www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Профессиональная компетенция и личностные качества руководителя в сестринском деле


ID работы - 614497
психология (дипломная работа)
количество страниц - 78
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор по проблемам профессиональной компетенции и личностных качеств руководителя сестринским персоналом 7
1.1 Содержание деятельности старшей медицинской сестры 7
1.2 Личностные особенности старших медицинских сестер 15
1.3 Профессиональное становление и профессиональ-ная компетентность старшей медицинской сестры 24
Выводы по теоретической части 36
Глава 2. Исследование по разработке профессиональной компетенции и личностных качеств руководителя сестринским персоналом 38
2.1. Гипотеза исследования 38
2.2. База исследования 38
2.3. Контингент испытуемых 39
2.4. Методики исследования 39
2.5. Организация и этапы исследования 42
2.6. Полученные результаты 43
2.7. Выводы 52
Заключение 54
Список литературы 58
П 60




ВВЕДЕНИЕ:



Введение

Резолюция II Всероссийского съезда средних медицинских работников, доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации, отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации, национальный проект «Здоровье» определили основное направление развития сестринского дела -рациональное использование сестринского персонала в повышении качества и доступности медицинской помощи.
Результаты деятельности многих лечебно-профилактических учреждений и накопленный опыт их работы с персоналом показывают, что формирование коллектива обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности работы и конкурентоспособности учреждений здравоохранения.
Дефицит сестринских управленческих кадров, отсутствие научных исследований в области сестринского дела, недостаточные знания зарубежного опыта, с одной стороны, не позволяют медицинской сестре-руководителю качественно исполнять роль, отводимую ей в системе здравоохранения, с другой стороны, придают особую важность исследованиям, направленным на изучение и совершенствование профессиональной компетенции руководителей сестринских служб.
Политические, социально-экономические, демографические и экологические изменения, происходящие в последние годы в стране, ухудшили положение в организации доступной медицинской помощи населению России. Изменения в подготовке медсестер могут в значительной степени способствовать исправлению ситуации.
Несоответствие уровня сестринского образования современным требованиям, дефицит сестринских педагогических кадров, отсутствие научных исследований в области сестринского дела, недостаточные знания зарубежного опыта, с одной стороны, не позволяют медицинской сестре качественно выполнять роль, отводимую ей в системе здравоохранения, с другой стороны, придают особую важность исследованиям, направленным на изучение и совершенствование профессиональной подготовки медицинских сестер.
Мы полагаем, что критическая ситуация с медицинской помощью в России во многом усугубляется тем, что в центре внимания сестринского дела поставлен не человек с его потребностями, а болезнь. В процессе профессиональной подготовки у медицинских сестер формируется установка на лечение болезни с помощью манипуляций, без выделения значимости общения с пациентом в будущей деятельности.
Именно через общение проявляются индивидуальные особенности пациента и профессиональные особенности медсестры. Взаимодействие с пациентом только как с биологическим существом без учета его психической, социальной и духовной сфер делает услуги системы здравоохранения в большинстве случаев механистическими и негуманными.
Организация и регуляция совместной деятельности с пациентом, направленной на достижение им оптимального уровня жизнедеятельности - главная функция общения медицинской сестры. В психологических исследованиях по медицинской деонтологии, социальной гигиене, организации здравоохранения изучается влияние общения на совместную деятельность врача и пациента. Большой вклад в изучение этой проблемы вносит психотерапия, поскольку общение выступает здесь ведущим средством лечения. Отмечается важность личностного подхода, необходимость взаимодействия с пациентом по типу «субъект - субъект» вместо «субъект - объект» и значимость доверительных контактов.
Меньше внимания в исследованиях уделяется изучению профессионального общения медицинской сестры с пациентом, хотя в силу специфики своей деятельности она проводит с пациентом гораздо больше времени, чем врач. Характер поведения медсестры оказывает влияние на течение болезни и состояние больного. Профессиональное общение медсестры примыкает к таким факторам профессиональной деятельности, влияющим на пациента, как санитарно-противоэпидемический режим, лечебные и диагностические процедуры. Отсутствие у медсестры знаний, умений и навыков профессионального общения делает ее профессионально малопригодной. Мы полагаем, что именно профессиональное общение медсестры с пациентом восстанавливает гуманистическую направленность медицины, утраченную в результате врачебной специализации.
Медицинский персонал так же, как и другие профессионалы, с течением времени приобретает личностные особенности, отличные от личностных особенностей врачей других отраслей медицины. Это, возможно, связано с особенностями пациенток, проходящих лечение, а также со спецификой взаимодействия профессионалов. Немалую роль в возникновении упомянутых особенностей играет так называемый феномен «эмоционального выгорания», который имеет значение для большинства медицинских работников.
Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает высокую эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Таким образом, проблема изучения личностных особенностей медицинского персонала приобретает особое значение.
Таким образом, проблема исследования приобретает особое значение.
Цель исследования – Проанализировать мнение медицинских работников о наличии профессиональной компетенции и личностных качеств у руководителя сестринским персоналом.
К задачам исследования относятся:
1) провести аналитический обзор литературы по проблеме профессиональная компетенция и личностные качества руководителя сестринским персоналом;
2) провести формирование экспертных групп, которые будут участвовать в анкетировании по выявлению потребностей в наличии профессиональной компетенции и личностных качеств руководителя сестринским персоналом;
3) проанализировать результаты экспертных групп по данной проблеме;
4) сделать выводы на основе обзора литературы и эмпирического исследования, по проблеме профессиональная компетенция и личностные качества руководителя сестринским персоналом.
Объект исследования: медицинские сестры поликлиники.
Предмет исследования: профессиональная компетенция и личностные качества руководителя сестринским персоналом.
Гипотеза исследования: профессиональная компетентность руководителя сестринской службы находится во взаимосвязи с его личностными характеристиками и определяет стиль профессиональной деятельности.
Первичные источники информации: анкета, матрица попарных сравнений личностных качеств для руководителей сестринского персонала, психодиагностическая методика Тимоти Лири.
Вторичные источники информации: литературные данные из монографий и статей по теме исследования.
Методы исследования:
• Диагностические: анкетирование (анкета – «Показатели, которые характеризуют профессиональную компетенцию современного руководителя сестринским персоналом»), матричный метод попарных сравнений личностных качеств руководителя, наблюдение, использование сравнительных диаграмм и таблиц, психодиагностика.
Место проведения эмпирического исследования: городская поликлиника №165.
Методологическую основу исследования составили методологические подходы С.Л. Рубинштейна, который рассматривал общение как вид деятельности; Б.Ф. Ломова, который трактовал общение как субъектно-субъектное взаимодействие; Б.Г. Ананьева, который подчеркивал, что через общение человек строит свои отношения с другими людьми; В.Н. Мясищева, который выделил в общении познавательный, отношенческий и поведенческий компоненты; Б.Д. Парыгина, который считал, что проблемы общения следует разрабатывать на стыке с другими человековедческими науками.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.



1. Теоретический обзор по проблемам профессиональной компетенции и личностных качеств руководителя сестринским персоналом

1.1 Содержание деятельности старшей медицинской сестры

В 1919 году Приказом Наркомздрава и Российского общества Красного креста было утверждено Положение о школах медицинских сестер, а также учебные планы и программы, рассчитанные на 3 года обучения. План включал общеобразовательные предметы, а также дисциплины, без знания которых медсестры не могли выполнять назначения и рекомендации врача: анатомию, физиологию, фармакологию, приемы ухода за больными в целом и особенности ухода при заболеваниях внутренних органов, нервной системы, кожи, уха, горла, носа, глаз и т.д. Документами предусматривалось «подготовить ухаживающий персонал у постели больных, умелый, добросовестный, правильно понимающий свою роль в жизни лечебного учреждения» [Перфильева Г.М., 2006, с. 15]. Т.е. вся деятельность медсестры заключалась в уходе за разного типа стационарными (лежачими) больными с целью выполнения назначений и рекомендаций врача.
В соответствии с Требованиями Наркомздрава к выпускникам сестринских школ, медсестра является помощником врача в лечебной и профилактической области, она должна обладать полным знанием среды, в которой ей придется работать, и умением воздействовать как на самого больного, так и на среду, его окружающую.
В 1927 году в результате реформы среднего медицинского образования Наркомздрав в требованиях к выпускникам определил, что выпускник должен владеть методами лечебной и санитарно-просветительной работы и быть помощником врача, работать по его указаниям и под его наблюдением, должен быть вполне готов к выполнению всех процедур, назначаемых врачом, и обладать точно выработанными техническими навыками. Согласно мнения Г.М. Перфильевой, что этот профессиональный и социальный статус среднего медицинского работника сохраняется в отечественном здравоохранении до настоящего времени [Перфильева Г.М., 2006, с.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список литературы

1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М.: Кафедра-М, 2005. – 272 с.
2. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. «Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования». Учебное пособие. - М.: ГАУ, 2006
3. Аминов Н.А., Суслаков Б.А. Диагностика в социальной рабо-те.//Российская Энциклопедия социальной работы. - М., 2005. - Т. 1. - С. 156 - 162.
4. Андреева Г.М. и др. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов.-М.: Аспект-Пресс, 2006.-288с.
5. Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как основа эффективности управленческой деятельности: Автореф. канд. дисс. – М., 2005.
6. Донцов А.И. Психология коллектива, М.: Изд-во МГУ, 2005
7. Малых С.Б., Кутузова Д.А. Cтресс.// Вестник практической психологии образования. - № 1. – 2005.- С. 28-33
8. Межличностные аспекты сестринского дела Учебное пособие: Пер. с англ./ Под общ. ред. профессора Г.М. Перфильевой. :– М.:ГЭОТАР МЕД, 2006.- 40 с.
9. Найтингейл Ф. Записки об уходе (Notes on Nursing). Ответственный редактор – профессор Г.М. Перфильева. – М.: Издательский дом «Русский врач», 2005. – 96 с. Приложение к журналу «Медицинская сестра».
10. Перфильева Г.М. Сестринское дело в России (социально-гигиенический анализ и прогноз). Дис. докт. мед. наук. – М., 2005. – 257 с.
11. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллек¬тива, Учебное пособие для студентов пед. институтов, М.: Просвещение, 2005. – 642 с.
12. Психологические тесты. Под ред. А.А.Карелина, М., Владос 2000 г.
13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., “Владос”, 2006, с.28-30
14. Сестринский процесс: Учебное пособие: Пер. с англ./ Под общ. ред. профессора Г.М. Перфильевой. – М.:ГЭОТАР МЕД, 2006.-80 с.
15. Сестринское дело в акушерстве: Учебное пособие:. Пер. с англ./ Под общ. ред. профессора Г.М. Перфильевой – М.:ГЭОТАР МЕД, 2006.- 176 с.
16. Силуянова И.В. Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма // Экономика здравоохранения. - 2005. - № 1. - С.5-8
17. Степанов В.В. О состоянии научных исследований по организации работы среднего медицинского персонала // Главная медицинская сестра. – 2006. – № 1. – С. 87–92.
18. Теория и концептуальная модель сестринского дела: Учебное пособие: Пер. с англ./ Под общ. ред. профессора Г.М. Перфильевой. М.:ГЭОТАР МЕД, 2006.-56 с.
19. Трунов Д. Г. И снова о профессиональной деформации. // Психологическая газета. № 6. 2005. С. 32-34
20. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме.// Журнал практического психолога. - № 5. – 2005. – С.84
21. Трунов Д.Г. Профессиональные деформации. // Психологическая газета. - № 1. – 2005. – С.12-13
22. Шапарь В.Б. и др. Практическая психология. Инструментарий: Учеб. пособие для вузов /Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.П.. -Ростов н/Д.: Феникс, 2005


П
Р
И

Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru