www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Психологические особенности конфликтов между руководителями и подчиненными


ID работы - 616728
психология (курсовая работа)
количество страниц - 41
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Определение конфликта 6
1.2. Классификация конфликтов 7
1.3. Источники и причины возникновения конфликта 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 21
2.1. Подбор и организация методов исследования 21
2.2. Описание и анализ результатов исследования 25
2.3. Практические рекомендации по снижению уровня конфликтности в системе «руководитель-подчиненный» в коллективе гостиницы «Центральная» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39




ВВЕДЕНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ

В нашей стране социально-психологические проблемы трудового коллектива и управленческое взаимодействие в последнее время начинает привлекать все больший интерес психологов - исследователей. Это обусловлено целым рядом социально - экономических факторов: увеличением количества крупных, средних и малых предприятий и фирм различных форм собственности, ростом конкурентной борьбы на рынке сбыта, все большим осознанием руководителями важной роли психологических факторов в успешности деятельности предприятия (фирмы).
Общий психологический «фон» взаимоотношений на фирме задается, в первую очередь, руководителем. Однако необходим также учет феноменов малой группы – трудового коллектива. От того, какие способы, приемы общения выбираются сотрудниками предприятия, зависит общий психологический климат в коллективе.
Совместная трудовая деятельность сопровождается множественными межличностными контактами людей друг с другом. Следовательно, особую актуальность приобретает изучение качественных характеристик, способов этого взаимодействия, что составляет в целом социально-психологические факторы деятельности трудового коллектива.
В работах ряда отечественных и зарубежных авторов рассматривается целый комплекс факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности трудового коллектива. Так, в работе А.И. Аппенянского «Человек и бизнес. Путь совершенства» анализируются различные аспекты делового общения людей в трудовой деятельности. В работе В.Н.Воронина и Н.П.Зазнобиной «Основы управленческого взаимодействия» рассматриваются факторы эффективного руководства трудовым коллективом. Современная социальная среда в значительной степени определятся характером существующих в ней организаций. Особенности поведения людей внутри организации, а также поведения самой организации во внешнем окружении способны определить ее важнейшие конкурентные преимущества, создать неповторимый имидж, ускорить ее развитие. Существование человека в организации имеет культурные, экономические, маркетинговые, социальные и психологические составляющие. Каждый из них по-своему важен, и только представляя организацию как сочетание данных разнообразных элементов, можно выявить ее специфику, раскрыть закономерности ее функционирования, особенности ее места в обществе. В работе Я.Л. Коломинского «Психология взаимоотношений в малых группах» рассматриваются различные аспекты формирования психологического климата в трудовом коллективе, представлен обширный экспериментальный материал. В работе
Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубовской «Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты» описываются различные социально-психологические факторы взаимодействия внутри малых групп. Авторы доказывают, что именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа.
В отечественной психологии и социальной психологии изучению сущности конфликта, причин его возникновения и путей разрешения посвящены исследования А.А.Бодалева, В.О. Агеева, В.И.Журавлева, Н.Н.Обозова, И.А.Коха, Я.А.Анцупова, А.И.Шипилова, Н.В.Гришиной, Ф.М.Бородкина, А.К.Зайцева, Н.И.Леонова, А.Г.Здравомыслова и др.
Можно утверждать, что в целом феномен социально - психологического конфликта изучен достаточно полно. Вместе с тем, специфика отдельно взятого коллектива накладывает свои особенности на протекание конфликтов в системе «руководитель-подчиненный». В первую очередь, именно от психолога, профессионала в области человеческих отношений, зависит эффективность разрешения данного типа конфликтов.
В частности, по роду профессиональной деятельности в области оказания услуг управленческого консультирования, возникла необходимость изучить специфику влияния межличностных отношений на социально-психологический климат в коллективе гостиницы «Центральная» (название дано условно).
В ходе изучения данной проблемы автором предпринята попытка теоретического изучения и описания данной совокупности психологических особенностей совместной трудовой деятельности людей, особенностей протекания конфликтных ситуаций в системе «руководитель-подчиненный», обоснование выбора оптимального решения конфликтов.
Целью работы является изучение способов разрешения конфликтных ситуаций в коллективе, в частности, в системе отношений «руководитель-подчиненный».
Задачи исследования:
1. Анализ условий и специфики совместной деятельности людей в трудовом коллективе.
2. Социально-психологическая характеристика межличностного конфликта в трудовом коллективе.
3. Исследование особенностей межличностных конфликтов в коллективе и в системе «руководитель-подчиненный».
Объект исследования – конфликт в трудовом коллективе.
Предмет исследования – деятельность по предотвращению конфликтных ситуаций.
Практическая значимость работы заключается в выработке рекомендаций, направленных на оптимизацию сферы межличностных отношений и психологического климата в гостинице «Центральная».


ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Определение конфликта

Изучение проблемы конфликта в социологии, психологии, социальной психологии и других отраслях научного знания имеет давние традиции.
Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты. Иными становились их физические, экономические и социальные последствия.
Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже XIX-XX веков, однако и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов.
В отечественной психологии и социальной психологии теория конфликтов разрабатывалась в исследованиях В.О.Агеева (1990), А.А.Бодалева (1983), В.И.Журавлева (1983), Н.Н.Обозова (1979), И.А.Коха (1997), Я.А.Анцупова, А.И.Шипилова (2000), Ф.М.Бородкина (1989), А.К.Зайцева (1992, 1993), А.Г.Здравомыслова (1995) и др.
В зарубежной психологии среди направлений исследований конфликта в первой половине XX века выделяются:
* психоаналитическое (З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм);
* социотропное (У.Мак-Дугалл, С.Сигеле и др.);
* этологическое (К.Лоренц, Н.Тинберген);
* теория групповой динамики (К.Левин, Д.Креч, Л.Линдсей);
* фрустрационно - агрессивное (Д.Доллард, Л.Берковитц, Н.Миллер);
* поведенческое (А.Басс, А.Бандура, Р.Сирс);
* социометрическое (Д.Морено, Э.Дженигс, С.Додд, Г.Гурвич);
* интеракционистское (Д.Мид, Т.Шибутани, Д.Шпигель).
В целом, конфликт можн




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреева Г. М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 2000.-376 с.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 551 с.
Аппенянский А.И. Человек и бизнес. Путь совершенства. - М.: «Барс», 1995. - 228 с.
Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. - 272 с.
Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. - М.: Инфра-М, 2000. - 224 с.
Воронин В.Н., Зазнобина Н.П. Основы управленческого взаимодействия. М.: Изд-во ЦБ РФ, 1994. - 66 с.
Гришина Н.В. Психология конфликта.-СПб.:Изд-во «Питер», 2000. -464 с.
Джини Грехем Скотт Конфликты. Пути их разрешения. Киев, Внешторгиздат, 1991. - 192 с.
Жуков Л.Я., Петровская Л.А. , Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во МГУ, 1990.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976. - 350 с.
Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М.: Стрингер, 1992. - 116 с.
Кох И.А. Конфликты и их регулирование. - Екатеринбург, 1997. - 48 с.
Леонов Н.И. Основы конфликтологии. - Ижевск. Изд-во УдГУ., 2000. - 122 с.
Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии. //Вопросы психологии №5, 1995, с. 61 - 68.
Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник/ Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу.-М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.
Менеджмент: Учебн. Пособие / Под ред. И. С. Степанова. – М.: Юрайт, 1999
Морозов А.В. Деловая психология. СПб.: Союз, 2000. - 576 с.
Обозов Н.Н. Психология делового общения. - СПб, Академия психологии, предпринимательства и менеджмента, 1997. - 36 с.
Парыгин Б.Д. Основы социально - психологической теории. - М.: Мысль, 1971. - 351 с.
Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
Практическая психология для менеджеров. /Под ред. М.К.Тутушкина М.: "Филин", 1996.
Руденский Е.В. Социальная психология. М.: Инфра - М., 1999. - 224 с.
Социально-психологический климат коллектива. - М.: Наука, 1979.-176 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Результаты исследования по методике «Социометрия»

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru