Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Психологические особенности мальчиков-подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях ID работы - 672862 психология (курсовая работа) количество страниц - 61 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6 1.1. Психологические различия мальчиков и девочек 6 1.2. Роль отца и матери в развитии мальчика 9 1.3. Влияние развода родителей на психическое состояние детей 19 1.4. Особенности психологического развития мальчика в неполной семье 22 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 29 2.1. Цель и организация исследования 29 2.2. Характеристика испытуемых 29 2.3. Методы эмпирического исследования 29 2.4. Методы обработки данных 36 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 38 3.1. Результаты исследования акцентуаций характера у мальчиков из полных и неполных семей 38 3.2. Результаты исследования локуса контроля у мальчиков-подростков из полных и неполных семей 40 3.3. Результаты исследования гендерных ролей у мальчиков из полных и неполных семей 41 3.4. Результаты исследования личностных особенностей по методике «Автопортрет» 42 3.5. Обсуждение результатов 43 ВЫВОДЫ 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 ЛИТЕРАТУРА 49 ПРИЛОЖЕНИЕ 52 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность исследования. Актуальность поставленной проблемы особенно велика на рубеже веков. Стираются многие традиции, умирают стереотипы. Роль мужчины меняется вместе со временем. Семья не является столь устойчивой, как это было раньше. Стремление к получению удовлетворению от семейных отношений и меньшая материальная зависимость супругов друг от друга приводят к тому, что уменьшилось факторов число, сдерживающих людей в одной семье. В результате семьи легко распадаются, создаются вновь, и вновь распадаются. Последовательная моногамия стала обычным явлением в наше время. В то же время, такая картина не может негативно не сказаться на детях, воспитывающихся в семье. Дети, пережившие развод родителей, создание ими новых семей и распад этих новых союзов, испытывают сильнейшее потрясение и обладают значительно более низкой самооценкой, чем могли бы иметь при обычных условиях жизни. Дети, пережившие распад семьи или смерть одного из родителей и столкнувшиеся с самыми серьезными в их жизни переменами, не могут реагировать на них спокойно. Это противоестественно не только для ребенка, но даже для закаленного в борьбе с жизненными неурядицами взрослого человека. Проживание с одним родителем, или проживание с неродным родителем лишает ребенка многих факторов, которые способствуют гармоничному развитию личности. Общество должно уделять этому серьезное внимание. Преодоление негативного воздействия отдельных семей на подрастающее поколение или, по крайней мере, сведение его к минимуму в ближайшей перспективе, достижение максимально возможной преемственности и согласованности всех звеньев процесса воспитания настоятельно требуют поиска путей, способствующих полноценному развитию личности ребенка. Если семья в основной форме состоит из двух родителей, то в неполной семье с ребенком остается только один родитель, причем второго нет, или, говоря официальным языком, он не прописан в семье для постоянного проживания. Некоторые ученые пытаются привлечь внимание к проблемам, с которыми сталкивается ребенок в неполной семье, но эти попытки воспринимаются неоднозначно. Многие считают, что неполная семья – это нормально. Объектом исследования – психологические особенности мальчиков подросткового возраста. Предметом исследования явились акцентуации характера, локус контроля (интернальность-экстернальность), гендерные роли и другие личностные особенности мальчиков-подростков из полных и неполных семей. Цель исследования - выявить отличительные психологические особенности мальчиков, воспитывающихся в полных и неполных семьях. Гипотеза исследования состояла в том, что мать и отец по-разному влияют на развитие личности мальчика, поэтому отсутствие одного из родителей специфическим образом сказывается на личности мальчика. Мальчики-подростки из полных и неполных семей отличаются своими личностными особенностями, что проявляется в их поведении и деятельности, в межличностных отношениях, а также в достижении поставленных целей. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи: 1. Изучить состояние проблемы в истории психологии и современных исследованиях; 2. Подобрать эмпирические методы и провести экспериментальное исследование по выявлению личностных особенностей мальчиков из полных и неполных семей; 3. Провести количественную и качественную обработку результатов; 4. Разработать рекомендации по учету полученных результатов для родителей из полных и неполных семей. Методы исследования. В ходе исследования применялись следующие методы: 1. Анализ текстов оригинальных психологических работ и обобщающих психологических исследований, в которых отражены различные взгляды и подходы по проблеме; 2. Сбор и обобщение эмпирических данных, полученных в психологии, имеющих отношение к исследуемой проблеме; 3. Экспериментальное исследование с использованием теста Леонгарда-Шмишека, теста для исследования локуса контроля, теста гендерных ролей, рисуночного теста «Автопортрет». Выборка испытуемых состояла из мальчиков-подростков 7-8 классов средней школы № 4 г. Красногорска в количестве 45 человек (из них 23 мальчика из полной семьи, 22 мальчика из неполной семьи). Практическая значимость исследования. Результаты исследования имеют большое научное и практическое значение. Полученные результаты могут быть использованы для объяснения и прогнозирования психологических особенностей, свойственных мальчикам из полных и неполных семей, для психологического просвещения родителей и поиска путей предотвращения негативного влияния различных особенностей полных и неполных семей на развитие личности мальчика-подростка. В работе представлены рекомендации материям, воспитывающих сыновей после развода с мужем. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. 2. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. – 752 с. 3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 4. Баерунас З. Некоторые результаты сравнительного исследования семей подростков-правонарушителей // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Ч. I.- М., 1970. 5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. 6. Бурса Г. Трудные девочки // Семья и школа. - 1976. - № 6. 7. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с. 8. Дальто Ф. На стороне подростка. – СПб., 1997. 9. Дальто Ф. На стороне ребенка. – СПб., 1997. 10. Карнеев Р.К., Карнеева О.А. Изучение особенностей личности учащегося // Практическая психология – школе. Библиотечка журнала 2вестник образования», №3. 2002 . – С.53-56. 11. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.: Просвещение, 1989. 12. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М.: Медицина, 1991. – 336 с. 13. Крикунов А.С., Чернышев А.С., Луньков А.И. Социально-психологические основы работы классного руководителя. – М.: Просвещение, 1989. – 109 с. 14. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 1999. – 532 с. 15. Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 320 с. 16. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. 17. Навайтис Г.А. Семья в психологическом консультировании. – Калининград, 1999. 18. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с. 19. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1998. 20. Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений мужчина-женщина. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 400 с. 21. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. – М.-Воронеж: Институт практической психологии, МОДЭК, 1996. - 176 с. 22. Развитие личности ребенка. – М., 1987. 23. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1998. 24. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. – СПб.: Акцидент, 1994. – 136 с. 25. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992. – 254 с. 26. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 192 с. 27. Соколов Э., Дукович Б.Н. Семья как источник воспитательных воздействий // Семья как объект философского и социологического исследования. Л., 1974. – С.143. 28. Спок Б. Разговор с матерью: книга о воспитании. – М., 1990. 29. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1989. 30. Титаренко В.Я. Семья ее формирование личности. – М.: Мысль, 1987. – 352 с. 31. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование). – М.: Наука, 1995. – 376 с. 32. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989. 33. Харли У.Ф. Законы семейной жизни. – М.: Протестант, 1992. – 208 с. 34. Харчев А.Г. Брак и семья в ССР. – М., 1964. – С.289. 35. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. – М., 1978. 36. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования, применение). – СПб, 1997. 37. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 1994. 38. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. – 512 с. 39. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: Апрель-пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с. 40. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru