Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Проблемы креативности у взрослого человека в период кризиса ID работы - 611818 психология (курсовая работа) количество страниц - 34 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание: Введение 3 1. Теоретическая часть. 6 1.1 Креативность в среднем возрасте 6 1.2 Креативность профессиональной деятельности 11 1.3 Роль креативности человека в избежании кризиса среднего возраста 15 1.4 Креативность в среднем возрасте и мотивационный кризис 17 Глава 2. Методологическая часть. 22 2.1 Субъектная парадигма в исследовании и диагностике креативности 22 2.2 Психодиагностика общих творческих способностей. 24 2.3 Многоуровневое соответствие в диагностике и профессиографии творчества. 27 Заключение 31 Список литературы 33 ВВЕДЕНИЕ: Введение Одна из главных особенностей периода средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем это совершенно не означает, что нет никаких изменений, как на психологи¬ческом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и влекут за собой изменения в личностной сфере, включая профессиональные и творче-ские интересы индивида. Актуальность исследования объясняется тем, что у людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относи¬тельное снижение характе-ристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функ-ционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособ-ность, позволяя ему сохранять трудовую и твор¬ческую активность. Поэтому вопреки ожиданиям снижения интеллектуального развития после того, как оно достигает своего пика в период юности, развитие от¬дельных способно-стей человека продолжается в течение всего среднего воз¬раста. Особенно это относится к тем из них, которые связаны с трудовой деятельностью человека, и в первую очередь к тому, что называется креативностью. Под креативностью понимается его «творческий потенциал и способ-ности индивида, которые про¬являются в ментальных актах, чувственно-эмотивных актах, в его коммуникации с дру¬гими индивидами, а также в раз¬личных видах деятельно¬сти, инициативности, активности, связанных с соз-данием тех или иных предметов, продуктов деятельности, активности». [16] Проблема исследования заключается в том, что интенсивность инво-люции креативных функций человека зави¬сит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюцион-ный процесс. Поэтому проблема заключается в том, что развитие креативно-сти достигает максимального развития в юности, в пери¬од же средней взрос-лости его показатели постепенно снижаются, уступая место профессиона-лизму, однако максимальное разви¬тие творческого потенциала становится возможным лишь при дос¬тижении периода средней взрослости. Новизна исследования будет строится на том, что главная особенность среднего возраста может быть определена как достиже¬ние человеком состоя-ния мудрости. В этот период своей жизни человек, как правило, обладает обширными знани¬ями, умением оценивать события и информацию в более широком контек¬сте и способностью справляться с неопределенностью. Особенности творческого развития человека и показатели его креатив-ных возможностей во многом зависят от личностных особенно¬стей человека, его жизненных установок, планов и жизненных ценностей. Несмотря на то, что вследствие биологических изменений, происходя¬щих в организме чело-века в период средней взрослости, быстрота и точ¬ность обработки информа-ции снижается, способность пользоваться инфор¬мацией все же остается прежней. Причем, хотя когнитивные процессы у человека средних лет могут протекать медленней, чем у молодого человека, эффективность его мышле-ния выше. Таким образом, несмотря на снижение психофизических функций, сред¬няя взрослость является, вероятно, одним из наиболее продуктивных пе-ри¬одов в творчестве человека, тем более, если его деятельность связана с гу-ма¬нитарными знаниями. Целью исследования является изучение проблемы креативности у взрослого человека в период возрастного кризиса. Предмет исследования – креативность. Объект исследования – человек, переживающий кризис середины жизни. Гипотеза исследования: кретивность в период кризиса средних лет ухудшается, индивид становиться более консервативен и на первый план вы-ходит достижение профессионализма в трудовой деятельности . Задачи исследования: • определение особенностей креативности в среднем возрасте; • определение взаимосвязи креативности и профессиональной деятельно-сти; • выявление роль креативности человека в избежании кризиса среднего воз-раста; • особенности креативности в среднем возрасте и мотивационный кризис; • методологический анализ субъектности парадигмы при исследованиях и диагностике креативности; • исследование особенности психодиагностики общих творческих способ-ностей; • анализ многоуровневого соответствия при диагностике профессиографии творчества. 1. Теоретическая часть. 1.1 Креативность в среднем возрасте Креативность – творческие способности индивида – способно¬сти по-рождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мыш¬ления, быстро решать проблемные ситуации. Характерна готовностью к продуциро-ванию принципиально новых идей и входит в структуру ода¬ренности как не-зависимый фактор. Среди способностей интеллектуаль¬ных выделена в осо-бый тип. Согласно А. Маслоу – это творческая на¬правленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Со-гласно П. Торренсу, креативность включает в себя: • повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или про¬тиворечивости знаний; • действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по фор¬мулированию результата решения. Для оценки креативности применяют¬ся различные тесты дивергентно-го мышления, опросники личностные, анализ результативности деятельно-сти. Изучение факторов творческих достижений ведется в двух направлени-ях: • анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей твор¬ческой личности — личностные факторы; • анализ мышления творческого и его продуктов — факторы креа¬тивности: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении и пр. С целью содействия развитию мышления творческого можно исполь-зовать учебные ситуации, характерные незавершенностью или от¬крытостью для интеграции новых элементов; при этом учащихся поощ¬ряют к формули-рованию множества вопросов. Вопрос о креативности как самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается не¬решенным. Не найдены и надежные способы ее измерения. В среднем возрасте креативность характеризуется богатством приобре-тенного опыта взаимодействия с объектами физического мира, зафик¬сированное в системе социальных значений, не только вооружает человека декларативными и процедурными знаниями, но и, как это ни странно, по¬зволяет ему лучше понимать других людей. В среднем возрасте ведущей деятельностью человека по-прежнему ос-та¬ется труд. Труд — это вид деятельности, однако не всякая деятельность, связанная с созданием материальных и духовных благ, является трудом. По-нятие «труд» больше связывается с утилитарными, внешними для чело¬века целями. В отличие от труда, в так называемой свободной деятельнос¬ти пре-обладают внутренние социотворческие цели. «Там, где доминируют внешние утилитарные цели, подчиняющие ло-ги¬ке своего развития цели внутренние,— там реализуется труд. Там же, где главными являются внутренние цели, которые реализуются посредством сле-дующих функций: удовлетворение социальных и духовных потребнос¬тей, культурная, человекотворческая, свободотворческая,— в данном слу¬чае мы имеем дело со свободной деятельностью». [17, с.7] В связи этим взаимодействие человека с объектами физического мира определяется, с одной стороны, характерными для этого возраста морфо-функциональными изменениями, а с другой – накопившимся опытом и сфор-мированными навыками. Здесь следует вспомнить, что взаимодействие человека с физическим окружением не является реактивным, а имеет предметный характер. Сен-сомоторные навыки и операции в течение жизни развиваются именно в про-цессе предметной деятельности. В связи с этим можно сделать вывод, что характер взаимодействия че-ло¬века с объектами физического мира представляет собой результат приспо¬собления накапливаемого опыта взаимодействия с данным классом объек¬тов как к индивидуальным характеристикам человека, так и к его возрастным из-менениям. Человек в этом возрасте вынужден считаться с уменьшением физичес¬кой силы, замедлением деятельности нервной системы, утратой гибкости и эластичности скелетно-мышечной системы, ослаблением зрения. С другой стороны, накопленный опыт позволяет ему точнее рассчитывать свои уси¬лия, извлекать из памяти более разнообразные варианты решений при ме¬няющихся обстоятельствах, точнее предугадывать развитие событий. На пе-редний план выступает общая осведомленность человека и то, что назы¬вают «прикидкой по опыту». [8, с.771] Особенно это относится к профессиональной деятельности человека. Опытный музыкант, стеклодув, стоматолог, водитель, пилот, охот¬ник, то-карь, машинист и т.д., про¬игрывая молодым в скорости и силе, компенсирует этот проигрыш накопленными знаниями и умени¬ями. К этому возрасту у человека накапливается большой опыт взаимодей¬ствия и с теми объектами, которые не входят в круг его профессиональной деятельности. Понятно, что чем шире у человека круг интересов, интенсив¬нее и разнообразнее контакты с объектами физического мира, тем разносто¬роннее и богаче будут его «знания по знакомству». Здесь опыт определяется личными предпочтениями, предубеждениями и социальными установками. Люди могут избегать контактов с некоторыми вещными объектами про¬сто потому, что эти контакты, по их мнению, не соответствуют их полу, возрасту, этнической принадлежности, социальному статусу. Например, мужчина (чаще нарциссического типа) может за всю жизнь так и не на¬учиться пользоваться утюгом, разделывать рыбу, шить иголкой потому, что он считает эти занятия недостойными его. Таким образом, труд СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Борисо¬ва Е.М. О роли профессиональной деятельности в мотивации личности – М., 1981 2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – М.: Академия-Пресс, 1995 3. Гозман Л.Я., Кроз М.В. Измерение уровня самоакцентуации личности – М.,1997 4. Городецкая И.М., Исследования мотивации учения и труда безработных // Ананьевские чтения – СПб.: СПбГУ, 1998 5. Ильин Е.П. Мотивации и мотивы – СПб.:Питер, 2000 6. Каариайнен К., Фурман Д. Е. Верующие атеисты и прочие // Вопросы философии. – 1997. – №6 7. Корчмарюк В.А. Мотивационные детерминанты служебной деятельности офицеров внутренних войск МВД – СПб.: СпбГУ, 1998 8. Крайг Г. Психология развития – СПб.: Питер, 2000. 9. Куницына В. Н. Нарушения, барьеры, труд¬ности межличностного неформального общения: актуальные проблемы психо¬логической теории и практики – СПб.: Питер, 1995 10. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации – М.: 1992 11. Маркова А.К. Психология профессионализма – М.: Академия Пресс, 1996 12. Маслоу А. Мотивация и личность – СПб.: Питер, 1998 13. Рубинштейн С.Я. Общая психология – СПб.: Питер, 2000 14. Рябикина З. И. Развитие личности и профессиональный рост – М., 1996 15. Франкл В. Человек в поисках смысла – М., 1990 16. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии – Мн.: Современное слова, 1998 17. Яшин Г.А. Труд как формообразующий фактор человеческой деятельности – М.: МГУ, 1996, с.7 18. Pfeiffer D. & Davis G. The use of leisure time in middle life. The Gerontologist. 1971, 11. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru