www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Психологические особенности старшего дошкольника из неполной семьи


ID работы - 673037
психология (курсовая работа)
количество страниц - 38
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 7
1.1. Психологические особенности дошкольника 7
1.2. Семья как фактор психического здоровья 11
1.3. Психологические особенности детей дошкольного возраста из неполных семей 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1. Описание этапов и методов эксперимента 28
2.2. Результаты эксперимента и их интерпретация 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38




ВВЕДЕНИЕ:



Актуальность работы. Жизнь и развитие личности происходит в среде межиндивидных связей и отношений. Совокупность внешних факторов определяет особенности процесса социализации личности ребенка и формирования адаптационных механизмов к социальной среде. Данный процесс носит многовариантный характер, крайние варианты которого способны оказывать психотравмирующее воздействие на личность ребенка, приводить к формированию асоциальных и делинквентных форм поведения.
Особенности семейного воспитания является психологическим пространством интерпсихических схем межличностного взаимодействия, переходящих затем во внутренний план и становящихся интрапсихическими (по Л.С.Выготскому). Таким образом, особенности взаимоотношений родителя с ребенком могут быть прочно усвоены последним, и стать основой формирования его личностных и поведенческих особенностей.
Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности ребенка отражено в работах отечественных психологов и психотерапевтов: В.К.Мягер, Т.М.Мишиной, В.М.Воловика, А.М.Захарова, А.С.Спиваковской, Э.Г.Эйдемиллера, В.Юстицкиса, И.М.Марковской и др., и зарубежных исследователей В.Сатир, Ф.Райса, Н.Аккермана, О.Баха, С.Минухина, А.Адлера, К.Роджерса и др. В частности, в исследованиях данных авторов прослеживается факт неблагоприятного влияния фактора неполноты родительской семьи на личность ребенка. Дошкольный возраст является сензитивным периодом к устойчивости и благоприятности сферы межличностного взаимодействия, поэтому различные нарушения (к примеру, уход из семьи отца) могут спровоцировать возникновение у ребенка ряда психосоматических заболеваний.
Так, в рамках концепции психосоматической медицины, в исследованиях В.Н.Мясищева, Г.К.Ушакова, Э.Г.Эйдемиллера, А.Лоуэна и других авторов четко прослеживается тесная взаимосвязь соматического и психологического здоровья личности. Так, различные невротические расстройства, стрессовые ситуации могут значительно ослаблять сопротивляемость организма к заболеваниям, а длительное нервно-психическое напряжение может проявляться в форме необратимых биологических изменений в организме.
С социологической точки зрения семья является важнейшим элементом общества: для здорового общества необходима здоровая семья, адекватно исполняющая все свои функции: культурную, эмоциональную, социально - экономическую. В частности, являясь социальным институтом, защищающим право человека на личную собственность, данное ему от природы, семья имеет самые существенные связи с экономической жизнью общества, используя и пополняя его разнообразные, прежде всего человеческие, ресурсы.
В психологическом смысле семью можно определить как систему межличностных взаимодействий, призванных, в самом общем плане, с одной стороны, защитить индивида от манипулятивных воздействий общества, а с другой - приспособить его к жизни в этом обществе, дать средства для нормального функционирования в нем.
Психология внутрисемейных взаимоотношений непосредственно сопряжена с психологическими проблемами развития каждого из составляющих семью индивидов, являясь не только персонализированным детством, но и персонализированной зрелостью, старостью, - все этапы жизненного пути человека, все самые острые экзистенциальные проблемы человечества в том или ином виде представлены в психологии внутрисемейных взаимоотношений уже потому, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития каждого человеческого индивида, а личностное и социальное представлены здесь в сложных, противоречивых взаимоотношениях.
В последнее время в силу различного рода социально-психологических причин увеличилось количество детей, воспитывающихся в неполных семьях. Безусловно, эти дети в той или иной степени испытывают трудности в социализации. Таким образом, актуальной проблемой является изучение психологических особенностей детей из неполных семей, с целью оказания наиболее эффективной консультативной помощи.
В рамках данной курсовой работы проводится анализ психологических особенностей детей из неполных семей.
Цель: целью нашей работы является изучение личностных особенностей детей дошкольного возраста из неполных семей.
Задачи:
1. Теоретический анализ литературы по проблематике.
2. Выбрать методы исследования.
3. Изучить личностные особенности дошкольников из неполных семей.
Методики исследования:
1. Субтест «Нарисуй человека» (Скрининговый тест школьной зрелости).
2. Тест «Я-сейчас».
3. Тест «Я-в будущем».
4. Тест «Несуществующее животное».
5. Рисунок семьи.
Гипотезой исследования является предположение о влиянии особенностей семейного воспитания (в частности фактора «полнота-неполнота семьи») на психологические особенности ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: специфика семейного воспитания (неполные семьи).
Предмет исследования: психологические особенности дошкольников, воспитывающихся в неполной семье.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом анализе и обобщении материала по теме.
Практическая значимость – возможность применения результатов работы в консультационной практике.
Методология исследования – теория позитивности-негативности внутрисемейных отношений А.З.Шапиро, концепция формирования психосоматических расстройств на фоне негативных семейных отношений В.К.Мягера, Т.М. Мишиной, синдромный подход А.Л. Венгера, концепция семьи как системы Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:




1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. – М.: Педагогика, 1993.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999.
3. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома. // Вопросы психологии. №4, 1994. С. 82 - 92.
4. Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. В. А. Крутецкого. М. , 1964.
5. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-и т. - М., 1982.
6. Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста. В сб. Семья и формирование личности. / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: 1981, 96 с.
7. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.
8. Грачёва В., Зарянова И.. Тайны моего тела. - СПб.: ИК "Комплект", 1999.
9. Добрович А.Б. Анатомия диалога / Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. Красило, А.Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – с. 182 – 216.
10. Дубровина И.В. Психологическая служба школы. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
11. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. М.: Академ А., 1999.
12. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников М., 1984
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: «Логос», 2000. – 384 с.
14. Лаврова О.В. «Отраженная телесность» как особая ментальная форма тела: психотерапевтический подход. // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1999. №3.
15. Лоуэн А. Язык тела / Пер с англ. Н.Б.Буравовой - СПб.: «Академический проект», 1997.
16. Мальковская Т.Н. Учитель - ученик / Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. Красило, А.Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – с. 227 - 248
17. Мацковский М.С., Гурко Т.А. - Молодая семья в большом городе. - М.: Знание, 1986.
18. Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия при неврозах: Методические рекомендации. - Л.: 1976.
19. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1960.
20. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. – М.: Алетейа. 1999.
21. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с.
22. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2001. – 512 с.
23. Ротенберг. В.С. Проблемы воспитания в свете психосоматической медицины. // Вопросы психологии. №6, 1989. С. 22 - 28.
24. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 1993
25. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. // Вопросы психологии, 2000, №3.
26. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалии личности. В сб. Семья и формирование личности. / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: 1981, 96 с.
27. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: СВР - Аргус, 1995.
28. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. - Вильнюс: Минтис, 1977.
29. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия. / Составитель Л. С. Сергеева. – СПб., 2000
30. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск 2. – М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992.
31. Филип Райс. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб. - Питер. 2000.
32. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. / Составитель В. Ю. Баскаков. - М., 2000.
33. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб, Питер Пресс, 1997.
34. Шапиро А.З. Психолого - гуманистические проблемы позитивности - негативности внутрисемейных взаимоотношений. // Вопросы психологии. №4, 1994. С. 45 - 56.
35. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru