Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Психологическая готовность детей к школе ID работы - 667854 психология (дипломная работа) количество страниц - 80 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 6 1.1. Различные подходы к понятию психологической готовности детей к школьному обучению в работах современных психологов 9 1.2. Отношение к ребенку 12 1.3. Психологические особенности детей шести - семилетнего возраста и дифференциация обучения детей в зависимости от их психологической готовности к школьному обучению 15 1.4. Интеллектуальная готовность к школьному обучению 24 1.5. Волевая готовность к школьному обучению 26 1.6. Нравственная готовность к школьному обучению 27 1.7. Уровень и специфические особенности мышления дошкольника 28 1.8. Процедура определения психологической готовности к школе 29 1.9. Варианты развития 30 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34 2.1. Методики диагностики влияния 34 2.1.1. Косвенные методики диагностики мотивации учения 34 2.1.2. Прямые методики диагностики мотивации учения младших школьников 38 2.1.3. Проективные методики диагностики мотивации учения младших школьников 42 2.2. Изучение эмоционального отношения к школе 49 2.3. Изучение новой внутренней позиции 49 2.4. Методика эмоционально-цветовой аналогии 52 2.5. Проведение исследования. Экспериментальная часть 57 2.5.1. Методики исследования 58 2.5.2. Результаты исследований 59 3. КОРРЕКЦИЯ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ 63 3.1. Значение игры для преодоления психологических и эмоциональных трудностей школьников 65 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79 ВВЕДЕНИЕ: В представленной работе изучается проблема психологической готовно-сти детей к школе. Обоснованность темы, ее значимость для науки и практики, а также актуальность заключается в следующем. Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение становится для него основным ведущим видом деятельности. Он начи-нает понимать, что учебный процесс важен не только для школьников и их ро-дителей, но и для всего общества. Вся жизнь, поступки, отношения детей со сверстниками и со взрослыми рассматриваются через призму школьных дел, успехов или неудач. Необходимо понимать состояние внутренней тревоги ре-бенка: ему хочется стать учеником, но он ощущает определенный страх перед школой, так как предстоит заниматься делом общественно значимым, обяза-тельным. У ребенка возникает потребность учиться в школе, желание стать школьником, занять новую позицию в жизни. Стремление дошкольника стар-шего возраста включиться в мир серьезных взрослых обязанностей выражается в желании стать учеником, идти в школу, заниматься тем, чем занимаются старшие ребята. Возникновение у ребенка такого уровня самосознания означа-ет, что наступил конец дошкольного периода. В русле и рамках учебной дея-тельности у младшего школьника формируются психические процессы, скла-дываются основные качества личности. Поэтому очень важно рассмотреть ос-новные направления, концепции и взгляды ведущих психологов и детских пе-дагогов, чтобы иметь представление об имеющихся данных и знать, в каких на-правлениях следует проводить новые исследования и практические наработки. Это мы рассматриваем в первой главе параллельно с вопросом об отношении к ребенку и его личностном формировании в учебной деятельности. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для ос-воения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе свер-стников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного дет-ства. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения застав-ляют искать новые, более эффективные психолого - педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жиз-ни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной деза-даптации. Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сфе-ры жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из ас-пектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы: Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного воз-раста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданно-му при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это уме-ние связывается со способностью овладения общим способом выполнения сло-весных указаний взрослого. Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готов-ности к школе : - понимание особенностей психологического развития детей с целью оп-ределения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе. - выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведе-ния с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной не-успеваемости. - распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их "зоной ближайшего развития", что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме. - отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста). По итогам диагностического обследования могут создаваться спец.группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к на-чалу систематического обучения в школе. Целью исследования является сбор и анализ имеющейся информации по диагностике психологической готовности детей к школе и использование ее для проведения исследования в группе детей младшего школьного возраста. Во второй главе дипломной работы анализируется влияние состояния психо-эмоциональной сферы ребенка на его учебную деятельность. Приводятся основные методики по психо-эмоциональной диагностике, проводится неболь-шое исследование в группе детей младшего школьного возраста, делаются вы-воды о состоянии эмоциональной, психологической сферы, а также влияния психологической готовности на успеваемость в целом в исследуемом классе. В третьей главе даются примерные рекомендации по коррекции возмож-ных отклонений в эмоциональном развитии детей для школьного психолога и педагога, приводятся данные о значении игры для преодоления психологиче-ских трудностей у детей младшего школьного возраста.. Структура работы: диплом состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Список литературы содержит 41 источник. Объем диплом-ной работы 80 страниц, приведено 6 таблиц, 4 рисунка, 1фото, 1 график. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 4. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! Пособие для учителей. -М., 1983. 5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человековедения. -М., 1977. 6. Аристотель. Метафизика. Трактат о душе. Собр. соч. в 3-х т. Т. I. -М., 1976. 7. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М., 1976. 8. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. -М., 1979. 9. Бибрих P.P., Орлов А.Б. Монолог или диалог? -М., 1986. 10. Божович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельд-штейна -М., 1995 г. 11. Божович Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей / Под ред. А.Н.Леонтьева, Л.И.Божович. -М., 1950. 12. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у со-ветских школьников // Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36. 13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968. 14. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка// Изуче-ние мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. -М., 1972. 15. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. -М., 1979. 16. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. -М.: Педагогика, 1990. 17. Венгер А.Л. Диагностика умственного развития детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1968. 18. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / Под ред. О.В.Овчинниковой. -М., 1976. 19. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблема мотивации // А.Н.Леонтьев и современная психология / Под ред. А. В.Запорожца и др. -М., 1983. 20. Возрастная и педагогическая психология. -М., 1973. 21. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. -М., 1956. 22. Гальперин П.Я. Типы ориентировки и активность учения // Радянска шко-ла, 1962. 23. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М., 1985. 24. Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровиной. -М., 1995. 25. Давыдов В.В. Психологические исследования. -М.: Прогресс, 1984. 26. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Сб. науч-ных трудов./Под ред. И.В. Дубровиной. -М.: АПН СССР, 1987. 27. Елфимова Н.Е.. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольни-ков и младших школьников. - М.: Изд.-во МГУ, 1991. 28. Жук Г.А., В.Н. Кожокарь, И.Б. Слюсар. Психолого-педагогические основы обучения, воспитания, здоровья. Кишинев.: ШТИИНЦА, 1989. 29. История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия. -М., 1976. 30. Кулачина И.Ю. Возрастная психология. -М., 1991 г. 31. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая го-товность к школе. -М.,1987. 32. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. -М., 1983 г. 33. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Исследования детского мышления. -М., 1985. 34. Лутошкин А. Эмоциональные потенциалы коллектива. -М.: Педагоги-ка,1988. 35. Мухина В.С. Детская психология. -М., 1985 г. 36. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. /Под ред. Д. Б. Эльконина, А.Л. Венгера. -М., 1988. 37. Славина Л.С. Психология дошкольника. -М., 1981. 38. Сухомлинский В.А. Сборник работ по педагогике. Избранное. -М.: Про-гресс, 1988. 39. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я. Воспитателю о ребенке дошкольно-го возраста. - М.: Просвещение, 1988. 40. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. -М.: Просвещение, 1995. 41. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. -М., 1976. 42. Формирование личности. -М., 1983. 43. Хрузман Т.П., Еремеева В.П. Эмоции, речь, активность мозга ребенка. -М.: Педагогика, 1991. 44. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1989. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru