Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Процесс развития креативности у детей подросткового возраста ID работы - 613538 психология (курсовая работа) количество страниц - 42 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление Введение 3 1. Подходы к изучению творческого воображения и креативности 6 1.1. Понятие воображения и его связь с познавательными процессами и личностью 6 1.2. Подходы к изучению креативности в норме и патологии 14 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение креативности у подростков разного возраста 19 2.1. Программа исследования 19 2.2. Результаты исследования 26 2.3. Выводы 35 Заключение. 37 Библиография. 39 ВВЕДЕНИЕ: Введение Актуальность темы данного исследования обеспечивается признанием важной роли воображения и креативности в психической деятельности людей. Креативность является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Исследование креативности и воображения занимает большое место в современной психологической науке (Л.С.Выготский, О.М.Дьяченко, Е.Е.Кравцова, В.С.Мухина, Р.Г.Натадзе, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.). Креативность связана со всеми познавательными процессами и личностью. Эта связь взаимообусловленная. С одной стороны, креативность зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой, - она способствует развитию указанных процессов, создавая основу для образных действий (П.П.Блонский, А.В.Брушлинский, К.И.Вересотская, Л.С.Выготский, А.Я.Дудецкий, Л.В.Занков, Е.И.Игнатьев, А.И.Липкина, А.А.Люблинская и др.). Креативность формируется в деятельности (игровой, учебной, трудовой и т.д.), а сама деятельность значительно улучшается при повышении уровня развития воображения (О.П.Гаврилушкина, Т.Н.Головина, И.А.Грошенков, В.В.Давыдов, Л.С.Коршунова, Е.Е.Кравцова, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Н.Н.Палагина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Д.Б.Эльконин и др.). Креативность выступает как одно из средств коррекции эмоций, воли (Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, Э.В.Ильенков и др.), оказывает существенное влияние на учебную деятельность и последующую социальную адаптацию выпускников школ. Проблема исследования заключается в том, чтобы установить, каковы особенности креативности в подростковом возрасте. Целью нашего исследования стало изучение процесса развития креативности у детей подросткового возраста. Объект исследования - креативность подростков. Предмет исследования - процесс развития креативности подростков. Гипотеза исследования: уровень развития креативности и творческого воображения у подростков более младшего возраста статистически достоверно ниже, чем у старших подростков. В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования: 1. Установить уровни сформированности креативности испытуемых. 2. Выявить специфические особенности креативности, дать определение. 3. Провести исследование, направленное на изучение отличий креативности у подростков разного возраста. 4. Сделать выводы. Методологической основой исследования явились важнейшие теоретические положения современной философии, общей и специальной психологии и педагогики. Учитывались положения о диалектической взаимосвязи всех психических функций человека, о ведущей роли обучения в развитии, о необходимости деятельностного подхода в процессе развития. Методы исследования: - анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; - беседа; - наблюдение; - анализ графических работ детей; - экспериментальное изучение креативности, включающее в себя констатирующий эксперимент сопоставительного характера; - количественный и качественный анализ результатов эксперимента. Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы детских психологов, на уроках изобразительной деятельности, развития речи, чтения и других учебных предметах, а также в процессе индивидуальной и групповой работы с детьми, в семейном воспитании детей. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, увязанных с текстом работы. Названия глав отражают их содержание. 1. Подходы к изучению творческого воображения и креативности 1.1. Понятие воображения и его связь с познавательными процессами и личностью Воображение – это специфическая человеческая способность, сформированная исторически в процессе преобразования действительности в разных видах трудовой деятельности. В воображении проявляются высшие возможности человеческого познания. Воображение расширяет возможности наших органов чувств, дополняя недостающие элементы, которые непосредственно не воспринимаются. Воображение способствует созданию более совершенных предметов для удовлетворения материальных и духовных потребностей. [8] Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Являясь сложным структурным образованием, связанным с эмоциями, предполагают, что физиологические механизмы воображения находятся не только в коре больших полушарий головного м СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Библиография. 1. Абраман Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. М., 1994 2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1980. – Т.1. – 232 с., Т.2. – 288 с. 3. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. – М., 1968 – 128 с. 4. Бтажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.30 5. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994г. - №1 – с.11 6. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1967г. 7. Волков Н.Н. Восприятие картины. М., 1997. 8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967 – 93с. 9. Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. 1994. № 4. 10. Гольперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». – М., 1965 – 51 с. 11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1968 – 240 с. 12. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 1978 – 180-205 с. 13. Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П.Пузанова – Москва, Новая школа, 1996г. 14. Дранков В.Л. Психология художественного творчества. СПб., 1991 15. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. //Вопросы психологии. – 1988 – № 6 – 52-59 с. 16. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - №6 – с.25. 17. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997 18. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991. 19. Казаков В. Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник для индустр. - пед. техникумов. – М.: Высш.шк., 1989. 20. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1999. 21. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. //Дошкольное воспитание. – 1971 – № 2 – 41-46 с. 22. Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности // Проблемы способностей, М.,1992. 23. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. – 1995г. - №1 – с.42. 24. Конькова Е.А., Популярная история живописи. М.,2002 25. Коррекционно–развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – Москва, МГПИ имени В.И.Ленина. – 1983. 26. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под редакцией Л.П.Носковой – Москва, Педагогика, 1989. 27. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979 – 99 с. 28. Кривицкий К.Е. Школьникам об эстетике. М. 1979. 29. Кудина Г.Н. Как развивать художественное воспитание у школьников. М., 1988 . 30. Кузин В.С. Психология. Учебник. - М.: АГАР, 1999. 31. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – Москва, Просвещение, 1990. 32. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971 – 415 с. 33. Мачихина В.Ф. Организационно – педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. – 1992г. №4 – с.19 34. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981. 35. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка к семье.- М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г. 36. Немов Р. С. Психология. Учеб. Для студентов высших, педагогических, учебных, заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1997. 37. Общая психология / Под ред. Богословского В. В. – М., Просвещение, 1981. 38. Общая психология / Под ред. Петровского А. В. – М., просвещение 1986 39. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. 40. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова; Академия пед. наук. – М.: Просвещение, 1985. – 339с. 41. Петров Г.Д. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М., 1983 42. Плахова Н.С. Школа – предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками. // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.39. 43. Положение о специальных общеобразовательных школах – интернатах (школах, классах) для детей с недостатками в физическом и умственном развитии. // Дефектология. – 1991 - №1 – с.3. 44. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. / Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г. 45. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. Под редакцией Ж.И.Шиф - Москва, Педагогика, 1972г. 46. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов. Составитель и ответственный редактор Радугин А. А. Научный редактор Кротков Е. А. Москва, 1997. 47. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. 48. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Под ред. К.В. Сельченок. М., 1999. 49. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 1999 – 25-44 с. 50. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства, М., 1982. 51. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В2т. Т1. М. 1989. 52. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., МГУ, 1973. 53. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – Москва, Просвещение, 1979г. 54. Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения младших школьников. //Психология младшего школьника. – М., 1960 – 128-147 с. 55. Самарин Ю.А. Воспитание воображения школьника. – Л., 1947 – 80 с. 56. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие – М.: Издательский центр «Академия», 1999г. 57. Ткемаладзе А. Вопросы эстетического воспитания. М., 1993 58. Тупаногов Б.К. Коррекционно – педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития. // Дефектология – 1994г. - №4 – с.9. 59. Уроки развития воображения. – М., 2000 – 44-73 с. 60. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – Москва, Гуманитарный издательский центр Владос, 1999г., с.64-70, с.75-87. 61. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост. Лабковская Г.С. М., 1983. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru