www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Проблема адаптации ребенка в творческом коллективе (кружок, студия, музыкальная школа)


ID работы - 752282
психология (курсовая работа)
количество страниц - 29
год сдачи - 2003



СОДЕРЖАНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….……….…….....3
ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ АДАПТАЦИЮ
ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ……..…..….………..8
1.1. Содержание и показатели адаптации личности..….………8
1.2. Мотивация взаимодействия в коллективе…….…………..12
ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ……………….…….18
2.1. Общение как фактор организации ребят в
коллективе……………………..………….…..….….……......…18
2.2. Роль педагогического общения в адаптации
ребенка в коллективе….…….………………………....……......21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….….….………………25
БИБЛИОГРАФИЯ………………………….….…….………….……..27









ВВЕДЕНИЕ:



Актуальность темы
Одним из основных вопросов современного цивилизованного общества является процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, которая одновременно составляет важнейший компонент качества жизни.
Проблема социально-психологической адаптации ребенка в коллективе сегодня стоит достаточно остро. Психологическая готовность имеет много вариантов. Но главную роль играет личностная готовность к обучению, т.е. у ребенка сформирована тенденция к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Интеллектуальная готовность - это устойчивые умственные способности ребенка, позволяющие ему активно включаться в совместную деятельность. Эмоционально-волевая активность -
это основа быстрой адаптации его к новым условиям. У детей с сформированной волевой активностью мотив достижения целей имеет особое значение.
Адаптация - (от лат. "приспособление") возникла в биологии для обозначения приспособления, строения и функции организмов к условия существования и привыкания к ним.
Социальная адаптация - вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания участников.
Процесс адаптации личности обеспечивается совокупностью многих факторов и условий. Поскольку адаптированность ребенка серьезно влияет на результат его деятельности, взаимоотношения в коллективе, семье и других социальных сообществах, необходимо изучение содержания и показателей этого процесса.
Понятие "адаптированная личность" и "адаптированное состояние" неотождествимы. Адаптированная личность - это личность, находящаяся вовсе не всегда, но преимущественно в адаптированном состоянии и обладающая высокоразвитыми способностями и умениями к выходу из дезадаптированного состояния, "снятию" дезаптогенных фактов.
В последние годы проблема адаптации стала предметом более пристального внимания (например, "Азбука общения" Л.М. Щипицина раздел "ребенок входит в мир социальных отношений", Т.Н. Бабаевой в программе "Детство"). Однако проблема подготовки ребенка к жизни в "мире людей" чрезвычайно сложна и многогранна.
Творческая жизнь, участие в деятельности коллектива является одной из областей, в которой приобретается и формируется такое умение, как личное подчинять общественному, работать совместно. Ребенок, а затем и подросток привыкает учитывать интересы общего дела, целого коллектива, так и всего клуба, школы.
Творчество личности выступает как проявление ее способностей и дарований. Именно в творчестве раскладываются существенные силы и активность личности. Каждому человеку в той или иной степени присуща способность к творчеству, однако, раскрывается и развивается она не одинаково, поскольку для ее реализации необходимы определенные социальные условия, наличие определенных знаний, свойств и качеств личности.
Творческая деятельность является в основном интеллектуально развивающей человека формой активности, а общение - видом активности, главным образом формирующей и развивающей его как личность. И деятельность, и общение следует рассматривать как взаимосвязь стороны развивающей человека социальной активность.
Разработанность проблемы. Философские аспекты проблемы социальной адаптации затрагиваются в современной литературе с позиции формирования целостной личности, взаимодействие ее со специфической средой (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.С. Мансуров, С.Л. Рубенштейн и другие).
В работе Г.А. Гусева посвященной социальной адаптации и педагогической реабилитации несовершеннолетних, содержится важный вывод об отношении фундаментальной науки к адаптации как к живому общечеловеческому процессу, который содержит элементы, характеризующие развитие личности.
Работа А.Л. Венгера и В.С. Ротенберга посвящена изучению личностных особенностей, определяющих реакцию старшеклассников на изменение их социального окружения и условий жизни. Старший возраст особо важен для становления личности, самоопределения и выбора своего жизненного пути.
Во многих регионах Российской Федерации продолжает развиваться психологическая служба образования, активно способствующая предупреж-дению школьной дезадаптации и оказанию своевременной помощи детям с проблемами в обучении и поведении.
Все большее значение приобретает в настоящее время центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам, оказывающие высококвалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям, образовательным учреждениям.
Большими возможностями в работе по определению подростковой дезадаптации располагают учреждения дополнительного образования, предоставляющие условия для самореализации, социальной адаптации и реабилитации личности ребенка в процессе индивидуальной и групповой творческой деятельности.
Одним из основных препятствий, затрудняющих работу по преодолению причин и последствий школьно дезадаптации, является отсутствие единой государственной системы защиты прав детей и подростков, профилактики их безнадзорности и правонарушений, обеспечивающие межведомственное взаимодействие в решении проблем несовершеннолетних, как на федеральном, так и на региональных условиях.
В.А. Сухомлинский большое внимание уделял общению ребенка в коллективе. Проблему общения он называл самой неискоренимой и самой человечной. В.А. Сухомлинский писал, что там, где нет ее культивирования, никакими хитроумными организованными зависимостями, никаким подчинением и руководством невозможно возместить убогости воспитания. На необходимость изучения проблемы общения впервые обратил внимание К. Маркс. Взаимодействуя с другими индивидами, отмечал он, ребенок, "смотрится, словно в зеркало другого ребенка" и в соответствии со своим восприятием этого "духовного Я" корректирует свою деятельность и поведение. Взяв за основу идеи К. Маркса, Л.С. Выгодский доказал, что знаки (слово, жесты и т.д.) являются средством организации деятельности.
Актуальность, практическая значимость и недостаточная изученность проблемы социальной адаптации, общение детей в коллективе определили выбор ее в качестве проблемы исследования курсовой работы.
Объектом исследования являются дети, посещающие творческий коллектив.
Предмет исследования - исследовать факторы, влияющие на адаптацию, общение личности в развитии творческого коллектива.
Цель исследования - разработать социально-педагогические приемы повышения влияния совместной деятельности, адаптации, общения на развитие творческого коллектива.
Для достижении указанной цели были намечены следующие задачи:
- определить содержание и показатели адаптации личности;
- проанализировать общение как фактор организации ребят в коллективе;
- изучить мотивы общения подростков;
- изучить характер межличностных отношений и обосновать роль руково-дителя в их становлении и гармоническом развитии.
Исходя из целей и задач исследования сформулирована гипотеза, которая выразилась в следующем: в числе важнейших факторов, влияющих на адаптацию ребенка в коллективе, является педагогически выстроенный процесс общения.
Эмпирической базой исследования является подростковый клуб "Олимп".
Методологическую основу исследования предопределили особенности адаптации, общения личности в детском коллективе.
В качестве информационного обеспечения были использованы научные труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам адаптации, общения личности в детском коллективе (материалы А.Л. Венгера, Л.С. Выгодского).
Основными методами изучения адаптации стали: синтез, наблюдение, описательный.
Научная новизна:
- выявление содержания и показателей адаптации личности;
- выявление особенности общения как фактора организации ребят;
- проанализированы мотивы общения подростков;
- проанализирован характер межличностных отношений и роль руководителя в развитии творческой деятельности
Практическая значимость. Полученные в ходе исследования резуль-таты можно использовать в создании методики руководства совместной деятельностью в творческом коллективе, дающие возможность сформировать его участников как субъекта активной деятельности.
На защиту выносятся:
1. Процесс адаптации личности является сложным социальным явлением.
2. В процесс становления и гармонического развития межличностных отношений в детском коллективе необходима методика работы руководителя, влияющая на умения внести в деятельность участников коллектива педагогическую целесообразность.
Структура курсовой работы состоит из: введения, 2 глав, каждая глава состоит из 2 параграфов, заключения, библиографии.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации. Начальная школа. - 1999. - №1. - с.23-26. 2. Александрова Э.М. Критерии социально-психологической адаптации детей в школе. Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. Под редакцией Сердюковской Г.Н., Громбаха С.М. - 1983. - с.32-39. 3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. Москва - 1989. с.43-51. 4. Вицтлак Герхард. Брандербургская модель школьной адаптации. Мип психологии. - 1998. - №1. - с.19-26. 5. Вапилова С.Ф. Организационно-педагогические основы формирования социально-психологической самозащиты подростков в социо-культурной сфере. Автореферат диссертации кандидата педагоги-ческих наук. Московский государственный университет Культуры и Искусств. - Москва - 2000. - 21 с. 6. Галагузова М.А. Социальная педагогика. -Москва. - Владос. - 2000. - с.95-99. 7. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - Москва . - МГУ. - 1987. - с.57-65. 8. Елсуков А.Н. Шульга К.В. Социологический словарь. - Минск. -1991. - с.35, 72. 9. Задоя Т.Г. Деятельность педагога в период адаптации. Начальная школа. - 1997. - №12. - с.57-60. 10. Зайнышева И.В. Технология социальной работы. - Москва. - 2000. - с.51-52. 11. Зотова О.И., Кряжева И.К. Содержание и показатели адаптации личности. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности. 12. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск. - 1976. - с.116-117. 13. Косова М.Г. Творческая деятельность - основа воспитания личности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Москва. - МГИК. - 1969. - 15 с. 14. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. Коллектив, личность, общение. Словарь социально-психологических понятий. - Лениздат. - 1987. - с.15, 32. 15. Матвеева З.И. Психолого-педагогическая работа с "трудными" подростками. Открытая школа. - 1997. - №3. - с.33-38. 16. Матвеева О.А., Львова Е.А. Модель коррекционно-развивающей работы с детьми 6-12 лет по проблемам школьной дезадаптации. Журнал практического психолога. - 1997. - №3. - с.47-64. 17. Молонов Г.Ц. О школе социальной адаптации для детей-инвалидов. Социальная педагогика. - Улан-Удэ. - с.186-191. 18. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. Коллектив, общение, личность. - Москва. - 1983. - с.27-35. 19. Осипов Г.В. Социальный энциклопедический словарь. - 1998. - с.218-306. 20. Пихлак М.П. Педагогические условия реализации социализирующих функций общения в досуговых объединениях: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. - Москва. - 2000. - 24 с. 21. Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. - Москва - Белгород. - 1995. - с.36-40. 22. Петровский А.В. Социальная психология. - Москва. - Просвещение. - 1987. - с.33, 65, 113. 23. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности. Вестник СПбГУ. - Серия 6 - 1995. - Выпуск 3. - №20. - с.74-79. 24. Рыбинский Е.М., Кузнецова Л.В., Несмеянова М.И. Государственная социальная политика в интересах детей. Социологические исследования. - 1998. - "12. - с.29-32. 25. Семенова В.Е., Кузьмина Е.С. Коллектив, личность, общение. Словарь социально-психологических понятий. - Лениздат. - 1987. - с.28, 39, 105. 26. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Азбука социальной психологии. Социально-психологический журнал. - 1995. - №1. - с.117-129. 27. Станкин М.И. Экология общения. Физическая культура в школе. - 1994. - №2. - с.44-47. 28. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. Учебное пособие. - Москва. - 1991. - с.84-89. 29. Титова И.М. Педагогическое общение как основа развивающего обучения. - Химия в школе. - 1996. - №5. - с.47-52. 30. Терминологический словарь. Психология человека. - Улан-Удэ. - 1993. - с. 14, 42. 31. Ханжикова Е.В. Культура общения. Основы социальной работы. - Москва. - 2001. - с. 91. 32. Холостова Е.И. Словарь-справочник по социальной работе. - Москва. - 1997. - с.21, 36, 56. 33. Шаронин Ю., Безюлева Г. Психолого-педагогические предпосылки развития творческой активности учащихся в условиях непрерывного образования. - Школа. - 1997. - №2. - с.17-23.
Цена: 750.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru