Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Проблема достоверности личностных опросников ID работы - 626511 психология (курсовая работа) количество страниц - 30 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 I. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ ОПРОСНИКОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 6 1.1. Опросник личностный. Виды опросников 6 1.2. Описание психологического опросника 13 1.3. Выборки для психологической диагностики 14 1.4. Основные требования к психологическому опроснику 16 2. ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ МЕТОДА ЛИЧНОСТНЫХ ОПРОСОВ 17 2.1. Причины возможной недостоверности личностных опросников 17 2.2. Надежность тестирования и методы определения надежности опросника 20 2.3. Валидность психологического опросника 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30 ВВЕДЕНИЕ: В настоящее время психологическая диагностика (или психологическое тестирование - от англ. test - испытание, исследование) представляет собой научную дисциплину о методах классификации индивидов по присущих им психологическим признакам. Соответственно, основной задачей психодиагностики является разработка средств фиксации в упорядоченном виде психологических различий между индивидами. Необходимость измерения индивидуальных различий, прежде всего способностей человека, была осознана достаточно давно. Но собственно классическая теория тестирования начала формироваться лишь в конце ХIХ века, когда были усвены основные нормативы психологического эксперимента. В рамках классической теории тестирования сформировались базовые процедуры оценки качества разработанного психодиагностического инструмента. Утвердилось представление, что основными характеристиками эффективных психологических опросников должны быть следующие: использование шкал интервалов, дискриминативность, надежность, валидность и наличие нормативных данных, полученных на репрезентативной выборке. Одним из первых стал заниматься систематическим тестированием английский биолог Ф.Гальтон, который провел серию индивидуальных антропометрических и психологических измерений и разработал для них методы математической статистики, в том числе выдвинул идеи регрессионного и корреляционного анализа. В дальнейшем К.Пирсон и Ч.Спирмен разработали математический аппарат корреляционного, регрессионного и факторного анализа. В России основные стандарты использования статистических критериев в психодиагностике были утверждены в 1931 г. и с того времени постоянно совершенствуются. Первым шагом при конструировании той или иной психодиагностической методики, хотя это не всегда оказывается возможным, выступает формирование представления о самом признаке, на основании которого необходимо выявлять индивидуальные различия. При этом в самом общем виде можно констатировать, что наиболее существенным критерием для отбора подобных признаков в аспекте диагностики индивида выступает степень приобщения человека к современной культуре. Представления о признаке, на основании которого происходит дифференциация, могут обладать различной степенью операционализированности. Эта возможность операционализации напрямую зависит от имеющихся в наличие научных знаний: чем больше понятен механизм появления, функционирования и развития того или иного психологического качества, тем больше возможностей его количественного измерения. [17] Психодиагностика характеризуется широким спектром методических подходов. Многообразие этих подходов обусловливает существование различных систем классификации психодиагностического эксперимента в зависимости от выделяемых разными авторами значимых для классификации атрибутов (например, Мельников В. М., Ямпольский Л. Т., 1985; Общая психодиагностика, 1987; Пирьов Г. Д., 1985; Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1989). В настоящее время разработано множество различных видов тестов, которые различаются по заложенному в них содержанию ("что измеряется") и по особенностям формы ("как измеряется"). В зависимости от задач исследований различают две большие группы психометрических тестов: тесты достижений и личностные тесты. Так, кроме личностных опросников, основанных на самооценивании, разрабатываются ситуационные тесты, или тесты на выполнение работы, предполагающие объективную фиксацию поведения в реальных ситуациях, преимущественно в аспекте результативности деятельности. К таким тестам относятся, в частности: готовность принимать быстрые решения в процессе адаптации к темноте, эйдетическое воображение, внимательность при вычеркивании букв, критическую частоту мелькания, частоту тремора в критической ситуации, продолжительность смеха над шутками, скорость копирования изображения и пр. [5] [[18] Если говорить о психометрических личностных тестах, то за исключением ситуационных тестов, это - прежде всего опросники, которые служат для определения выраженности мотивации, интересов, эмоций, отношений индивида, а также особенностей его поведения в определенных ситуациях. И личностные структурные тесты, и тесты интересов или установок, и клинические тесты строятся одинаковым образом, на одном и том же прототипе, в качестве которого выступает психологический опросник, в котором каждая шкала (шкалы) образована несколькими пунктами. При этом в силу природы личностных свойств (прежде всего из-за их устойчивости и относительной независимости от конкретных ситуаций) труднее всего бывает установить валидность именно личностных опросников. Проблематичность использования личностных опросников связана, кроме того, с возможностью фальсификации ответов, а также со снижением достоверности из-за различной степени понимания испытуемым пунктов опросника и проявления различных его установок. Цель работы - рассмотреть проблему достоверности личностных опросников. Задачи - рассмотреть следующие вопросы: 1. Опросник личностный. Виды опросников 2. Описание психологического опросника 3. Выборки для психологической диагностики 4. Основные требования к психологическому опроснику 5. Причины возможной недостоверности личностных опросников 6. Надежность тестирования и методы определения надежности опросника 7. Валидность психологического опросника СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х. кн. М., 1982 2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989 3. Бююль А., Цёфель П. SPSS: Искусство обработки информации. М.: Академия, 2002 4. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Питер, 1994 5. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994 6. Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. № 2, 1997 7. Кондаков И.М. Экспериментальный анализ некоторых структурных особенностей профессиональных интересов // Психологическая наука и образование. 1997, № 2 8. Кондаков И.М. Опросник для диагностики устойчивых форм Я-внимания // Журнал практического психолога. 1997, № 4 9.Кондаков И.М. Самооценка компетентности в разрешении конфликтов // Психологический журнал. 1998, № 1 10. Кондаков И.М. Мониторинг образования: анализ ситуационно-специфического поведения учащихся // Журнал прикладной психологии. 2002, № 3 11. Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал, № 1, 1995 12. Крылов А.А., Ронгинская Т.И. Исследование личности с помощью модифицированной формы В опросника FPI // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. Изд-во ЛГУ, 1990, с. 51-60 13. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Наука, 1984 14. Купер К. Индивидуальные различия / Пер. с англ. Т.М.Марютиной под ред. И.В.Равич-Щербо. М.: Владос, 2004. 15. Личко А.Е., Иванов Н.Я. Об использовании ПДО для дифференциальной диагностики между психопатиями и акцентуациями характера // Патохарактерологические исследования у подростков. СПб.: Питер, 2003, с. 28-31 16. Логинова Г.П. Опросники в психологической диагностике личности // Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М.Гуревича. М.: Просвещение, 2004 с. 95-107 17. Марцинковская Т.Д. История психологии. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Академия, 2003. 18. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Академия, 2005 19. Осберн Х. Профессиональный отбор // Человеческий фактор. В 6-ти тт. Т. 3. Моделирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов. М.: Наука, 1991, с. 237-300 20. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Наука, 1992 21. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980 22. Стивенс С. Экспериментальная психология. В 2-х т. Т. 1. М.: Нука, 1960; Т 2. М.: Наука, 1963. 23. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х т. Т.1. М.: Владос, 2003. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru