Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
"Проблема развития в психологии и философии" ец322422 ID работы - 678888 психология (курсовая работа) количество страниц - 39 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ 1.1. Сущность понятия "развитие" в психологии 1.2. Развитие психики и развитие личности. Проблема ведущей деятельности. 1.3. Специфика психического развития 1.4. Теории развития в психологии 1.5. Развитие психики в филогенезе 1.6. Проблема соотношения биологического и социального в развитии. ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ 2.1. Сущность понятия "развитие" в философии 2.2. Теоретический анализ понятия "развитие" в философии ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ: В психологических словарях термин "развитие" трактуется следующим образом. "Развитие" определяется как закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики характеризуется необратимым характером изменений, направленностью (т.е. способностью к накапливанию изменений, "надстраиванию" новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером ([10], стр. 294). В другом словаре "развитие" трактуется как последовательные (прогрессирующие или регрессирующие), в целом необратимые количественные и качественные изменения психики; при этом старые структуры входят в новые, претерпевая изменения и реорганизацию ([9], стр. 386). Л.И.Анцыферовой "развитие" определяется как возникновение качественно новых образований, переход психологической системы на новый уровень функционирования [4]. По Л.И.Божович "развитие" есть возникновение системных психологических новообразований. Б.Г.Ананьев представляет "развитие" как последовательную смену моментов становления, эволюции и инволюции; каждое из этих изменений имеет количественную характеристику продолжительности (метрологическую), качественную (однонаправленность, одномерность), типологическую [3]. В философских словарях "развитие" трактуется как качественные, в основном, необратимые, направленные изменения системы. Направленность изменений может иметь следующие векторы: прогрессивный, регрессивный и горизонтальный. Пример последнего - качественные изменения в химии, в таблице Д.И.Менделеева, где изменения развертываются на одном горизонтально-структурном уровне организации материи. Развитие может иметь различные формы: прямолинейную, лестнично-поступательную, ломаную, волнообразную, спиралевидную и др. ([2], стр. 256). Развитие в философии понимается также как закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений. Обратимые изменения характерны для процессов функционирования (т.е. циклического воспроизведения постоянной системы связей и отношений); при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, что лишает процесс свойственной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии; отсутствие закономерностей характеризует случайные изменения катастрофического типа ([12], стр. 400). Таким образом, обобщая психологическое и философское понимание развития, можно сказать, что развитие есть процесс качественных изменений, характеризующихся необратимостью, многомерностью, направленностью и возникновением качественно новых образований. В рамках данной работы автором предпринята попытка теоретически проанализировать понятие "развитие" с точки зрения психологии и философии, осознать сущность и содержание этого понятия. Исследования в области психологии и философии развития представляют сферу профессиональных интересов автора, что является побуждающей основой для написания данной работы. ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ 1.1. Сущность понятия "развитие" в психологии Принцип развития имеет важнейшее значение для конструирования психологии как науки, ориентированной на изучение объективных закономерностей личности человека и его психики. Развитие психики реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 2. Краткий философский словарь. Под ред. Алексеева А.П. М.; Проспект., 1997 3. Маркова А.К. Закономерности возрастного развития. // Советская педагогика. №9, 1988. 4. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии. М., 1978 5. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.; Наука, 1987); Моисеев Н.Н. Модели экологии и эволюции. М.; 1983. 6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.; Тривола, 1995 7. Пауль Б. Балтес. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. Том 15, №1, 1994. 8. Петровский А.В., М.Г.Ярошевский. Основы теоретической психологии. - М.; Инфра-М, 1998. 9. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова и др. М.; 1983. 10. Психология. Словарь / Под общ. ред. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru