www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Проблемы воспитания единственного ребенка в семье


ID работы - 616355
психология (дипломная работа)
количество страниц - 65
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 5
1.1. Влияние общения со взрослым на психическое развитие ребенка 5
1.2. Стили семейного воспитания и возможные варианты развития личности ребенка 14
1.3. Подходы к изучению проблем воспитания 21
единственного ребенка в семье 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 43
2.1. Описание выборки и методик исследования 43
2.2. Описание результатов исследования 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62




ВВЕДЕНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы.
Актуальность выбранной темы подтверждает тезис о том, что изучение процесса становления личности ребенка и его социализации является одной из важнейших научно - практических задач психологии и педагогики.
В работах Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, Л.И.Божович, Л.С.Славиной, М.И.Лисиной, Д.Б.Эльконина и других уделялось большое внимание изучению роли межличностного общения в развитии личности ребенка. Особую роль в развитии дошкольника играет межличностное общение со значимыми людьми – родителями. Общение с родителями, весь процесс воспитания в семье - готовит дошкольника к принятию социальных норм межличностного общения, способствует становлению высших психических функций.
Соответственно, случаи неблагоприятного развития взаимоотношений в семье могут оказать существенное негативное влияние на дальнейшее личностное развитие дошкольника. Особенности и стиль семейного воспитания могут быть прочно усвоены ребенком и стать основой формирования его личностных и поведенческих особенностей.
Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов и социальных педагогов: В.К.Мягер, Т.М.Мишиной, В.М.Воловика, А.М.Захарова, А.С.Спиваковской, Э.Г.Эйдемиллера, В.Юстицкиса, И.М.Марковской и др., и зарубежных исследователей В.Сатир, Ф.Райса, Н.Аккермана, О.Баха, С.Минухина, А.Адлера, К.Роджерса и др.
Вместе с тем, проблемы воспитания единственного ребенка в семье, хотя и имеют определенную теоретико-методологическую базу (работы А.Адлера, А.И. Захарова, Т.А. Думитрашку и др.), в настоящее время, в большей степени, отражены лишь в популярной литературе. Однако, специфика воспитания единственного ребенка в семье, как показывают результаты наблюдений, определенным образом отражается на личностных свойствах ребенка, что должно стать предметом отдельных исследований.
Объектом исследования являются проблемы семейного воспитания.
Предмет исследования: личностные особенности и проблемы воспитания единственного ребенка в семье.
Целью данной дипломной работы является изучение проблем семейного воспитания единственного ребенка в семье.
Задачи исследования:
1. Изучение роли семейного воспитания в формировании личности ребенка старшего дошкольного возраста.
2. Теоретический анализ проблем воспитания единственного ребенка в семье.
3. Диагностика особенностей семейного воспитания и личностных свойств детей старшего дошкольного возраста.
4. Статистическая обработка результатов исследования.
Гипотеза исследования заключается в предположении о наличии специфических проблем воспитания единственного ребенка в семье – таких, как: формирование эгоцентризма у детей, проявление чрезмерной опеки со стороны родителей.
В исследовании приняли участие 30 детей 6 – 7 лет (15 мальчиков, 15 девочек, отобранных случайным образом), посещающих подготовительную группу ДОУ. Все дети – единственные дети в семье.
Методики исследования:
1. Опросник Варги-Столина
2. Методика «Несуществующее животное»
3. «Личностный дифференциал»
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы. В первой главе обосновываются теоретические подходы к изучению проблем воспитания единственного ребенка в семье. Во второй главе проводится эмпирическая проверка гипотезы исследования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

1.1. Влияние общения со взрослым на психическое развитие ребенка

Как отмечает А.В.Петровский, взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни [30].
Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе.
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности.
Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности (коммуникативная сторона общения).
Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен не только словами, но и действиями.
Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и, наконец, перцептивную (взаимовосприятие) [13].
Изучением роли общения в психической жизни и развитии ребенка занимались такие видные отечественные психологи как Л.С.Выготский, А.Г.Рузская, М.И.Лисина, Т.А.Репина, А.А.Реан, Е.О.Смирнова, А.В.Бодалев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец и другие [8, 34,36].
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С.Выготский,




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. – М.: Педагогика, 2004.
2. Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы. Вып. 1. / Сборник статей под ред. проф. П.Я. Циткилова. Новочеркаск; Ростов н/Д: Пегас, 2001.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 551 с.
4. Арановская - Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника. //Вопросы психологии, 2003, №5.
5. Бариленко Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. // Вопросы психологии, 2006, №4.
6. Божович Л.И., Славина Л.С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности. // Вопросы психологии, 2006, №1.
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999.
8. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.
9. Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста. В сб. Семья и формирование личности. / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: 2001, 96 с.
10. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии, 1997, №1
11. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей //Вопросы психологии, 2006, №2
12. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии.2001.№ 1. С. 135 — 142.
13. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога - консультанта с родителями в ситуации родительско - юношеских конфликтов // Вопросы психологии, 2005, №3, с. 38 - 45.
14. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1996.
15. Коломинский Я.Л. Малая (контактная) группа как универсальная система непосредственного межличностного общения. / В сб. «Генетические проблемы социальной психологии»: под ред. Я.Л.Коломинского и М.И.Лисиной. - Минск, Изд-во «Университетское», 2005.
16. Комаров Е. И. , Войтенко А. И. Менеджмент социальной работы. Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 288 с.
17. Кондаков В.С., Золотухина О.Н. Личность наизнанку. Психопатии, неврозы, психосоматические расстройства. Ижевск: издательский дом «Удмуртский Университет», 1999.
18. Критская В.П., Мелешко Т.К. Дефицит потребности в общении и особенности развития личности. //Психологический журнал, Том 18, №3, 2007. С. 98 - 108.
19. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека. - Вопросы психологии, 2004, №3.с.25-34.
20. Культура семейных отношений. Сб. статей. - М., 20055.
21. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 2006.-144 с.
22. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишинев, «Штиница», 1987. - 136 с.
23. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями./ Методическое пособие. СПб, Институт тренинга, 2007.
24. Мацковский М.С., Гурко Т.А. - Молодая семья в большом городе. - М.: Знание, 2006.
25. Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия при неврозах: Методические рекомендации. - СПб.: 2006.
26. Никитин В.А. Социальная педагогика. Учеб. пос. для студ. вузов. – М.: Владос, 272 с.
27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.
28. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников /Под ред. М.И.Лисиной. - М., 2006.
29. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 415 с.
30. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Академ-А, 2000. - 512 с.
31. Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А.Урунтаева. - М.: «Академия», 1997. - 384 с.
32. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Педагогика, 1989
33. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: «Рефл-Бук», 1997.
34. Романеева М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников // Вопросы психологии, 2000, №6.
35. Ротенберг. В.С. Проблемы воспитания в свете психосоматической медицины. // Вопросы психологии. №6, 2007. С. 22 - 28.
36. Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком //Вопросы психологии, 2000, №3
37. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогик - Пресс, 1992. - 192 с.
38. Сенько Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения. //Вопросы психологии, 1991, №5.
39. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной. //Вопросы психологии, 1996, №6
40. Смирнова Е.О. Специфика эмоционально - личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье // Вопросы психологии, 1992, №6.
41. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. // Вопросы психологии, 2000, №3.
42. Смирнова Е.О., Калягина Е.В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам. //Вопросы психологии, 1998, №3.
43. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалии личности. В сб. Семья и формирование личности. / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: 2001, 96 с.
44. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. - Вильнюс: Минтис, 1977.
45. Уоллен С., Р. Ди Гуссеп, Р.Уэсслер. Рационально-эмотивная терапия: когнитивно-бихевиоральный подход. М.: Институт гуманитарных знаний, 1997.
46. Филип Райс. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб. - Питер. 2000.
47. Шапиро А.З. Психолого - гуманистические проблемы позитивности - негативности внутрисемейных взаимоотношений. // Вопросы психологии,. 1994, №4.
48. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. / Методическое пособие. М - СПб.: «Фолиум», 1996.
49. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с.
50. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru