Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Проявления коммуникативной активности дошкольников в связи с особенностями родительских отношений ID работы - 672879 психология (дипломная работа) количество страниц - 62 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 6 1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 6 1.2. Сфера межличностного общения детей дошкольного возраста 11 1.3. Психология детско-родительских отношений. Влияние типа взаимоотношений с родителями на личность ребенка 19 1.4. Специфика развития коммуникативной активности ребенка-дошкольника 29 ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 35 2.1. Описание выборки и методов исследования 35 2.2. Анализ результатов исследования 35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49 ПРИЛОЖЕНИЕ 53 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность проблемы. Развитие личности ребенка происходит в среде межличностных отношений. Совокупность внешних факторов определяет особенности процесса социализации личности ребенка и формирования адаптационных механизмов к социальной среде. Данный процесс носит многовариантный характер, крайние варианты которого способны оказывать психотравмирующее воздействие на личность ребенка, приводить к формированию асоциальных и делинквентных форм поведения. Особенности и стиль семейного воспитания является психологическим пространством интерпсихических схем межличностного взаимодействия, переходящих затем во внутренний план и становящихся интрапсихическими (по Л.С.Выготскому). Таким образом, особенности взаимоотношений родителя с ребенком могут быть прочно усвоены последним и стать основой формирования его личностных и поведенческих особенностей. Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов и психотерапевтов: В.К.Мягер, Т.М.Мишиной, В.М.Воловика, А.М.Захарова, А.С.Спиваковской, Э.Г.Эйдемиллера, В.Юстицкиса, И.М.Марковской и др., и зарубежных исследователей В.Сатир, Ф.Райса, Н.Аккермана, О.Баха, С.Минухина, А.Адлера, К.Роджерса и др. В настоящее время большинством научных школ и направлений признана важная роль семьи и семейных взаимоотношений в формировании личности. Человек не может существовать изолированно, вне человеческого общества. Как существо социальное, человек постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы разнообразные контакты – общественные, внутрисемейные и т.д. людям приходится вступать в различные отношения с социумом, независимо от их социально-экономического положения, мировоззрения и т.д. поэтому стоит проблема отношений (общения) между сверстниками, между взрослыми и детьми, ведь общение является средством обучения и воспитания. В современной науке наблюдается ярко выраженная тенденция к целостному, интегральному исследованию индивидуальности. Проблема активности также является актуальной в связи с требованиями времени, с условиями жизни в современном обществе, требующими максимальной реализации потенциальных возможностей человека. Каждый возрастной период развития личности имеет одной из своих характеристик ведущую активность, обладающую системообразующей функцией в структуре интегральной индивидуальности. В этом плане дошкольный возраст является недостаточно изученным и актуальность этой проблемы – несомненна – именно в этом возрасте происходит формирование основ личности и индивидуальности. Коммуникативная активность, как мера взаимодействия ребенка с партнерами по взаимодействию, является важной характеристикой успешности в межличностном общении. Вместе с тем, в настоящее время большое внимание уделяется развитию интеллектуальных навыков ребенка, а проявления коммуникативной активности зачастую смешивается с импульсивностью и гиперактивностью. Вместе с тем, изучение проявлений коммуникативной активности ребенка дошкольного возраста является достаточно актуальной задачей в связи с формированием психологической готовности к школьному обучению. Целью данного исследования является анализ взаимосвязи между особенностями родительского отношения и проявлениями коммуникативной активности ребенка старшего дошкольного возраста. Гипотезой исследования являются предположения о том, что такие особенности родительского отношения как гиперопека, либо отвержение ребенка могут способствовать формированию неадекватно завышенных или заниженных проявлений коммуникативной активности. С другой стороны, родительское отношение по типу «кооперация», выражающееся в поощрении инициативности и самостоятельности ребенка, способствует формированию адекватных и социально принимаемых проявлений коммуникативной активности дошкольника. Задачи исследования: 1. Теоретический анализ психологических особенностей старшего дошкольного возраста. 2. Теоретический анализ исследований в области детско-родительских отношений. 3. Проведение эмпирического исследования и анализ результатов. Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста и их родители. Предмет исследования – типология родительского отношения во взаимосвязи с проявлением коммуникативной активности ребенка старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в выработке рекомендаций родителям и воспитателям по построению оптимальных взаимодействий с детьми, в проведении семейного консультирования по результатам исследования. Теоретико-методологическими основами исследования являются положения о зоне ближайшего развития Л.С. Выготского а также теория семьи как системы Э.Г. Эйдемиллера, В.Юстицкиса. Методы исследования: теоретические (анализ теоретической литературы по теме), синтез исследований по изучаемой проблематике; эмпирические – статистическая обработка данных с использованием метода корреляционного анализа по Спирмену и анализа статистических различий по критерию U Манна-Уитни. Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980. 287 с. 2. Арановская - Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника. //Вопросы психологии, 1996, №5. с. 45-48. 3. Бариленко Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. // Вопросы психологии. 1996. №4. с. 9. 4. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983. – 312 с. 5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 217 с. 6. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии, 1976, №6. с. 12-14. 7. Божович Л.И., Славина Л.С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности. // Вопросы психологии, 1976, №1. с. 23-25 8. Брудный А.А. О смысловых компонентах общения. / В сб. «Проблема общения в психологии». – М.: Просвещение, 1981. – 245 с. 9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 1999. - 654 с. 10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М: Просвещение, 1991. – 254 с. 11. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка /Психология личности: тексты. – М., Наука, 1982. – 265 с. 12. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста. //Вопросы психологии, 1985. №5. с. 11-15. 13. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от 1 года до 7 лет. – М.: Просвещение, 1992. – 324 с. 14. Детская психология: Учеб. пособие/ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько, А. Н. Белоуса и др. Минск.: Университетское, 1988. – 412 с. 15. Диагностика готовности детей к обучению в школе. - Анализ поведения. Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений./ Под ред. В.М.Астапова - М.: «Знание России», 1993. - 50 с. 16. Изучение личности дошкольника. /Сост. Лавровская И.В. – Киров, «Информационный центр», кафедра психологии КГПИ им. В.И.Ленина, 1991. – с. 89-92. 17. Ильенков Э.В. Что же такое личность? С чего начинается личность?. – М.: Наука, 1973. – 115 с. 18. Ильина А.И. О динамических качествах общительности //Вопросы пси-хологии, 1967, №5. с. 34-35 19. Исенина Е.И. Начальный период развития речи у детей: проблемы и гипотезы // Вопросы психологии, 1987, №2. с. 15-19 20. Килоева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997. с. 16-19 21. Коломинский Я.Л. Малая (контактная) группа как универсальная система непосредственного межличностного общения. / В сб. «Генетические проблемы социальной психологии»: под ред. Я.Л.Коломинского и М.И.Лисиной. - Минск, Изд-во «Университетское», 1985. – 236 с. 22. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во БГУ им. В.И.Ленина. с. 56-95. 23. Кошелева А. О контактах со сверстниками //Дошкольное воспитание. 1990, №11. с. 12. 24. Критская В.П., Мелешко Т.К. Дефицит потребности в общении и особенности развития личности. //Психологический журнал, Том 18, №3, 1997. С. 98 - 108. 25. Критская В.П., Мелешко Т.К. Дефицит потребности в общении и особенности развития личности. //Психологический журнал, Том 18, №3, 1997. С. 98 - 108. 26. Лисина М.И. и др. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М.: Педагогика, 1989. с. 239. 27. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.-144 с. 28. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Кишинев, «Штиница», 1987. – 298 с. 29. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Владос, 1997. - 304 с. 30. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. Для пед. ин-тов / Под ред. Л.А.Венгера. М.: Просвещение, 1985. – 187 с. 31. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М. Наука, 1973. – 345 с. 32. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М.: Педагогика, 1992. – 287 с. 33. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. – 368 с. 34. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников /Под ред. М.И.Лисиной. - М., 1974. 35. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А.Репиной, - М. Просвещение, 1978. - С. 34-40. 36. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с. 37. Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А.Урунтаева. - М.: «Академия», 1997. - 384 с. 38. Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А.Урунтаева. - М.: «Академия», 1997. - 384 с. 39. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Педагогика, 1989. – 368 с. 40. Романеева М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников // Вопросы психологии. 1980. №6. с. 15-18 41. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1987. – 241 с. 42. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками //Дошкольное воспитание. 1988. №2. с. 11-19 43. Сенько Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения. //Вопросы психологии, 1991, №5. с. 46-48 44. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной. //Вопросы психологии, 1996, №6. с. 23-28. 45. Счастная А.М. Сравнительный анализ межличностного взаимодействия детей шестилетнего возраста в условиях подготовительных групп и классов. / В сб. «Генетические проблемы социальной психологии»: под ред. Я.Л.Коломинского и М.И.Лисиной. - Минск, изд-во «Университетское», 1985. – с. 136-154 46. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Академ-А, 2000. – 96 с. 47. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 452 с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru