Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития ID работы - 617864 психология (реферат) количество страниц - 19 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Понятие, причины, структура задержки психического развития 4 2. Психологические особенности детей с ЗПР 10 Заключение 18 Список литературы 19 ВВЕДЕНИЕ: Введение Без изучения психологии детей, имеющих недостатки развития, педагогическое образование нельзя считать полноценным. Знание данной проблемы важно как для педагогов общеобразовательных и дошкольных учреждений, так и для школьных психологов. Построение новых стратегий развития творческой личности ребенка предполагает тщательное исследование закономерностей всех творческих процессов. Многочисленные исследования психологических особенностей детей с задержкой психического развития указывают на то, что у детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатичность. Вопросами этиологии и классификации задержки психического развития занимались М.С.Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская. Для практических работников наиболее значима классификация задержки психического развития по этиологическому принципу К.С.Лебединской (1982), которая выделяет четыре формы задержки психического развития: конституциональная, самотогенная, психогенная и церебрально-органического генеза. Дифференциальная диагностика этих форм указывает на отставание в развитии и ряд характерных особенностей незрелости как эмоционально-волевой, так и интеллектуальной сферы каждой из них. Целью данной работы является психологическая характеристика детей с ЗПР. 1. Понятие, причины, структура задержки психического развития Составной частью более широкого понятия - «пограничная интеллектуальная недостаточность» - являются психические состояния, относимые к задержкам психического развития, задержке темпа психического развития (ЗПР). М.С. Певзнер в группе детей с задержкой психического развития описывает разные варианты инфантилизма, интеллектуальные нарушения при церебрастенических состояниях, дефектах слуха, речи, отклонениях в характере и поведении. К.С. Лебединской предложена клиническая систематика задержки психического развития по этиопатогенетическому принципу. Выделено 4 основных варианта ЗПР: 1) конституционального, 2) соматогенного, 3) психогенного, 4) церебрально-органического происхождения. Эти варианты отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: типом инфантилизма и характером нейродинамических расстройств. И. Ф. Марковская выделила два варианта задержки психического развития церебрально-органического генеза, которые характеризуются соотношением черт органической незрелости и поврежденности центральной нервной системы. При первом варианте преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма. Энцефалопатическая симптоматика представлена негрубыми церебрастеническими и неврозопадобными расстройствами. Нарушения высших психических функций имеют динамический характер, обусловленный их недостаточной сформированностью и повышенной истощаемостью. При втором варианте в клинической картине доминируют черты поврежденности: стойкие энцефалопатические расстройства в виде выраженных церебрастенических, неврозопадобных, психопатоподобных, субклинических эпилептиформных и апатико-астенических синдромов. Корковая патология также имеет более грубый характер: тяжелые нейродинамические расстройства, выраженная дефицитарность корковых функций. В контексте медицинского подхода задержка психического развития рассматривается как синдром незрелости психических или психомоторных функций и как проявление замедленного созревания морфофункциональных систем мозга под влиянием тех или иных неблагоприятных факторов. Считается, что ЗПР может быть первичной или вторичной и что она имеет различную динамику. Так, возникая в результате временно действующих вредностей (например, недостаточности стимулов, нарушения питания и системы ухода за ребенком с раннего детства), ЗПР может иметь временный обратимый характер и полностью ликвидируется через ускоренную фазу созревания или запоздалое окончание развития. В структуре резидуально-органической мозговой недостаточности задержка развития проявляется в недоразвитии отдельных функций или в ее компенсации другими, иногда акселерированными функциями. Говоря о СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Барняева Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2005 2. Гонеев А.Д. Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики – М.: Академия, 2006 3. Зеньковский В.В. Психология детства – Екатеринбург, изд-во УГПИ, 1995 4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. T.I: Психическое развитие ребенка – М.: Педагогика, 1996 5. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика – М.: Владос, 2004 6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество - М., ВЛАДОС, 2006 7. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой – М.: Педагогика, 2007 8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики – СПб.: Питер, 2005 Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru