Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Психологические основы просветительской работы с родителями ID работы - 673036 психология (курсовая работа) количество страниц - 48 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ 6 1.1. Содержание и уровни просветительской работы 6 1.2. Формы работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей 18 ГЛАВА 2. ОПЫТ РАБОТЫ ДОУ ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ 26 2.1. Оценка уровня психолого-педагогической компетентности родителей 26 2.2. Система просветительской работы воспитателя детского сада с родителями 30 2.3. Оценка результатов работы 35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39 ПРИЛОЖЕНИЕ 43 ВВЕДЕНИЕ: В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Эта приоритетная тема нашла глубокое отражение и в «Концепции модернизации российского образования». Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. И задача педагога, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов. Семьи, в которых проживают и воспитываются дети, посещающие ДОУ, довольно неоднородны, что проявляется в социально-экономических условиях жизни семьи, в образовательном уровне современных родителей, в их инфомированности по проблемам воспитания. В детско-родительских отношениях возникает много трудностей. Все это лишний раз подтверждает, что в работе с семьей у педагога ДОУ остается много нерешенных проблем. Для того чтобы педагогический коллектив ДОУ мог реально помочь родителям, нужна систематическая и целенаправленная работа вначале с сотрудниками детского сада, а затем и тщательно продуманная, деликатная работа педагогов с родителями, направленная на повышение психолого-педагогической компетентности. Стало очевидным, что нужны новые формы взаимодействия семейного и общественного воспитания. Решение проблемы дошкольного детства, поиск современных форм помощи семьям, имеющим детей дошкольного возраста – веление времени. Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов и психотерапевтов: В.К.Мягер, Т.М.Мишиной, В.М.Воловика, А.М.Захарова, А.С.Спиваковской, Э.Г.Эйдемиллера, В.Юстицкиса, И.М.Марковской и др., и зарубежных исследователей В.Сатир, Ф.Райса, Н.Аккермана, О.Баха, С.Минухина, А.Адлера, К.Роджерса и др. Именно высокий уровень психолого-педагогической компетенции родителей поможет им избежать ошибок в воспитании детей. Именно это определило тему исследования. Необходимо научиться работать с детьми и их родителями, исходя из объективных условий. Отечественными и зарубежными исследователями доказано, что детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда является «открытой системой». Только она создает простор для творческого педагогического труда коллектива единомышленников: воспитателей и родителей. Работа с родителями на современном этапе должна проходить на новом уровне, ее задачей становится повышение качества жизни детей в условиях детского сада и семьи. Вместе с тем, исследователи отмечают, что детский сад еще остается «обществом в себе», закрытым для родителей. В то же время открытость детского сада может помочь родителям в повышении их педагогической и психологической компетентности. Принципы и подходы к проблеме педагогического общения, просветительской работе с родителями интенсивно и плодотворно разрабатывается в трудах А.А.Бодалева, В.А.Кан-Калика, С.В.Кондратьевой, А.А.Леонтьева, А.У.Хараша, Л.М.Митиной, Н.В.Кузьминой, А.А.Реана и др. В настоящее время большинством научных школ и направлений признана важная роль семьи и семейных взаимоотношений в формировании личности. Актуальной является проблема повышения уровня психолого-педагогической компетенции родителей. В рамках данной работы с теоретических и эмпирических позиций анализируется процесс построения в ДОУ работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей (просветительская работа с родителями). Цель работы: выявить психологические основы просветительской работы с родителями. Объект: просветительская работа с родителями. Предмет: формы повышения психолого-педагогической компетентности родителей. Гипотеза: Работа ДОУ над повышением уровня психолого-педагогической компетенции родителей (психологические основы просветительской работы) будет успешной, если включает в себя такие формы работы как лекции, индивидуальная работа, различные методики групповой работы. Задачи: 1. Изучить методические подходы к формированию психолого-педагогической компетентности родителей (просветительская работа). 2. Выявить взаимосвязь психолого-педагогической компетентности родителей и успешности семейного воспитания. 3. Изучить опыт работы дошкольного образовательного учреждения №171 по формированию психолого-педагогической компетентности родителей. Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования: 1. Теоретические (анализ, обобщение, сравнение, классификация). 2. Практические (наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование). СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Арановская - Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника. //Вопросы психологии, 1996, №5. 2. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 1994. – 213 с. 3. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. – 256 с. 4. Божович Л.И., Славина Л.С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности. // Вопросы психологии, 1976, №1. 5. Диагностика готовности детей к обучению в школе. - Анализ поведения. Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений./ Под ред. В.М.Астапова - М.: «Знание России», 1993. - 50 с. 6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - Минск.: «Университетское», 1997. - 237 с. 7. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: Методруководство для работников ДОУ/ Т.И. Доронова; Е.В. Соловьева; А.Е. Жичкина; С.И. Мусиенко – М.; Ликна – пресс, 2001 г. – 224 стр. 8. Жариков Е., Кружельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М., 1985. – 78 с. 9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с. 10. Исаев Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога //Вопросы психологии, 1997, №6 11. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979. 12. Коломинский Я.Л. Малая (контактная) группа как универсальная система непосредственного межличностного общения. / В сб. «Генетические проблемы социальной психологии»: под ред. Я.Л.Коломинского и М.И.Лисиной. - Минск, Изд-во «Университетское», 1985. 13. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Минск: Народная асвета, 1984. - 239 с. 14. Критская В.П., Мелешко Т.К. Дефицит потребности в общении и особенности развития личности. //Психологический журнал, Том 18, №3, 1997. С. 98 - 108. 15. Кузьмина Н.В., Гинецинский В.И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя //Советская педагогика. 1982. №3 16. Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. №2, 1997. С. 48 - 60. 17. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. - Вопросы психологии, 1944, с.14-20. 18. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишинев, «Штиница», 1987. - 136 с. 19. Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении //Первое сентября Сайт Фестиваля 2004-2005 20. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000 21. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями./ Методическое пособие. - СПб, Институт тренинга, 1997. 22. Мациева С.Г. Работа с родителями //Первое сентября Сайт Фестиваля 2004-2005 23. Мацковский М.С., Гурко Т.А. - Молодая семья в большом городе. - М.: Знание, 1986. 24. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы: Психология возможности улучшения общения /Под ред. А.А.Бодалева, А.Б.Добрович. – М.: Прогресс, 1986.– 256 с. 25. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома. //Вопросы психологии №5, 1995. 26. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 1991. - 151 с. 27. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994. – 216 с. 28. Морчукова О.А. Программа сотрудничества специалистов ДОУ с семьей: Клуб "Молодая семья" //Первое сентября Сайт Фестиваля 2004-2005 29. Нестерова Е.А. Технология развития личностной зрелости родителей //Первое сентября Сайт Фестиваля 2004-2005 30. Нефедова Л.Г. Взаимодействие ДОУ и семьи как основа гуманизации педагогического процесса //Первое сентября Сайт Фестиваля 2004-2005 31. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. 32. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников /Под ред. М.И.Лисиной. - М., 1974. 33. Оськина О.Е. Несколько идей для привлечения родителей к совместной деятельности в группах детского сада //Первое сентября Сайт Фестиваля 2004-2005 34. Парыгин Б.Д. Основы социально - психологической теории. - М.: Мысль, 1971. - 351 с. 35. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с. 36. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1987. - 151 с. 37. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. 38. Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А.Урунтаева. - М.: «Академия», 1997. - 384 с. 39. Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. Запорожца А.В., Усовой А.П. - М.: Просвещение, 1966. - 315 с. 40. Психология исследования общения /Под ред. Б.Ф.Ломова. – М., 1988. – 267 с. 41. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с. 42. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Педагогика, 1989 43. Реан А.А. Психология педагогической деятельности (Проблемный анализ). – Ижевск: Изд-во УдГУ, 1994. – 83 с. 44. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с. 45. Романеева М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников // Вопросы психологии, 1980, №6. 46. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1987. 47. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной. //Вопросы психологии, 1996, №6 48. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии, 1996, №3. 49. Соколова Е.И., Тарибарина Т.И. Если ребенку от 3 до 7 лет. Советы родителям / Ярославль: Академия развития, 2002 г. – 160 стр. 50. Трофимова Г.С. Методика измерения уровня педагогической коммуникативной компетентности учителя: Методические рекомендации / Ижевск, 1997. – 24 с. 51. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru