Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Принятие решений в семье ID работы - 606632 психология (дипломная работа) количество страниц - 77 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание: Введение 3 Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ 7 1.1. Проблемы принятия решения в психологии и физиологии 7 1.2. Уровни и этапы принятия решения 11 1.3. Психологический механизм принятия решения 17 Выводы по главе 28 Глава 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ И АКТИВНОСТИ 30 2.1 Влияние мотивации и воли на принятие решения 30 2.2 Взаимосвязь активности и мотивации в семейных отношениях 40 Выводы по главе 44 Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ В ПАРЕ (ДВИАДЕ) 45 3.1 Постановка проблемы и методика исследования 45 3.1.1 Задачи и методы исследования 45 3.1.2 Экспериментальная выборка 46 3.2. Результаты исследования 52 Список литературы 62 Приложение № 1. 65 Приложение № 2 67 Диалоги в группах с результативным принятием решения 67 Диалоги в группах с отсутствием принятия решения 71 Приложение № 3 73 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Искусство принятия наилучших решений, основанное на опыте и интуи-ции, является сущностью любой сферы человеческой деятельности. Принятие решения является центральным процессом на всех уровнях переработки ин-формации человеком, группами людей, системами "человек-машина". Естест-венно, что эта сложная комплексная проблема включает различные аспекты: физиологический, психологический, кибернетический и другие. Одной из характерных тенденций современного этапа развития науки является формирование новых направлений, объединяющих различные (ино-гда, казалось бы, далекие друг от друга по своему предмету и методам иссле-дования) области научного знания. Именно к таким направлениям принадле-жат исследования, относящиеся к проблеме принятия решений. Возникнув как научно-практическая проблема в связи с нуждами по-строения и оптимизации автоматизированных систем управления в различных сферах народного хозяйства (промышленность, транспорт, строительство) и рассматриваемая первоначально лишь как раздел общей теории управления, проблема принятия решения постепенно приобрела самостоятельное значение. Это повлекло за собой выделение и разработку разных уровней и аспектов принятия решения – психофизиологических, технических, кибернетических, социологических и т.д. Заинтересованность представителей различных областей научного зна-ния в разработке теории принятия решения, с одной стороны, создает опреде-ленные трудности, так как в каждой науке формируются свои специфические подходы к проблеме, используются различные языки, понятийные аппараты и методы исследования. С другой стороны, объединение в рамках общей теории представителей разных наук создает особенно благоприятные условия для плодотворных научных исследований. Существует ряд общих вопросов, требующих совместных исследований специалистами разных профилей. 1. Прежде всего, необходимо определить само понятие "принятие решения", поскольку специалисты разных профилей вкладывают в этот термин раз-ный смысл. Дело осложняется еще тем, что область явлений, о которых можно говорить как о принятии решения, еще не определена достаточно строго. 2. Очень важно определить те специфические аспекты проблемы принятия решения, которые должны разрабатываться отдельными специальными науками, и взаимоотношения между этими аспектами. 3. Общее и принципиальное значение имеет комплекс вопросов, который от-носится к механизмам принятия решения в деятельности человека и в био-логических системах. 4. Вопрос, имеющий общее значение, – вопрос о том, насколько полно можно формализовать процесс принятия решения и какими языками целесообраз-но при этом пользоваться. 5. В связи с прикладными аспектами проблемы принятия решения важное значение приобретает вопрос о взаимодействии человека и информацион-но-логических машин в процессах принятия решения. Данные, накопленные нейрофизиологией (и биологией в целом), а также психологией и психофизиологией в этом направлении, являются весьма полез-ными для разработки принципиальных аспектов данной проблемы. Изучение поведения биологических систем и целенаправленной деятельности человека должно быть основной линией в разработке проблемы принятия решения. Психологические аспекты проблемы связаны главным образом с анализом ро-ли и места процессов принятия решения в системе целенаправленной созна-тельной деятельности человека. Столь же существенная роль принадлежит ис-следованиям коллективных решений, процессов и механизмов принятия реше-ний группами и микрогруппами людей, объединенных совместной деятельно-стью. Актуальность данной работы заключается в том, что исследование семьи провидится на основе социологического подхода к семейным отношениям. В то же время исследование уровня активности определяется конфигурациям ролевых взаимодействий. Социальная структура в процессе модернизации из-меняет социальные роли и взаимосвязи между ними, что затрагивает и семей-ные роли. Микросоциология семьи фиксирует динамику межличностных от-ношений в семье, обусловленную трансформацией семейных ролей. В отличие от психологии, сосредоточенной в основном на анализе эмоциональных отно-шений семьи в контексте стабильности семьи, социология семьи сфокусирова-на на ролевой структуре и на ее взаимодействии с системой межличностных контактов. Мнения ученых относительно классификации уровней, типов и этапов принятия решения не совпадают, что приводит к большому их количеству и разнообразным способам выделения и объединения. Цель исследования: выявить уровни активности в принятии решения и их соотношение в ситуации общения в семейной паре в процессе решения за-дачи, связанной с семейным бюджетом. Все это и позволило сформулировать следующую рабочую гипотезу ис-следования: продуктивное решение будет принято в том случае, если уровень активности членов пары в процессе принятия решения различен. Объект исследования: процесс принятия решения в ситуации общения в малой группе. Предмет исследования: изучение уровней и этапов принятия решения двиадой (семейной парой) Задачи: 1) Изучить литературу по теме исследования; 2) Провести теоретический обзор научной литературы по изучаемой пробле-ме; 3) Провести наблюдение за процессом принятия решения в семейной паре (двиаде); 4) Выявить уровни и этапы принятия решения в ситуации общения в семейной паре; 5) Выделить ситуационные модели, возникающие в процессе принятия реше-ния семейными парами; 6) Изучить особенности мотивационной сферы студентов, входящих в семей-ные пары; 7) Провести сравнительный анализ полученных данных. Для решения поставленных задач необходимо с использовать следую-щие методы исследования: • теоретическое исследование – изучение и анализ психологической и специ-альной литературы по проблеме принятия решения; • наблюдение за процессом принятия решения; • протоколирование проявления взаимодействий в процессе совместной дея-тельности (решения задачи); • тестирование. Практическая значимость исследования заключается в определении уровня активности членов семейной пары в процессе принятия решения в сис-теме целенаправленной сознательной деятельности и возможности использо-вания результатов исследования в работе психолога-консультанта с семейны-ми парами. Результаты данного исследования могут быть применены в работе семейных психологических консультаций для повышения уровня профессио-нальной деятельности. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аритова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания.// Вестник МГУ сер. Психология. 1998, № 4. 2. Алексеева М.И. Мотивация учения студентов и удовлетворенность выбором вузом.//Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. Москва, Одесса. 1986. 3. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1999. 4. Анохин П. К. Принятие решения в психологии. М., 1974 5. Антонов А.И, Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье / Психология семьи // под ред. Райгородского Д.Я. – Самара, 2002 6. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. 7. Божович М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1976. 8. Брунер Дж. Торжество разнообразия: Пиаже и Выготский//Вопросы психологии. 2001, № 4. 9. Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации.// Вестник МГУ. Психология. сер 14. 1998, № 2. 10. Выготский Л.С. Педология школьного воз¬раста // Выготский Л.С. М. 1996. 11. Данилова Н.Н. Психофизиология. М., 1998. 12. Донцов А. И. Дубовская Е. М., Улановская И. М. Разработка критериев анализа совместной деятельности//Вопросы психологии.1998, № 2. 13. Донцов И.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов// Вопросы психологии. 1999, № 2. 14. Забродин Ю.М. Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности// Вопросы психологии. 1989, № 6. 15. Ильин Е.И. Мотивы и мотивация – СПб., 2000 16. Имедадзе И.В. Ситуативное развитие мотивации и установка // Вопросы психологии. 1989. №5. 17. Кини Р.Л.Теория принятия решений.//Исследование операций. М., 1981. 18. Кондэ Г.М. Развитие и совеpшенствование служб упpавления. М., 1998. 19. Кроник А., Кроник Е. Событийные группы / Психология семьи // под ред. Райгородского Д.Я. – Самара, 2002 20. Кудрявцев В. Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе.//Вопросы психологии. 2001, № 4 21. Курчиков Л. Н. Неопределенность и определенность. М., 1972 22. Лаpичев О.И. Hаука и искусство пpинятия pешений. М., 1999. 23. Леонтьев А.Н. Личность, деятельность, сознание. М., 1975. 24. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. 25. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психо¬логии // Психол. журн. 1981. Т. 2. № 5. 26. Маркова А.К., Орлов А.Б., Л.М. Фридман. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1989, № 1. 27. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 1997. 28. Мышление: деятельность, процесс, общение. М.: Наука, 1982 29. Обозов Н.Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной дея¬тельности // Проблема общения в психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1981. 30. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. М., 2000. 31. Психология: Словарь/Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. 1990. 32. Психология и педагогика. Под ред. А. А. Радугина М., 1996 33. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1996. 34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. 35. Симонов П.В. Созидающий мозг. М., 1993. 36. Совместная деятельность: методология, тео¬рия, практика / Под ред. А.Л. Журавлева и др. М.: Наука, 1988. 37. Степанский В. И.Влияние мотивации достижения успеха и избегание неудачи на регуляцию деятельности. 38. Теория личности в западноевропейской и американской психологии. / Ред. и составители Райгородский. Хрестоматия. М., 1996. 39. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-пси¬хо¬ло¬гических фе¬номенов // Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1977 40. Хеккаузен. Мотивация деятельности в 2 т. М., 1986. 41. Шевандрин Н.И., Коваленко И.В. Мотивация. Детский психолог. 1995 . №7. 42. Шалионов Г.М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте. Автореферат. С-Пб. 1997. 43. Щербо Н.П. Особенности индивидуального и группового решения задач в условиях совме¬стной деятельности // Вопр. психол. 1984, № 2. 44. Юпитова А.В., Зотова А.А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов. Социс. 1997 г. № 3. 45. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969 46. Якунин В.А. Педагогическая психология. С-Пб. 1998. 47. Яноушек Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности // Вопр. психол. 1982. № 6. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru