Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Профессиональная деформация работников медицинских учреждений ID работы - 672941 психология (дипломная работа) количество страниц - 38 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Профессиональная деформация работников медицинских учреждений 1 ВВЕДЕНИЕ 1 1. 2. Специфика и условия труда медицинского работника. Психологический анализ 7 1.3. Влияние профессиональной деятельности на личность медицинского работника 17 Описание исследования и анализ результатов 30 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность работы. В исследовании путей повышения эффективности лечебно-диагностической и профилактической работы медицинского учреждения большое внимание необходимо уделять изучению особенностей профессиональной деятельности медицинского персонала. Весьма специфичной данная деятельность представляется в условиях детского санаторно-профилакторного учреждения. Условия круглосуточного пребывания детей с ослабленным здоровьем, низкий уровень материально-технического обеспечения, низкие возможности профессионального роста и обучения во многом являются стрессогенными факторами для личности медицинского и педагогического персонала данного учреждения. Эти особенности профессиональной деятельности также могут являться факторами профессиональной деформации сотрудников. В работах ряда отечественных и зарубежных авторов: Б.Д.Карвасарского, Г.С.Абрамовой, Л.Ф.Тихомировой, Г.И.Куценко, Е.И.Сошникова, Б.Н.Минчина, В.П.Рубана, И.Харди, Р.Калимо и др. уделяется повышенное внимание социально-психологическим особенностям профессиональной деформации медицинских работников в деятельности. В работах Г.С.Абрамовой, Л.Ф.Тихомировой, Р.Конечного, Г.К.Ушакова, М.Боухала, Э.В.Боллза и др. изучаются социально-психологические факторы профессиональной деятельности медицинских работников, провоцирующие стрессовые состояния, возникновение синдрома хронической усталости и другие негативные симптомы. В данных исследованиях под профессиональной деформацией понимаются социально-психологические и психические изменения личности, возникающие в процессе выполнения профессиональной деятельности. Таким образом, в исследовании путей повышения эффективности лечебно-диагностической и профилактической работы медицинского учреждения большое внимание необходимо уделять изучению особенностей профессиональной деформации личности и повышения успешности профессиональной деятельности педагогов и медицинского персонала. В рамках данной дипломной работы особое внимание уделяется изучению особенностей профессиональной деформации сотрудников санаторно-профилакторного учреждения «Малышок» в связи с возрастом и стажем работы. Объектом исследования является влияние стажа работы на выраженность профессиональной деформации личности сотрудников. Предметом исследования является структура личностных свойств сотрудников из числа педагогов и медицинского персонала лечебного учреждения. Целью работы является определение влияния стажа работы на профессиональную деформацию личностных свойств. Задачи исследования: • анализ и описание условий деятельности педагогов и медицинского персонала в условиях профилакторного учреждения; • выявление механизмов, способствующих в процессе профессиональной деятельности формированию определенных личностных черт, определяемых в плане профессиональной деформации личности; • количественный и качественный анализ полученных результатов. Методологической основой данной дипломной работы явилось воззрение Р.Б.Кеттелла на понимание личности (теория черт), а также идеи Е.А.Климова о взаимосвязи личности и профессии. Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки экспериментальной гипотезы в данном исследовании используются личностный опросник 17 PF Р.Б.Кеттелла и методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК). Становление личности профессионала, по какому бы типу оно ни протекало, предполагает процесс перестройки мотивационной сферы: одни побуждения приобретают большую значимость, другие теряют ее, превращаясь из идеала в повседневную действительность или уходя совсем из личностной сферы человека. Таким образом, процесс профессионализации и профессиональной адаптации сопровождается переосмыслением, рефлексией деятельности, что способствует выработке определенных профессиональных стереотипов. По мнению таких авторов как А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, Х. Хекхаузен и др., мотивация профессиональной деятельности является одной из основных составляющих успешности профессиональной адаптации и процесса становления личности профессионала. Повышение профессиональной мотивации и успешности деятельности сотрудников является актуальной научно-практической проблемой. Однако в такой сфере деятельности как здравоохранение, положительная мотивация деятельности персонала во многом способствует повышению благоприятного фона взаимодействия между врачом и больным, влияет на эффективность применения лечебных процедур, что, в конечном счете, способствует снижению летальных исходов заболеваний. Средний медицинский персонал лечебных учреждений (медицинские сестры) является наиболее многочисленным по составу, принимая на себя наибольшую часть рабочих нагрузок в ходе оказания лечебно-профилактической помощи населению. В работах ряда отечественных и зарубежных авторов: Б.Д.Карвасарского, Г.С.Абрамовой, Л.Ф.Тихомировой, Г.И.Куценко, Е.И.Сошникова, Б.Н.Минчина, В.П.Рубана, И.Харди, Р.Калимо и др. уделяется повышенное внимание социально-психологическим особенностям профессиональной адаптации медицинских работников к условиям деятельности. В работах Г.С.Абрамовой, Л.Ф.Тихомировой, Р.Конечного, Г.К.Ушакова, М.Боухала, Э.В.Боллза и др. изучаются социально-психологические факторы профессиональной деятельности медицинских работников, провоцирующие снижение мотивации, стрессовые состояния, возникновение синдрома хронической усталости и другие негативные симптомы. В данных исследованиях, таким образом, изучаются преимущественно факторы, способствующие профессиональной деформации медицинских работников. Тем не менее, к настоящему времени область психологического содержания профессиональной деятельности, специфика и условия возникновения различного рода профессиональных деформаций личности среднего медицинского персонала лечебных учреждений является мало изученной. Наряду с изучением негативных аспектов профессиональной деятельности среднего медицинского персонала, нуждаются в изучении факторы, способствующие личностному росту, обогащающие жизненный и профессиональный опыт личности, повышающие успешность деятельности. По мнению С.Л.Рубинштейна, Э.Ф.Зеера, Э.Э.Сыманюка, Р.Калимо и других авторов, процесс профессиональной адаптации личности является многосторонним процессом, что способствует как развитию приемов и средств деятельности в результате личного вклада индивидуума, так и развитию личностных и профессиональных качеств самого индивидуума в данной деятельности. Объектом исследования являются медицинские сестры лечебных учреждений. Предметом исследования являются особенности мотивации и их связь с успешностью профессиональной деятельности. Целью работы является выявление особенностей мотивации медсестер и взаимосвязи мотивации с успешностью профессиональной деятельности. Гипотеза работы: Существует взаимосвязь между компонентами мотивации и успешностью медицинского работника в профессиональной деятельности Задачи исследования: Теоретический анализ мотивационной структуры личности. Анализ и описание условий деятельности среднего медицинского персонала (медицинских сестер) в условиях лечебных учреждений. Анализ методов исследования мотивации, подбор методов экспериментального исследования мотивации и успешности деятельности медсестер. Количественный и качественный анализ полученных результатов. Однако такие особенности профессиональной деятельности как рутинность работы, интенсивность и насыщенность общения с контингентом отдыхающих, необходимость постоянного самоконтроля могут, на наш взгляд, со временем существенно сказываться на личности самого сотрудника санаторного учреждения. В ходе проверки экспериментальной гипотезы и применения методик диагностики личностных особенностей сотрудников санаторно - профилакторного учреждения с различным стажем работы автор попытается выяснить факт существования влияния (негативным образом) особенностей профессиональной деятельности на личность (профессиональные деформации) и описать его качественные и количественные характеристики. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академия, 1997. – 368 с. 2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: Учебное пособие. - М.: ЛПА «Кафедра -М», 1988. – 512 с. 3. Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. Т.1 №1. С. 19-54. 4. Бажин Е.Ф. Методика определения уровня субъективного контроля (УСК). – Ленинград, 1984. – 21 с. 5. Беляев И.И. Очерки психогигиены. М., 1973. – с. 20. 6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация челове¬ка. Л., 1988. – 200 с. 7. Бодров В.А. Информационный стресс. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с. 8. Боллз Э.В. Учитесь жить с Синдромом Хронической Устало¬сти М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 122. 9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1999. – 528 с. 10. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 Т. Т2. – М.: Мир, 1992. – 376 с. 11. Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с. 12. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора. // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология, 1987, №4. 13. Исмагилова Ф.С. К проблеме психологического анализа профессионального опыта. // Вестн. МГУ, Сер. 14. Психология, 2000, №2. 14. Калимо Р. Психосоциальные факторы и охрана здоровья работающих: обзор. / Сб. Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья. Под ред. Р.Калимо, М.А.Эль-Батави, К.Л.Купера. Изд-во ВОЗ. – Женева: 1989. – 224 с. 15. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы Казань. 1969. 16. Конечный Р., Воухал М. Психология в медицине. Прага, 1985. – 412 с. 17. Куценко Г.И., Е.И.Сошников, Б.Н.Минчин Оптимизация труда медицинских работников. // Советское здравоохранение, 1989, №10. 18. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. М., 1984. –276 с. 19. Лисицын Ю.П., Изуткин А.М., Матюшин И.Ф. Медицина и гуманизм. М.: Изд-во МГУ, 1984. – 186 с. 20. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Том 22. № 1. 21. Психические состояния / Под ред. Л.В.Куликова. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с. 22. Психология. / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Академ-А, 2000. – 512 с. 23. Психология экстремальных ситуаций / Сост. А.Е.Тарас, К.В.Сельченок. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 480 с. 24. Психология профессиональной подготовки / Под ред. Никифорова Г.С. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. – 200 с. 25. Психологические проблемы профессиональной деятельности /Под ред. Л.Г.Дикой. – М.: Просвещение, 1992. – 176 с. 26. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. С.А.Боровикова. – М.: Просвещение, 1990. – 210 с. 27. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. – 128 с. 28. Рубан В.П. Этико-деонтологические проблемы медицинских сестер стационара // Главная медицинская сестра. 1999, №0. 29. Степанов В.В. Примерные должностные инструкции персонала стационара. // Здравоохранение, 1997, №8. 30. Тихомирова Л.Ф. О некоторых результатах социологических исследований среди медицинских работников // Здравоохранение Российской Федерации, 1989, №4 31. Урванцев Л.П., Яковлева Н.В. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в медицинском вузе. // Психологический журнал, 1995, Том 16, №4, с. 98-108. 32. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997. № 2. 33. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. – Изд-во Академии наук Венгрии, 1981. – 345 с. 34. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1999. – 608 с. 35. Человек, производство, управление: Психологический словарь-справочник руководителя /По ред. А.А.Крылова, В.П.Сочивко. Л.: 1982.–112 с. 36. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. – 310 с. 37. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998. – 512 с. 38. Эльштейн Н.В. Общемедицинские проблемы терапевтической практики. – Таллинн.: Вангус, 1983. – 276 с. 39. Энциклопедия практического самопознания /Сост. А.И.Красило. – М.: Изд-во Международной педагогической академии, 1994. – 352 с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru