Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Психологические особенности старшего дошкольника из неполной семьи ID работы - 673037 психология (курсовая работа) количество страниц - 38 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 7 1.1. Психологические особенности дошкольника 7 1.2. Семья как фактор психического здоровья 11 1.3. Психологические особенности детей дошкольного возраста из неполных семей 23 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 28 2.1. Описание этапов и методов эксперимента 28 2.2. Результаты эксперимента и их интерпретация 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36 ПРИЛОЖЕНИЕ 38 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность работы. Жизнь и развитие личности происходит в среде межиндивидных связей и отношений. Совокупность внешних факторов определяет особенности процесса социализации личности ребенка и формирования адаптационных механизмов к социальной среде. Данный процесс носит многовариантный характер, крайние варианты которого способны оказывать психотравмирующее воздействие на личность ребенка, приводить к формированию асоциальных и делинквентных форм поведения. Особенности семейного воспитания является психологическим пространством интерпсихических схем межличностного взаимодействия, переходящих затем во внутренний план и становящихся интрапсихическими (по Л.С.Выготскому). Таким образом, особенности взаимоотношений родителя с ребенком могут быть прочно усвоены последним, и стать основой формирования его личностных и поведенческих особенностей. Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности ребенка отражено в работах отечественных психологов и психотерапевтов: В.К.Мягер, Т.М.Мишиной, В.М.Воловика, А.М.Захарова, А.С.Спиваковской, Э.Г.Эйдемиллера, В.Юстицкиса, И.М.Марковской и др., и зарубежных исследователей В.Сатир, Ф.Райса, Н.Аккермана, О.Баха, С.Минухина, А.Адлера, К.Роджерса и др. В частности, в исследованиях данных авторов прослеживается факт неблагоприятного влияния фактора неполноты родительской семьи на личность ребенка. Дошкольный возраст является сензитивным периодом к устойчивости и благоприятности сферы межличностного взаимодействия, поэтому различные нарушения (к примеру, уход из семьи отца) могут спровоцировать возникновение у ребенка ряда психосоматических заболеваний. Так, в рамках концепции психосоматической медицины, в исследованиях В.Н.Мясищева, Г.К.Ушакова, Э.Г.Эйдемиллера, А.Лоуэна и других авторов четко прослеживается тесная взаимосвязь соматического и психологического здоровья личности. Так, различные невротические расстройства, стрессовые ситуации могут значительно ослаблять сопротивляемость организма к заболеваниям, а длительное нервно-психическое напряжение может проявляться в форме необратимых биологических изменений в организме. С социологической точки зрения семья является важнейшим элементом общества: для здорового общества необходима здоровая семья, адекватно исполняющая все свои функции: культурную, эмоциональную, социально - экономическую. В частности, являясь социальным институтом, защищающим право человека на личную собственность, данное ему от природы, семья имеет самые существенные связи с экономической жизнью общества, используя и пополняя его разнообразные, прежде всего человеческие, ресурсы. В психологическом смысле семью можно определить как систему межличностных взаимодействий, призванных, в самом общем плане, с одной стороны, защитить индивида от манипулятивных воздействий общества, а с другой - приспособить его к жизни в этом обществе, дать средства для нормального функционирования в нем. Психология внутрисемейных взаимоотношений непосредственно сопряжена с психологическими проблемами развития каждого из составляющих семью индивидов, являясь не только персонализированным детством, но и персонализированной зрелостью, старостью, - все этапы жизненного пути человека, все самые острые экзистенциальные проблемы человечества в том или ином виде представлены в психологии внутрисемейных взаимоотношений уже потому, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития каждого человеческого индивида, а личностное и социальное представлены здесь в сложных, противоречивых взаимоотношениях. В последнее время в силу различного рода социально-психологических причин увеличилось количество детей, воспитывающихся в неполных семьях. Безусловно, эти дети в той или иной степени испытывают трудности в социализации. Таким образом, актуальной проблемой является изучение психологических особенностей детей из неполных семей, с целью оказания наиболее эффективной консультативной помощи. В рамках данной курсовой работы проводится анализ психологических особенностей детей из неполных семей. Цель: целью нашей работы является изучение личностных особенностей детей дошкольного возраста из неполных семей. Задачи: 1. Теоретический анализ литературы по проблематике. 2. Выбрать методы исследования. 3. Изучить личностные особенности дошкольников из неполных семей. Методики исследования: 1. Субтест «Нарисуй человека» (Скрининговый тест школьной зрелости). 2. Тест «Я-сейчас». 3. Тест «Я-в будущем». 4. Тест «Несуществующее животное». 5. Рисунок семьи. Гипотезой исследования является предположение о влиянии особенностей семейного воспитания (в частности фактора «полнота-неполнота семьи») на психологические особенности ребенка старшего дошкольного возраста. Объект исследования: специфика семейного воспитания (неполные семьи). Предмет исследования: психологические особенности дошкольников, воспитывающихся в неполной семье. Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом анализе и обобщении материала по теме. Практическая значимость – возможность применения результатов работы в консультационной практике. Методология исследования – теория позитивности-негативности внутрисемейных отношений А.З.Шапиро, концепция формирования психосоматических расстройств на фоне негативных семейных отношений В.К.Мягера, Т.М. Мишиной, синдромный подход А.Л. Венгера, концепция семьи как системы Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. – М.: Педагогика, 1993. 2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999. 3. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома. // Вопросы психологии. №4, 1994. С. 82 - 92. 4. Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. В. А. Крутецкого. М. , 1964. 5. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-и т. - М., 1982. 6. Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста. В сб. Семья и формирование личности. / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: 1981, 96 с. 7. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с. 8. Грачёва В., Зарянова И.. Тайны моего тела. - СПб.: ИК "Комплект", 1999. 9. Добрович А.Б. Анатомия диалога / Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. Красило, А.Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – с. 182 – 216. 10. Дубровина И.В. Психологическая служба школы. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 11. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. М.: Академ А., 1999. 12. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников М., 1984 13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: «Логос», 2000. – 384 с. 14. Лаврова О.В. «Отраженная телесность» как особая ментальная форма тела: психотерапевтический подход. // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1999. №3. 15. Лоуэн А. Язык тела / Пер с англ. Н.Б.Буравовой - СПб.: «Академический проект», 1997. 16. Мальковская Т.Н. Учитель - ученик / Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. Красило, А.Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – с. 227 - 248 17. Мацковский М.С., Гурко Т.А. - Молодая семья в большом городе. - М.: Знание, 1986. 18. Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия при неврозах: Методические рекомендации. - Л.: 1976. 19. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1960. 20. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. – М.: Алетейа. 1999. 21. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с. 22. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2001. – 512 с. 23. Ротенберг. В.С. Проблемы воспитания в свете психосоматической медицины. // Вопросы психологии. №6, 1989. С. 22 - 28. 24. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 1993 25. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. // Вопросы психологии, 2000, №3. 26. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалии личности. В сб. Семья и формирование личности. / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: 1981, 96 с. 27. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: СВР - Аргус, 1995. 28. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. - Вильнюс: Минтис, 1977. 29. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия. / Составитель Л. С. Сергеева. – СПб., 2000 30. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск 2. – М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992. 31. Филип Райс. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб. - Питер. 2000. 32. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. / Составитель В. Ю. Баскаков. - М., 2000. 33. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб, Питер Пресс, 1997. 34. Шапиро А.З. Психолого - гуманистические проблемы позитивности - негативности внутрисемейных взаимоотношений. // Вопросы психологии. №4, 1994. С. 45 - 56. 35. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru