Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Психологическая характеристика экстраверсии и интроверсии ID работы - 672969 психология (дипломная работа) количество страниц - 76 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЭКСТРАВЕРСИИ И ИНТРОВЕРСИИ 1.1. Подходы К.Г. Юнга к изучению экстраверсии - интроверсии 1.2. Современные подходы к исследованию экстраверсии и интроверсии 1.3. Интеллект: характеристики и проявления. Вербальный и невербальный интеллект 2. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 2.1. Описание испытуемых и методов исследования 2.2. Описание методик исследования 2.3. Анализ результатов исследования ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ: Актуальность работы. Проблема индивидуальности, пройдя сквозь века, не потеряла своей актуальности вплоть до наших дней. Ее многовековую историю и стабильность отчасти можно объяснить тем, что человеческая деятельность является универсальной и творческой. Человек в такой деятельности выступает активным субъектом познания, обучения, воспитания и развития (К.А. Абульханова-Славская, 1997; Б.Г. Ананьев, 1969; М.Я. Басов, 1924; А.В. Брушлинский, 1994; В.В. Белоус, 1995; И.Б. Котова, 1994; B.C. Мерлин, 1986; А.В. Петровский, 1984; С.Л. Рубинштейн, 1959; Б.М. Теплов, 1961 и многие другие). Творческий труд человека неразрывно связан с его свободой, а быть свободным — это значит быть индивидуальным, неповторимым, уникальным. Особую значимость древнейшая проблема индивидуальности приобретает в период нарастающей демократизации и гуманизации современных систем образования российского общества. В психологической науке сложились разные подходы к познанию индивидуальности. Традиционный путь — поэлементный и собирательный. Именно так на протяжении столетия создавался психологический тип экстраверта и интроверта. Говоря о разных путях познания экстравертов и интровертов, мы далеки от мысли рассматривать их независимо друг от друга. Напротив, интегративный подход к индивидуальности покоится на описательном или поэлементном, не существует без него и придает ему гармонию и порядок. Однако в познавательном аспекте создание собирательного портрета экстраверта и интроверта первично, необходимо и составляет исходный материал для более глубокого проникновения в суть индивидуальных различий. Научная биография изучения психологических типов экстраверта и интроверта насыщена многообразием различных точек зрения, исторически сменявших друг друга. Родившись в недрах гуморальной теории темперамента, она продолжила свое развитие среди психоморфологов и только на психофизиологическом уровне, а точнее — на основе интегративной деятельности мозга эти психологические понятия получили научное истолкование. За этот период времени накопилось большое количество фактического материала – это исследования основоположника теории экстраверсии-интроверсии К.Г. Юнга, ее преемников и научных последователей – Г. Айзенка, B.C. Мерлина, В.В. Белоуса и др. Между тем психологические портреты экстравертов и интровертов студенческого возраста не исчерпываются свойствами темперамента. Их составляющими являются свойства разных уровней индивидуальности, в частности, интеллектуальные и творческие способности. Стоит отметить, что взаимодействие между данными уровнями редко попадало в фокус исследовательского внимания. Выполняя задачу систематизации и обобщения экспериментальных данных, автор дипломной работы предприняла попытку изучить специфические связи между экстраверсией и показателями вербального-невербального интеллекта, а также творческих способностей студентов с применением методов изучения экстра- интроверсии и методик изучения вербального и невербального интеллекта. Объектом данного исследования являются студенты второго курса Московского Государственного Агроинженерного Университета им. В.П. Горячкина. В исследовании приняли участие 80 человек: 52 девушки и 38 юношей. Целью исследования является определение особенностей познавательной сферы экстравертов и интровертов. Предмет исследования: различия в уровне развития вербального и невербального интеллекта экстравертов и интровертов. В рамках нашего исследования мы сформулировали ряд экспериментальных задач. Задачи исследования. 1. Оптимальным образом подобрать экспериментальные методики для диагностики экстра- интроверсии и интеллектуальных особенностей. 2. Диагностика типа темперамента и особенностей познавательной сферы (вербального и невербального интеллекта, креативности). 3. Анализ и интерпретация полученных данных. На основе цели и задач исследования была сформулирована гипотеза: предполагается, что для экстравертов характерно более высокое развитие вербального интеллекта и креативности. Для решения экспериментальных задач были использованы следующие методики. 1. Методика Тест – опросник Г. Айзенка ЕРI [21]. 2. Методика КОТ («Краткий отборочный тест») В. Н. Бузина [24, с. 103]. 3. Методика Вартега «Круги» [26, с. 234]. 4. Методика «Предложения» [26, с.232]. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академия, 1997. – 368 с. 2. Айзенк Г. Ю. Структура личности. – Пер с англ. – СПб.: Ювента. М.: КСП+, 1999. – 464 с. 3. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. – Пер. с анг. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 480 с. 4. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд. //Вопросы психологии, 1995, №1 5. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976. - 176 с. 6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М. Наука.1977. 7. Анастази А. Психологическое тестирование М. 1982. 8. Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы //Психологический журнал. 1996. Т 17. №1. 9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 528 с.: (Серия «Мастера психологии»). 10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, при участии издательства «Юрайт», 2000. – 336 с. 11. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М.: «Мир», 1992. - 496 с. 12. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерения в психологии М.: Смысл. 1997. 13. Дружинин В.Н. Метафорические модели интеллекта // Психологический журнал, 1999, том 20, №6 14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с. 15. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. - Псков, 1994. 16. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань. 1969. 17. Ковалев А.Г. Психология личности М.: Просвещение. 1970. 18. Кон И.С. Категория «Я» в психологии. //Психологические журнал, Т.2, №3, 1981. 19. Лучшие психологические тесты. - Петрозаводск, 1992, с.228-243 20. Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности М.: Просвещение. 1985. 21. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М. МГУ. 1986. 22. Основы психологии: Практикум / Ред. – сост. Л.Д.Столяренко. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2001. – 704 с. 23. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека //Вопросы психологии, 1995, №2 24. Основы психологии: Практикум. / Ред. – сост. Л. Д. Столяренко, с. 103. 25. Платонов К.К. Структура и развитие личности М.: Наука. 1986. 26. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, с. 232-234. 27. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред. – сост. Д. Я. Райгородский, с. 133 28. Проблемы экспериментальной психологии личности //Ученые записки. 1970. Т 77. Вып. 6. / Под ред. В.С. Мерлина. Пермь. 29. Психологическая диагностика детей и подростков /Под ред К.М.Гуревича, Е.М. Борисовой, М.: Международная педагогическая академия. 1995. 30. Психологические проблемы профессиональной деятельности /Под ред. Л.Г.Дикой. – М.: Просвещение, 1992. – 176 с. 31. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002. –Т.1.- 312 с. 32. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия /Сост. А.Е.Тарас, К.В.Сельченок. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 480 с. 33. Психология. / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Академ-А, 2000. – 512 с. 34. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара - : Издательский Дом «Бахрах – М», 2002. – 640 с. 35. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара.: Издательский Дом «Бахрах-М», 2001. – 672 с. 36. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии, 1997, №1 37. Социальная психология личности /под ред. Бобневой М.И., Шороховой Е.В. - М., Наука 1979. 38. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. – Пер. с польского – М.: Прогресс, 1982. – 231 с. 39. Типологические исследования по психологии личности Пермь. 1967. Т 48. вып 4. 40. Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии, 1990, №5 41. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1999. – 608 с. 42. Чуприкова И.И. Время реакций и интеллект: почему они связаны (о дискриминативной способности мозга) // Вопросы психологии, 1995, №4 43. Шадриков В.Д., Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей. М., 1991. 44. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998. – 512 с. 45. Шмелёв А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб.: Речь, 2002. – 480 с. 46. Энциклопедия практического самопознания /Сост. А.И.Красило. – М.: Изд-во Международной педагогической академии, 1994. – 352 с. 47. Юнг К. Психологические типы /Под общей редакцией В. Зеленского, Москва, издательская фирма «Прогресс - Универс», 1995 г.; Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru