Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Психологические особенности детей с ЗПР ID работы - 672905 психология (дипломная работа) количество страниц - 77 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1 Задержка психического развития 5 (пограничная умственная отсталость) 5 2. Факторы, затрудняющие адаптацию ребенка с ЗПР к межличностным отношениям 10 3. Межличностные взаимоотношения в группе сверстников и их влияние на развитие младшего школьника 22 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ 28 3.1. Организация исследования и испытуемые 28 3.2. Методы исследования 28 На основании полученных оценок выводится интегральный показатель самооценки ребенка как среднее арифметическое данных трех значений. 29 3.3. Анализ и интерпретация результатов 31 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 41 5. Психологу, педагогу, воспитателю необходимо научиться своевременно распознавать и разрешать конфликтные ситуации в коллективе детей. Это будет способствовать повышению уровня благоприятности психологического климата в классе, улучшению общения детей друг с другом. 44 6. Для расширения сферы общения и появления новых референтных групп у ребенка необходимо создать ему условия для разностороннего общения со сверстниками и взрослыми (кружки, секции и т.п.). 44 4. ПОДХОДЫ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С ЗПР СО СВЕРСТНИКАМИ 45 Заключение 70 Список литературы 71 ВВЕДЕНИЕ: В последнее время все большее признание в психолого-педагогических исследованиях получает личностно ориентированный подход к изучению детских взаимоотношений. Все более активно изучаются процессы самопознания, самоотношения, самовоспитания, самореализации, самовыражения, играющие значительную роль в построении детских взаимоотношений и развития личности ребенка. В этом отношении важной является задача определения факторов развития личности. Одним из важнейших факторов развития личности является межличностное общение. Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к целостной его личности, и прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Так или иначе поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования. В изучении формирования «позиции школьника», учебной мотивации необходимо учитывать и особенности становления взаимоотношений ребенка со сверстниками в новом учебном коллективе. Особого внимания в этом отношении заслуживает проблема взаимоотношений школьников из классов коррекционного обучения (классы детей с ЗПР) и школьников из обычных классов. Известно, что ребенок, которому поставили диагноз «задержка психического развития» – ЗПР – имеет все шансы успешно адаптироваться к школьному обучению и к коллективу сверстников. Необходимо лишь своевременно создать условия для гармоничного психического и личностного развития ребенка. Для этой цели и создаются коррекционные классы. Система межличностных отношений является для младшего школьника «зоной ближайшего развития». Ребенку для гармоничного развития необходимо входить в социум, быть активным участником межличностного взаимодействия. Тем не менее, в силу поведенческих особенностей, некоторых свойств личности ребенок с ЗПР зачастую не способен выбирать адекватные стратегии построения межличностного взаимодействия, в силу чего он бывает часто отвергаем сверстниками. Как своеобразный «контраст» благополучным сверстникам, в общественном сознании выступают воспитанники детских домов и интернатов. По мнению таких авторов, как Л.Н.Галигузова, И.Ф.Дементьева, А.А.Лиханов, Й. Лангеймер и других, психическое развитие воспитанников детских домов и интернатов по некоторым параметрам отличается от развития их сверстников, воспитывающихся в семьях. Данные утверждения, на наш взгляд, вызывают насущную необходимость изучения особенностей психического развития воспитанников учреждений интернатного типа с целью создания оптимальных условий для самореализации и личностного роста. По данным последних лет среди воспитанников интернатов преобладают дети из семей, где родители лишены родительских прав (68%); где одинокие родители не воспитывают своих детей (8%) или отказались от родительских прав при рождении ребенка (7%); дети родителей, недееспособных по болезни, и родителей, находящихся в заключении соответственно (7 и 4%), сироты и подкидыши - 5-1%. Каждому из этих детей государство пытается обеспечить благоприятные условия для полноценного развития, но очень трудно компенсировать отсутствие семьи, материнской заботы, любви, и не удивительно, что приходится констатировать отличия психического развития детей, воспитывающихся в интернатах от ровесников, растущих в семьях. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства: от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе и все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека. Для изучения особенностей психического развития и межличностного общения детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, в рамках данной дипломной работы авторы предприняли попытку их изучения в сравнении с развитием и личностными особенностями детей, воспитывающихся в обычных семьях. По мнению И.В.Дубровиной, дети, с раннего возраста воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, по ряду психологических характеристик отличаются от воспитывающихся в семье: по одним параметрам учащиеся находятся на уровне своих сверстников из обычных семей, по другим же несколько опережают их, по другим же резко отстают не только от своих однолеток, но и от более младших детей. К сожалению, подобная специфика оказывается стабильной на протяжении всего школьного детства. Это объясняется тем, что определенные зоны отставания возникают достаточно рано, часто в школьном детстве, и в силу отсутствия постоянной работы по их преодолению как в дошкольном, так и в школьном детстве не только, как правило, не исчезают, но и усугубляются. Поэтому особенно важно определить особенности психологического развития детей, особенности среды общения, начиная с младших классов для того, чтобы создать «зону ближайшего развития» для каждого ребенка. Таким образом, актуальной задачей школьного практического психолога является изучение особенностей взаимодействия школьников с ЗПР со сверстниками из обычных классов, выявление факторов, затрудняющих такое взаимодействие и поиск путей разрешения проблем. Целью данной курсовой работы является изучение факторов, затрудняющих процесс общения детей из классов ЗПР с учащимися обычных классов средней школы. Задачи: 1) изучить симптомы ЗПР; 2) проанализировать влияние данных симптомов на особенности межличностных взаимоотношений ребенка; 3) изучить роль межличностных отношений в психическом развитии ребенка; 4) сформулировать основные подходы к психолого-педагогической коррекции в межличностной сфере ребенка с ЗПР. Объектом исследования является личность ребенка с ЗПР. Предметом исследования являются особенности взаимоотношений школьников с ЗПР с учащимися обычных классов средней школы. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Бабич Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников //Вопросы психологии, 1990, №2 2. Бариленко Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. // Вопросы психологии, 1996, №4. 3. Божович Л.И., Славина Л.С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности. // Вопросы психологии. 1976. №1. 4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. 5. Галигузова Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии, 1996, №3 6. Дубровина И.В. Психологическая служба школы. – М.: Изд-во Международной педагогической академии, 1995. 7. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. – М.: АСТ-Пресс, 1998. 8. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М.: Педагогика, 1990. 9. Киршин П.А. Поклассная дифференциация в начальном звене: диагностика и коррекция. // Образование в Удмуртии. – Ижевск, 1996, №1. 10. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Минск: Народная Асвета, 1984. 11. Критская В.П., Мелешко Т.К. Дефицит потребности в общении и особенности развития личности. //Психологический журнал, Том 18, №3, 1997. 12. Кухтина Н. Программа «Гость» // Частная школа, 1994, №2 13. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. 14. Марцинковская Т.Д. Психологические причины трудностей общения ребенка со сверстниками /Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе. – М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1987. 15. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей /Под ред. Т.А.Власовой и др. – М.: Просвещение, 1981. 16. Переслеин Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики // Вопросы психологии, 1989, №1. 17. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Педагогика, 1989 18. Романеева М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников // Вопросы психологии, 1980, №6. 19. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1987. 20. Сенько Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения. //Вопросы психологии, 1991, №5. 21. Смирнова Е.О., Калягина Е.В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросы психологии, 1998, №3 22. Счастная А.М. Сравнительный анализ межличностного взаимодействия детей шестилетнего возраста в условиях подготовительных групп и классов. / В сб. «Генетические проблемы социальной психологии»: под ред. Я.Л.Коломинского и М.И.Лисиной. - Минск, изд-во «Университетское», 1985. 23. Угарова Г.М. Некоторые особенности поведения умственно отсталых младших школьников в ситуации неуспеха / Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе. – М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1987. 24. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990. 25. Хохлова Л.П. Формирование межличностного восприятия у детей и подростков. – Ташкент, «Фан», 1987. 1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М., Мысль, 1991.-299 с. 2. Афанасенко Е.А., Калфов И.А.. Пять лет школ-интернатов. - М., 1961. 3. Бариленко Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. // Вопросы психологии. 1996. №4. 4. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1975. - 432 с. 5. Божович Л.И., Славина Л.С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности. // Вопросы психологии. 1976. №1. 6. Буянов М.И.. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988. 7. Возрастные особенности психического развития детей. Под ред. И.В. Дубровиной. М.И. Лисиной - М., 1982. 8. Волочков А.А. Учебная активность: понятие и структура. - В сб: Психолого-педагогическое обеспечение развития индивидуальности в системе непрерывного образования. Тезисы докладов и сообщений, Пермь, 1996, с. 10-13. 9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - Вопросы психологии, 1966, №6, с. 62-77. 10. Галигузова Л.Н. Проблема социальной изоляции детей //Вопросы психологии, 1996, №3. 11. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 48 с. 12. Диагностика готовности детей к обучению в школе. - Анализ поведения. Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений./ Под ред. В.М.Астапова - М.: «Знание России», 1993. - 50 с. 13. Еремина В. «Армия бепризорных» // Российская Федерация сегодня, №7, 2000 г. 14. Ершов А.А. Психология соактивности людей. - СПб.: Знание, 1992. - 32 с. 15. Залысина И.А., Е.О. Смирнова. Некоторые особенности развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. - 1985 - №4. 16. Кисловская В.Р. К вопросу об эмоциональном отношении школьника к коллективу. // Вопросы психологии. 1971. №1. 17. Кисловская В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. Алма-Ата, 1975. - 40 с. 18. Кленицкая Т. «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко» // Красный крест России, №1, 2000 г. 19. Коломинский Я.Л. Малая (контактная) группа как универсальная система непосредственного межличностного общения. / В сб. «Генетические проблемы социальной психологии»: под ред. Я.Л.Коломинского и М.И.Лисиной. Минск, Изд-во «Университетское», 1985. - 208 с. 20. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во БГУ им. В.И.Ленина. - 350 с. 21. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Минск: Народная асвета, 1984. - 239 с. 22. Лангмейер Й, Матейченко З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. 23. Лисина М.И., Дубровина И.В.. Психическое развитие воспитанников детского дома. - М., 1990. 24. Лиханов А.А.. Дети без родителей. - М., 1987. 25. Лишенные родительского попечительства /Под ред. В.С. Мерсиной. - М., 1991. 26. Мещеряков С.Д. Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982. 27. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 1991. - 151 с. 28. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Наука, 1976. - 336 с. 29. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с. 30. Петровский А.В. , Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 415 с. 31. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с. 32. Прихожан А.И., Толстых Н.Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с. 33. Прихожан А.М., Толстых Н.Н.. Дети без семьи. - М., 1989. 34. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания - М., 1979. 35. Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. Запорожца А.В., Усовой А.П. - М.: Просвещение, 1966. - 315 с. 36. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В.Дубровиной, М.К.Акимовой, Е. М.Борисовой и др. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с. 37. Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопросы психологии. - 2000 - №3. 38. Романеева М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников // Вопросы психологии. 1980. №6. 39. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 415 с. 40. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. - 160 с. 41. Сборник психодиагностических методик для психологов системы народного образования./Сост.: М.К.Бадретдинова и др. - СПб.: Политехника, 1993. - 95 с. 42. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социологические исследования, 1998, №3 43. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии. 1996. №3. 44. Счастная А.М. Сравнительный анализ межличностного взаимодействия детей шестилетнего возраста в условиях подготовительных групп и классов. / В сб. «Генетические проблемы социальной психологии»: под ред. Я.Л.Коломинского и М.И.Лисиной. Минск, изд-во «Университетское», 1985. - 208 с. 45. Щелованов Н.М., Аксарина Н.М.. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. - М., 1955. 46. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей. - Вопросы психологии, 1976, №5. 47. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru