Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Проблема способностей - 2 ID работы - 709505 психология (курсовая работа) количество страниц - 43 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 - 4 Глава 1. Общая характеристика способностей 1.1.Понятие способностей, виды, сущность способностей 5 - 7 1.2. Структура способностей 7 - 8 1.2.1. Качественная характеристика способностей 9 - 10 1.2.2. Количественная характеристика способностей 10 - 12 1.3. Способности и наследственность 13 - 15 Глава 2. Теоретические основы проблемы влияния эмоциональных особенностей родителей на формирование умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 2.1. Особенности умственного и творческого развития детей дошкольного возраста 17 - 19 2.2. Психолого-педагогические исследования умственных и творческих способностей старших дошкольников 20 - 21 2.3. Эмоциональные особенности родителей и их роль в воспитании и обучении детей 22 - 24 Глава 3. Практическая работа по исследованию влияния тревожности родителей на формирование умственных и творческих способностей старших дошкольников 3.1. Программа исследования 25 - 29 3.2. Результаты исследования и их анализ 29 - 36 3.3. Выводы и рекомендации 36 - 39 Заключение 40 - 41 Библиографический список 42 - 43 ВВЕДЕНИЕ: В течение длительного времени проблема интеллекта вызывает серьезные дискуссии. Исследователи, работающие в этой области, высказывают подчас прямо противоположные взгляды на сущность интеллекта и пути его экспериментального изучения. Дискуссионным было само понятие интеллекта среди множества самых разнообразных определений общих способностей. В целом можно говорить о трех основных трактовках. В отечественной психологической науке в период 40-х-70-х гг. понятие "интеллект" с самого начала рассматривалось в качестве аналогичного понятию "общие способности" или "общая одаренность". Подчеркивая особую роль интеллекта в целостной системе развития человека, Б.Г.Ананьев относил его наряду с социальной адаптацией и работоспособностью к основным ресурсам личности. В общей совокупности психического потенциала человека интеллектуальное развитие, с его точки зрения, занимает ведущее место, поскольку непосредственно определяет степень готовности к усвоению и переработке знаний и умений, обеспечивает возможность приспосабливаться к новым условиям, активно их преобразовывать, планировать и оценивать свои действия, целеполагать и прогнозировать их промежуточные и конечные результаты, организовывать в системы прошлый опыт. В качестве основного критерия способностей многие психологи рассматривают успешность деятельности. Так, в отечественной психологии С.Л.Рубинштейном и Б.М.Тепловым [18;22] была сделана попытка дать классификацию понятий "способности", "одаренность", "талант" по единому основанию - успешности деятельности. Б.М.Теплов [22] включает в определение способностей три признака: "Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого...", "во-вторых, способностями называются не всякие общие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности...", "в-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека". Актуальность исследования. Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего, следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Человеческие способности - это величайший из даров природы. Этим даром награждён каждый человек. Но разница состоит в том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а следовательно воспитуемые и преобразуемые. Способности человека, разные их типы и степени относятся к важнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна. Объект - дети старшего дошкольного возраста и их родители. Предмет - эмоциональная тревожность родителей; уровень развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста; уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Цель - анализ корреляционной связи между уровнем эмоциональной тревожности родителей и уровнем развития умственных способностей их детей; а также между уровнем эмоциональной тревожности родителей и уровнем развития творческих способностей их детей. Задачи: - изучение литературы по данной теме; - исследование уровня эмоциональной тревожности родителей; - определение уровня развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста; - определение уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; - количественный и качественный анализ полученных данных. Экспериментальная база: ДОУ № 143 "Золотая рыбка" г. Улан-Удэ. Основными методами исследования которые я использовала, были тестирование, нестандартизированное наблюдение. Для проведения экспериментально - психологического исследования нами были выбраны следующие методики: - опросник "Шкала самооценки" (автор Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханина) - для исследования ведущих ценностных ориентаций родителей; - "Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма" (автор П. Торренс, адаптация Туник Е.Е.) - для исследования уровня развития творческих способностей детей; - "Определение уровня умственного развития старших дошкольников и младших школьников" [17] - для исследования уровня развития умственных способностей детей. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М., 1977 2. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собрание сочинений в 6 томах, Т.2. - М., Педагогика, 1982 3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1988 4. Голубева Э.А. Способность и индивидуальность. - М., 1993 5. Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - С. 82-88 6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 1995 7.Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для психологов. - М., 1995 8.Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М., 1994 9. Лейтес Н.С. Проблемы способностей. - М., 1980 10. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1989 11.Леонтьев А.А. Способности и склонности: комплексные исследования. - М., 1989 12. Мелхорн Г., Мелхорн Х. - Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. - СПб., 1999 13. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. - Пермь, 1992 14. Немов Р.С. Психология. - М., 2000. - Кн.1: Общие основы психологии 15. Популярная психология: Хрестоматия / Сост. В.В.Мироненко. - М., 1990 16. Психологические тесты. Составление, подготовка, библиография. - М., 1996 17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2-х кн.: - М., 2002. - Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста 18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000 19. Способности и склонности. Комплексные исследования. - М., 1989 20. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов на/Дону, 2000 21. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология: 100 экзаменационных ответов. - М., 2003 22. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. - Т. 1. - М., 1985 23. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. - М., 1988 24. Шадриков В.Д. Деятельность и способности.- М., 1994 25. . Шадриков В.Д. Способности человека. - СПб., 1997 Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru