Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Психологические особенности конфликтов между руководителями и подчиненными ID работы - 616728 психология (курсовая работа) количество страниц - 41 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6 1.1. Определение конфликта 6 1.2. Классификация конфликтов 7 1.3. Источники и причины возникновения конфликта 15 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 21 2.1. Подбор и организация методов исследования 21 2.2. Описание и анализ результатов исследования 25 2.3. Практические рекомендации по снижению уровня конфликтности в системе «руководитель-подчиненный» в коллективе гостиницы «Центральная» 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37 ПРИЛОЖЕНИЯ 39 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ В нашей стране социально-психологические проблемы трудового коллектива и управленческое взаимодействие в последнее время начинает привлекать все больший интерес психологов - исследователей. Это обусловлено целым рядом социально - экономических факторов: увеличением количества крупных, средних и малых предприятий и фирм различных форм собственности, ростом конкурентной борьбы на рынке сбыта, все большим осознанием руководителями важной роли психологических факторов в успешности деятельности предприятия (фирмы). Общий психологический «фон» взаимоотношений на фирме задается, в первую очередь, руководителем. Однако необходим также учет феноменов малой группы – трудового коллектива. От того, какие способы, приемы общения выбираются сотрудниками предприятия, зависит общий психологический климат в коллективе. Совместная трудовая деятельность сопровождается множественными межличностными контактами людей друг с другом. Следовательно, особую актуальность приобретает изучение качественных характеристик, способов этого взаимодействия, что составляет в целом социально-психологические факторы деятельности трудового коллектива. В работах ряда отечественных и зарубежных авторов рассматривается целый комплекс факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности трудового коллектива. Так, в работе А.И. Аппенянского «Человек и бизнес. Путь совершенства» анализируются различные аспекты делового общения людей в трудовой деятельности. В работе В.Н.Воронина и Н.П.Зазнобиной «Основы управленческого взаимодействия» рассматриваются факторы эффективного руководства трудовым коллективом. Современная социальная среда в значительной степени определятся характером существующих в ней организаций. Особенности поведения людей внутри организации, а также поведения самой организации во внешнем окружении способны определить ее важнейшие конкурентные преимущества, создать неповторимый имидж, ускорить ее развитие. Существование человека в организации имеет культурные, экономические, маркетинговые, социальные и психологические составляющие. Каждый из них по-своему важен, и только представляя организацию как сочетание данных разнообразных элементов, можно выявить ее специфику, раскрыть закономерности ее функционирования, особенности ее места в обществе. В работе Я.Л. Коломинского «Психология взаимоотношений в малых группах» рассматриваются различные аспекты формирования психологического климата в трудовом коллективе, представлен обширный экспериментальный материал. В работе Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубовской «Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты» описываются различные социально-психологические факторы взаимодействия внутри малых групп. Авторы доказывают, что именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. В отечественной психологии и социальной психологии изучению сущности конфликта, причин его возникновения и путей разрешения посвящены исследования А.А.Бодалева, В.О. Агеева, В.И.Журавлева, Н.Н.Обозова, И.А.Коха, Я.А.Анцупова, А.И.Шипилова, Н.В.Гришиной, Ф.М.Бородкина, А.К.Зайцева, Н.И.Леонова, А.Г.Здравомыслова и др. Можно утверждать, что в целом феномен социально - психологического конфликта изучен достаточно полно. Вместе с тем, специфика отдельно взятого коллектива накладывает свои особенности на протекание конфликтов в системе «руководитель-подчиненный». В первую очередь, именно от психолога, профессионала в области человеческих отношений, зависит эффективность разрешения данного типа конфликтов. В частности, по роду профессиональной деятельности в области оказания услуг управленческого консультирования, возникла необходимость изучить специфику влияния межличностных отношений на социально-психологический климат в коллективе гостиницы «Центральная» (название дано условно). В ходе изучения данной проблемы автором предпринята попытка теоретического изучения и описания данной совокупности психологических особенностей совместной трудовой деятельности людей, особенностей протекания конфликтных ситуаций в системе «руководитель-подчиненный», обоснование выбора оптимального решения конфликтов. Целью работы является изучение способов разрешения конфликтных ситуаций в коллективе, в частности, в системе отношений «руководитель-подчиненный». Задачи исследования: 1. Анализ условий и специфики совместной деятельности людей в трудовом коллективе. 2. Социально-психологическая характеристика межличностного конфликта в трудовом коллективе. 3. Исследование особенностей межличностных конфликтов в коллективе и в системе «руководитель-подчиненный». Объект исследования – конфликт в трудовом коллективе. Предмет исследования – деятельность по предотвращению конфликтных ситуаций. Практическая значимость работы заключается в выработке рекомендаций, направленных на оптимизацию сферы межличностных отношений и психологического климата в гостинице «Центральная». ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1. Определение конфликта Изучение проблемы конфликта в социологии, психологии, социальной психологии и других отраслях научного знания имеет давние традиции. Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты. Иными становились их физические, экономические и социальные последствия. Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже XIX-XX веков, однако и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов. В отечественной психологии и социальной психологии теория конфликтов разрабатывалась в исследованиях В.О.Агеева (1990), А.А.Бодалева (1983), В.И.Журавлева (1983), Н.Н.Обозова (1979), И.А.Коха (1997), Я.А.Анцупова, А.И.Шипилова (2000), Ф.М.Бородкина (1989), А.К.Зайцева (1992, 1993), А.Г.Здравомыслова (1995) и др. В зарубежной психологии среди направлений исследований конфликта в первой половине XX века выделяются: * психоаналитическое (З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм); * социотропное (У.Мак-Дугалл, С.Сигеле и др.); * этологическое (К.Лоренц, Н.Тинберген); * теория групповой динамики (К.Левин, Д.Креч, Л.Линдсей); * фрустрационно - агрессивное (Д.Доллард, Л.Берковитц, Н.Миллер); * поведенческое (А.Басс, А.Бандура, Р.Сирс); * социометрическое (Д.Морено, Э.Дженигс, С.Додд, Г.Гурвич); * интеракционистское (Д.Мид, Т.Шибутани, Д.Шпигель). В целом, конфликт можн СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Андреева Г. М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 2000.-376 с. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 551 с. Аппенянский А.И. Человек и бизнес. Путь совершенства. - М.: «Барс», 1995. - 228 с. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. - 272 с. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. - М.: Инфра-М, 2000. - 224 с. Воронин В.Н., Зазнобина Н.П. Основы управленческого взаимодействия. М.: Изд-во ЦБ РФ, 1994. - 66 с. Гришина Н.В. Психология конфликта.-СПб.:Изд-во «Питер», 2000. -464 с. Джини Грехем Скотт Конфликты. Пути их разрешения. Киев, Внешторгиздат, 1991. - 192 с. Жуков Л.Я., Петровская Л.А. , Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во МГУ, 1990. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976. - 350 с. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М.: Стрингер, 1992. - 116 с. Кох И.А. Конфликты и их регулирование. - Екатеринбург, 1997. - 48 с. Леонов Н.И. Основы конфликтологии. - Ижевск. Изд-во УдГУ., 2000. - 122 с. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии. //Вопросы психологии №5, 1995, с. 61 - 68. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник/ Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу.-М.: ФБК-ПРЕСС, 1999. Менеджмент: Учебн. Пособие / Под ред. И. С. Степанова. – М.: Юрайт, 1999 Морозов А.В. Деловая психология. СПб.: Союз, 2000. - 576 с. Обозов Н.Н. Психология делового общения. - СПб, Академия психологии, предпринимательства и менеджмента, 1997. - 36 с. Парыгин Б.Д. Основы социально - психологической теории. - М.: Мысль, 1971. - 351 с. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. - 494 с. Практическая психология для менеджеров. /Под ред. М.К.Тутушкина М.: "Филин", 1996. Руденский Е.В. Социальная психология. М.: Инфра - М., 1999. - 224 с. Социально-психологический климат коллектива. - М.: Наука, 1979.-176 с. ПРИЛОЖЕНИЯ Результаты исследования по методике «Социометрия» Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru