Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении ID работы - 672801 психология (дипломная работа) количество страниц - 73 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ 6 1.1. Специфика умственной отсталости (олигофрении) 6 1.2. Принципы и подходы к исследованию умственной отсталости 15 1.3. Специфика недоразвития чтения и нарушений письменной речи у олигофренов 21 1.4. Подходы к обучению умственно отсталых детей 30 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И МЕТОДОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 48 2.1. Описание исследования 48 2.2. Анализ результатов исследования 51 2.3. Содержание коррекционно-дидактических подходов к развитию грамоты у умственно отсталых детей 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70 ВВЕДЕНИЕ: В последние годы в силу влияния негативных социально - экономических, экологических, генетических факторов возрастает число детей, рождающихся с отклонениями в развитии, с риском возникновения таких отклонений, все чаще процесс протекания беременности у матерей сопровождается различными осложнениями. Влияние неблагоприятных факторов способно спровоцировать возникновение симптомов умственной отсталости как у новорожденных детей, так и недоразвитие мозговых структур у плода в период беременности матери. Умственная отсталость ребенка (олигофрения в различной степени) может способствовать «выпадению» этого человека в дальнейшем из всей системы социальных отношений, порождает тяжелую ситуацию в семье данного ребенка. Актуальным становится не только изучение причин и условий умственной отсталости, методов ее ранней диагностики, но и коррекции негативных проявлений. Особенно сильно при умственной отсталости страдает интеллектуальная сфера личности. В силу того, что большое значение приобретает развитие адаптационных навыков умственно отсталого ребенка к социуму, создание условий для коррекции дефекта, необходимо создавать педагогические условия для адаптации ребенка к условиям обучения в массовой школе. В первую очередь, это касается развития навыков грамотного чтения и письма у умственно отсталых детей. Механизм нарушения чтения и письма у детей интересовал ученых на различных этапах разработки проблемы. Навык письма у многих детей формируется с теми или иными трудностями. Известно, что письмо представляет собой результат сознательной психической деятельности, а овладение этим навыком предполагает взаимодействие целого ряда психофизиологических компонентов. Обязательными условиями для их слаженной работы является достаточно устойчивое внимание ребенка, нормальное развитие фонематического восприятия, звукопроизносительной, просодической, лексической и грамматической сторон речи. Как показывает анализ литературы по проблеме умственной отсталости, дети-олигофрены имеют стойкие проблемы с усвоением знаний. Особую актуальность приобретает создание и практическая апробация коррекционно-развивающих, учебных программ для детей-олигофренов. В рамках данной дипломной работы поставлена цель: осуществить теоретический и эмпирический анализ специфики обучения умственно отсталых детей младшего школьного возраста (на примере формирования и коррекции нарушений чтения и письма). Задачи: 1. Теоретический анализ специфики синдрома умственной отсталости. 2. Изучение специфики построения системы обучения детей младшего школьного возраста, страдающих олигофренией. 3. Анализ методов коррекции грамотности у умственно отсталых детей младшего школьного возраста. 4. Определение эффективности коррекционно-обучающих занятий с умственно-отсталыми детьми. 5. Проведение эмпирического исследования эффективности коррекционно-обучающих занятий с умственно отсталыми детьми. 6. Дать рекомендации по психологическим особенностям умственно отсталых детей учителям, воспитателям и родителям. Объект исследования: психологические особенности детей с легкой степенью дебильности. Предмет исследования: условия, способствующие оптимизации процесса обучения детей с легкой степенью олигофрении. Гипотеза исследования: эффективность коррекционно-обучающих занятий повышается при следующих условиях: 1) учет психологических возможностей детей с легкой степенью олигофрении в педагогическом процессе; 2) создание эмоционально- и психологически доступных методов обучения; 3) использование наглядных пособий и дидактических материалов. Практическая значимость работы заключается в обобщении теоретического материала по проблеме обучения детей с легкой степенью олигофрении и в экспериментальном апробировании психолого-педагогической методики обучения. Результаты исследования могут быть использованы психологами, педагогами и родителями в построении эффективного обучения детей с легкой степенью умственной отсталости. Структура работы. Работа состоит из введения, в котором определены цели и задачи исследования, актуальность, гипотеза, 2 глав, заключения и списка литературы. В первой главе с теоретических позиций анализируются подходы к изучению умственной отсталости в дошкольном возрасте, результативность накопленного теоретического и практического опыта осуществления коррекции. Во второй главе, в рамках методики Т.Б. Филичевой, с включением ряда авторских элементов, проведено описание эмпирического исследования по построению условий обучения умственно отсталых детей. В исследовании приняли участие 36 школьников в возрасте 7-10 лет, с диагнозом «олигофрения в легкой степени». Все учащиеся – воспитанники специализированной школы. Все школьники воспитываются в полных семьях. Выборка была подобрана таким образом, чтобы социальный и семейный статус испытуемых был примерно одинаков. В заключении обобщены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования, сделаны выводы и сформулированы рекомендации. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. — 1950. — Вып. 70. 2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с. 3. Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития // Вопросы психологии, 1997, №1. 4. Блейхер В.М., Крук И.С., Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 448 с. 5. Бурменская Г.В., Кабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М., МГУ, 1990. 6. Вартапетова Г.М. Особенности освоения чтения и письма младшими школьниками с разной латеральной организацией// Сибирский учитель, 2001: № 3(13) 7. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. - 175 с. 8. Возрастные особенности психического развития детей. Под ред. И.В. Дубровиной. М.И. Лисиной - М., 1982. 9. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования. М., 1956. 10. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983. 11. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. 12. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М.: Просвещение, 1985. - 72 с. 13. Дубровина И.В. Психологическая служба школы. – М.: Изд-во Международной педагогической академии, 1995. 14. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения.— М.,1958. 15. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1998. - 528 с. 16. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев, Вища школа, 1985.327 с. 17. Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. — М., 1972. 18. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа-Пресс, 2001. 19. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М.: Педагогика, 1990. 20. Зейгарник Б.В. Основы патопсихологии. М., 1973. 21. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. — М.,1971. 22. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985. 23. Колповская И. К., Никашина Н. А., Спирова Л. Ф. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968. 24. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у детей — М., 1983. 25. Логопедическая работа в коррекционных классах / Лапаева Р.И. - М.; Владос, 1998. - 224 с. 26. Логопедия. Учебник для вузов. /Волкова Л.С. М.:Владос. 1998. 680с. (П/76) 27. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. 28. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. —М.,1950. 29. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М., 1956. 30. Муравьева Н. Н.. Логопедическая работа с первоклассниками, имеющими недостатки речи и письма// Недостатки речи и письма у детей: из опыта логопедической работы/ Под редакцией Р. Е. Левиной. – М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1956 – c. 31. Мухамедрахимов Р.Ж. Игротека для детей с риском отставания в развитии: опыт русско - шведского сотрудничества // Вопросы психологии, 1997, №4. 32. Мухина В.С. Детская психология. / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985г. 33. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с. 34. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей /Под ред. Т.А.Власовой и др. – М.: Просвещение, 1981. 35. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной.— М., 1968. 36. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей - олигофренов. М.: Просвещение, 1968. - 160 с. 37. Правдина О. В. Логопедия. — М., 1969. Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата.-- М., 1969. 38. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973. - 272 с. 39. Прищепова И.В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразователыной школы, имещих нарушения речи//Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. - СПБ.: Образование, 1992. - 140с. - с. 124 - 131 40. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В.Дубровиной, М.К.Акимовой, Е. М.Борисовой и др. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с. 41. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с. 42. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М., 1983. 43. Словарь логопеда (понятийно-терминологический) /Под ред. Селиверстова В.И. М.: ВЛАДОС,. 1997.. 44. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии. 1996. №3. 45. Соботович Е.Ф.,Голиченко Е. М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых школьников младших классов // Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. — М.. 1979. 46. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: МГУ, 1980 47. Спирова Л. Ф. Недостатки чтения и пути их преодоления // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. — М., 1965. 48. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М.: Рольф, 2000. 49. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков , Под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1969. 50. Учим детей читать и писать: Книга для родителей, учителей, логопедов / Калинина И.Л. М.:ФЛИНТА. 51. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил. 52. Фонетическая ритмика: Практикум /Власова Т.М. М.: ВЛАДОС,. 1997. 376с. 53. Хрестоматия по логопедии. Т. 2 /Селиверстов В.И. М.: ВЛАДОС. 1997. 656с. 54. Шахнарович А.М. Психолингвистический анализ языкового значения. Синтаксическая семантика в онтогенезе /В сб. Детская речь: проблемы и наблюдения. - Л.: Изд-во ГПИ им. А.И.Герцена, 1989. - 160 с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru