различие познавательных и эмоциональных психических явлений, было бы неверным утверждать их полную автономность, независимость друг от друга. Известно положение Л.С. Выготского о единстве «аффекта и интеллекта», а также мнение В.И. Ленина о том, что «без человеческих эмоций не может быть и человеческого познания». Однако это единство не означает тождество. Эмоциональные и познавательные процессы тесно взаимодействуют, но они не тождественны - и в этом суть проблемы. Характеризуя нерешенные проблемы психологии эмоций следует начать, очевидно, с объекта исследования. В современной психологии эмоций нет четкого определения объекта исследования, т.е. полного описания того, что входит в понятие «эмоциональное явление» в отличие от неэмоционального (когнитивного, волевого и др.). Это отчетливо наблюдается, например, в той области исследований, которая занимается проблемой эмоциональных состояний. Как известно, в насто СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: ЛИТЕРАТУРА 1. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения.// Вопросы психологии, №4/1989. - С. 6-8. 2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 520 с. 3. Анохин П.К. Психология эмоций: Тексты. - М.: Просвещение, 1984. - 185 с. 4. Асеев В.Г. Возрастная психология. - Иркутск: Наука, 1984. - -320 с. 5. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с. 6. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М.: Фимита, 1999. - 512 с. 7. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973. - 280 с. 8. Бойко В.В. Энергия эмоций. - СПб.: Питер, 2004. - 240 с. 9. Борисова А.А. Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи.//Вопросы психологии, №1/1989. - С. 7-9. 10. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига: Знание, 1984. - 185 с. 11. Бурлачук Л., Морозов С. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2003. - 528 с. 12. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций.//Психология эмоций. - М.: Наука, 1984. - 520 с. 13. Вилюнас В.К. Перспективы развития психологии эмоций.// Тенденции развития психологической науки. - М.: Наука, 1988. - 110 с. 14. Возрастная и педагогическая психология: тексты./Под ред. Шуаре Марта О. - М.: Изд-во Московского университета, 1992. - 272 с. 15. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008 с. 16. Выготский Л.С. Учение об эмоциях.//Собр. Соч. - М.: Наука, 1984. - Т.4. - 318 с. 17. Глас Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М.: Наука, 1976. - 110 с. 18. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. - СПб.: Питер, 2004. - 558 с. 19. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. - СПб.: Питер, 2001. - 195 с. 20. Джемс У. Что такое эмоция?//Психология эмоций. - М.: Арко, 1993. - 520 с. 21. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев: Вища школа, 1987. - 188 с. 22. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2003. - 319 с. 23. Захарова Л. Н. Понимать друг друга. - М.: Московский рабочий, 1987. – 175 с. 24. Ениколопов С.Н. Опросник Баса-Дарки.// Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М.: Юнити, 1990. - С. 6-9. 25. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000. - 285 с. 26. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. - 210 с. 27. Кеннон В. Физиология эмоций. - Л.: Нева, 1987. - 115 с. 28. Клапаред Э. Чувства и эмоции.//Психология эмоций. - М.: Наука, 1984. - 520 с. 29. Ковалев А.Г. О чувствах и эмоциях.//Вопросы психологии, №4/1957. - С. 15-17. 30. Кондратьев М.Ю. Особенности психосоциального развития подростков.//Вопросы психологии. - №3/1997. - С. 9-12. 31. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. – 992 с. 32. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М.: Наука, 1971. - 280 с. 33. Лук А.Н. Эмоции и чувства. - М.: Знания, 1972. - 220 с. 34. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков. - М.: Просвещение, 1991. – 95 с. 35. Мак-Дуггал У. Развитие эмоций и чувств.//Психология эмоций. - М.: Наука, 1987. - 520 с. 36. Мир детства: Подросток./Под ред. Хрипковой А.Г. - М.: Педагогика, 1989. – 288 с. 37. Мир детства: Юность./Под ред. Хрипковой А.Г. - М.: Педагогика, 1991. – 256 с. 38. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2000. – 456 с. 39. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 2, 2000. - 608 с. 40. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб.: Питер, 2002. - 640 с. 41. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. - М.: Наука, 1983. - 69 с. 42. Общая психология./Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1976. – 479 с. 43. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1981. - 175 с. 44. Практикум по возрастной и педагогической психологии./Под ред. Щербакова А.И. - М.: Просвещение, 1987. – 255 с. 45. Проблемы эстетического воспитания подростков: Сборник научно-методических статей./Под ред. Богомоловой Л.В. - М.: Новая школа, 1994. – 96 с. 46. Психологические тесты./Под ред. А.А. Карелина. В 2-х т., Т. 2. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 248 с. 47. Психология мотивации и эмоций./Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2002. - 752 с. 48. Психология эмоций: Тексты./Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б.Гиппен-рейтер. - М.: Наука, 1984. - 520 с. 49. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979. - 175 с. 50. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. - М.: Фемита, 1994. - 295 с. 51. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, Кн 1., 2002. - 384 с. 52. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2004. - 350 с. 53. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте. - Душанбе, 1969. - 210 с 54. Хрестоматия по возрастной психологии./ Под ред. Фельдштейна Д.И. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 256 с. 55. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка - подросток - девушка. - М.: Просвещение, 1981. - 275 с. 56. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик - подросток - юноша. - М.: Просвещение, 1982. - 260 с. 57. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 752 с. 58. Шингаров Г.X. Место эмоции в структуре личности. - М.: Академия, 2002. - 480 с. ПРИЛОЖЕНИЯ Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru