Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Преподование психологии при повышении квалификации ID работы - 606630 психология (дипломная работа) количество страниц - 84 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание: Введение 3 Глава 1. Методика преподавания психологии в системе повышения квалификации 8 1.1. Структура и формы повышения квалификации 8 1.2. Предмет методики преподавания психологии, ее содержание, задачи и функции 14 Глава 2. Методики преподавания психологии в процессе повышения квалификации 18 2.1. Методологические основы методики преподавания психологии 18 2.2. Мировоззренческие основы методики преподавания психологии 29 2.3. Связь психологии с практикой и методика преподавания 41 2.4. Логические аспекты методики преподавания психологии 44 2.5. Психологические аспекты методики преподавания психологии 54 Глава 3. Особенности преподавания психологии при повышении квалификации 60 3.1. Использование особенностей внимания обучающихся для повышения результативность процессе обучения 60 3.2. Построение программы дополнительного обучения 66 3.3. Особенности методик подачи учебного материала студентам 69 3.4. Психологические особенности речи преподавателя 76 Заключение 80 Список литературы 82 ВВЕДЕНИЕ: Введение Новизна данного исследования заключается в том, что на современном этапе общественного развития возрастают требования к образованию и дея-тельности учителя, усложняются его функции. В современной школе может успешно обучать и воспитывать такой учитель, который обладает высокой социально-политической активностью, широкой общей и профессиональной культурой, педагогическим мастерством. Выполняя образовательно-вос¬пи¬та¬тель¬ную функцию, учитель формирует нового человека, вооружает подрас-тающее поколение современными научными знаниями и опытом. Вместе с тем он не только передатчик накопления богатств человеческой культуры. Актуальность работы определяется возрастающей социальной ролью учителя: он не только выполняет образовательно-воспитательные функции, но и занимает активную социальную позицию. Она проявляется в осознании высокого общественного значения своей образовательно-воспитательной деятельности, в организации широких связей между школьными и внешко-льными факторами, воздействующими на учащихся; в политике и научно-просветительной работе со взрослыми (родителями учащихся, населением микрорайона школы), в общественной работе. Все это значительно повышает требования к личности учителя, его нравственному авторитету, психолого-педагогической культуре. Объяснение этим фактам можно найти в исследованиях, посвященных проблемам подготовки студентов педагогических вузов. В них отмечается, что стержневой направленностью педагогического образования является ориентация на формирование учителей-предметников. В некоторых исследованиях, посвященных изучению особенностей профессиональной деятельности учителей, выделены эти трудности. На пер-вом месте – неумение планировать и осуществлять воспитательную работу с учащимися: преодолевать недисциплинированность детей, неумение рабо-тать с "трудными" учащимися, оказывать помощь в работе комсомольской и пионерской организациями, затруднения в организации вечеров, собраний, диспутов и т.д. Второе место занимают трудности дидактического характера: неумения хорошо подготовить и эффективно провести урок, гибко владеть своей речью, контролировать себя и работу всех учащихся на уроке, осуще-ствлять дифференцированный подход и др. На третьем месте - коммуника-тивные трудности: неумение устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися, родителями, педагогическим коллективом. Молодые учителя не-редко отмечают неуверенность в своих силах, разочарование в педагогиче-ской профессии. Таким образом, на первый план выдвигается основная проблема данно-го исследования, связанная с недостатком психолого-педагогических знаний и соответствующих общепедагогических умений. Затруднения, вызываемые недостатком знании по преподаваемому предмету, как показывает опрос мо-лодых учителей, встречаются сравнительно реже. Однако существующее противоречие между растущими общественны-ми требованиями к личности и образовательно-воспитательной деятельности учителя, с одной стороны, и готовностью учителя отвечать на эти требова-ния, с другой, не является абсолютным, непреодолимым. Работая над собой, обогащая свои знания и развивая профессиональные качества в процессе по-вышения квалификации и непрерывного самообразования, учитель может приводить свою подготовку в соответствие с постоянно растущими требова-ниями общества. Проблемность исследования проявляется в том, чтобы сделать этот процесс более целенаправленным, необходимо совершенствовать содержа-ние курсовой подготовки учителей в ИУУ. Учебно-тематические планы кур-сов должны строиться с учетом реальных трудностей в работе учителей и объективных потребностей в повышении их квалификации. В настоящее время на первый план выступает потребность в психолого-педагогических знаниях и в более глубоком изучении возрастных индивидуальных особенно-стей учащихся, основных вопросов теории воспитания и методики воспита-тельной работы, современных требований к обучению и развитию учащихся. Целью исследования принимая во внимание новые задачи, стоящие пе-ред школой, запросы и потребности учителей, является анализ содержания психолого-педагогической подготовки учителей на курсах в ИУУ и анализ программ направленных на изучение вопросов воспитания учащихся. План предусматривает определенную последовательность в изучении тем. Она определяется логикой междисциплинарных связей самих наук: сна-чала учителя знакомятся с основными особенностями анатомо-физиологического развития школьников разного возраста. Эти особенности являются материальной основой психического развития и учебной работо-способности детей и подростков, затеи изучаются возрастные психологиче-ские и социально-психологические особенности учащихся, взаимосвязь обу-чения и развития школьников. Темы по психологии служат фундаментом для изучения актуальных вопросов дидактики, теории воспитания и методики воспитательной работы. В заключение раздела даются две школоведческие темы, наиболее актуальные для успешной работы каждого учителя, незави-симо от того, какой предмет он преподает: научная организация труда самого учителя и охрана жизни и здоровья учащихся. Все эти сведения необходимы каждому учителю и как преподавателю определенного предмета, заинтересованному в высоком качестве усвоения учебного материала и развитии способностей учащихся, и как классному ру-ководителю, охраняющему здоровье детей и воспитывающему у них умения и навыки самостоятельной учебной работы, способность к самоорганизации и самоконтролю, положительное отношение к учению. В учебном плане на темы по психологии слушателям можно дать све-дения о современном состоянии наиболее значимых психологических про-блем, имеющих как методологическое, так и практическое значение для по-вышения научного уровня обучения и воспитания детей. В решении этих задач большую роль должны сыграть как преподава-ние конкретных дисциплин, так и преподавание их конкретных методик. Между тем в настоящее время имеет место отставание методик препо-давания некоторых общественных наук, в том числе и методики преподава-ния психологии, от актуальных задач. В области психологических знаний это отставание проявляется еще и в том, что статьи методического характера, как правило, посвящены отдель-ным частным вопросам методики преподавания психологии. В какой-то мере пробел в разработке методики преподавания психоло-гии можно объяснить и тем, что некоторые преподаватели, а также админи-стративные лица недооценивают или весьма сдержанно относятся к необхо-димости вести серьезно, систематически методическую работу которая все-гда была органической и важной стороной учебного процесса. Возражения, которые приводятся против преподавания методик тех или иных конкретных дисциплин, чаще всего сводятся к тому, что каждый специалист, дескать, в состоянии самостоятельно овладеть методикой препо-давания своего предмета по мере того, как он приобретет индивидуальный педагогический опыт, необходимые знания и умения. Выдвигают возражения и другого рода. Замечают, например, что не следует регламентировать деятельность лектора определенными рамками, методами и формами преподавания, сковывая его инициативу, игнорируя индивидуальный стиль поведения, манеру держать себя в аудитории, осо-бенности речи, темперамента, характера, опыт. Методика преподавания любой учебной дисциплины требует серьезно-го научного подхода, глубокого теоретического обоснования. Только знание теоретических основ методики преподавания, умело сочетаемое с индивиду-ально-психилогическими особенностями личности самого преподавателя, может значительно повысить коэффициент полезного действия его труда. Несостоятельными являются также утверждения о том, будто методика преподавания любого учебного предмета вообще не является самостоятель-ной научной дисциплиной на том основании, что она, мол, представляет со-бой лишь свод педагогических и дидактических принципов, не имеет своего собственного предмета изучения, своего специфического содержания. Методика преподавания любой учебной дисциплины имеет свой объ-ект и предмет исследования, свое содержание и задачи. Объектом методики преподавания является учебный процесс по кон-кретной дисциплине. Методика преподавания является самостоятельной областью знания, которая имеет свой предмет изучения. Она исследует закономерности препо-давания и изучения той или иной науки. Предметы методики преподавания и дидактики не совпадают, хотя дидактика также изучает закономерности учебного процесса. В отличие от дидактики, которая изучает общие законо-мерности обучения, виды и формы обучения в несколько абстрактной форме, фиксируя внимание лишь на общих моментах, безотносительно к тому, как они будут проявляться в процессе преподавания того или иного учебного предмета, методика преподавания конкретной учебной дисциплины, напри-мер, психологии, исследует специфические закономерности учебного про-цесса, особенности видов и форм обучения по данной дисциплине. Вот по-чему методика преподавания выступает в качестве частной дидактики, част-ной теории обучения данной дисциплине. Специфические закономерности учебного процесса по конкретной дисциплине обусловлены содержанием этой дисциплины, вытекают из нее. Содержание учебной дисциплины всегда налагает свой отпечаток на методи-ку ее преподавания, благодаря чему данная методика будет отличаться от ме-тодики преподавания других учебных дисциплин. Каждая конкретная науч-ная дисциплина требует — в соответствии с ее содержанием — своих особых специфических приемов, форм преподавания и изучения материала, которые способствуют и более полному ее усвоению, и более отчетливому понима-нию как структуры пауки в целом, так и ее основных проблем. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Бадмаев Б.И. Методика преподавания психологии. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 304 с. 2. Боярчук В. К. Методика преподавания психологии в ВУЗе: Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 1982. 3. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. – М., 1989. 4. Вопросы повышения квалификации педагогических кадров в институтах усовершенствования учителей. / Под ред. А. В. Даринского. – Л., 1975. 5. Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. В.А. Крутецкого. – М., 1964. 6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. Т. 2. –М., 1982. 7. Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР. 1958.—№3.—С. 34. 8. Гальперин П.Я. О психологических основах программированного обучения // Новые исследования в пед. науках. — Вып. IV. — М., 1965. — С. 15. 9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Спб, 1997. 10. Григорьева М.Н., Парткал А. Использование социально-психологического тренинга в учебно-воспитательной работе со старшеклассниками // Вопросы психологии. – 1988. - №5. 11. Давыдов В.В. Учебная деятельность, состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. – 1991. - №6. 12. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Возрастная и педагогическая психология. — М., 1992. — С. 243-259. 13. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. – М., 1984. 14. Дифференцированный подход к повышению квалификации учителей гуманитарных предметов. / Под ред. Т. Г. Браже. – Л., 1988. 15. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987. 16. Емельянов Ю.Н. Активное социально-педагогическое обучение. – Л., 1985. 17. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. – Л., 1991. 18. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. – Л., 1983. 19. Жуков Ю.М. Петровская Л.А. Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – Киров, 1991. 20. Игровой метод в профориентации. – Пермь, 1989. 21. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1981. 22. Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для вузов. — М., 1997. 23. Кудрявцев Т.В., Матюшкин А. М. Проблемное и программированное обучение. — М., 1973. — С. 6-7. 24. Леонтьев А.Н. 0 некоторых психологических вопросах сознательности учения: Хрестоматия по педаг. психологии. — М., 1995. — С. 9-10. 25. Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М., 1974. — С. 3; 26. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. – М.Московский университет, 1989. 27. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М.: УРАО, 2000. – 128 с. 28. Махмутов М.И. Проблемное обучение. — М., 1975. — С. 124-125. 29. Мюнстербергер Г. Основы психотехники. — СПб., 1996. — С. 17). 30. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. – М., 1995. 31. О формировании способностей // Вопросы психологии. -1960.- № l. -C. 11. 32. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М., 1983. — С. 169. 33. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М., 1982. 34. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. – М., 1992. 35. Повышение квалификации педагогических кадров. / Под ред. А. В. Даринского. – Л.: НИИ ООВ, 1976. 36. Подольский А.И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность / Авт. предисл. П. Я. Гальперин. — М., 1987. — С. 3. 37. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Под ред. В. М. Николаенко. – М.: Инфра-М; Новосибирск: НГАЭ и У, 2000. 38. Пути оптимизации преподавания психолого-педагогических дисциплин в высшей школе. / Под ред. А. А. Миролюбова, И. И. Левиной, 1979. 39. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. 1958. — С. 14-15. 40. Система повышения квалификации педагогических кадров. / Под ред. А. В. Зевина. – М.: Просвещение, 1975. 41. Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М., 1991. 42. Теоретические основы совершенствования профессионального мастерства учителей гуманитарных дисциплин в системе повышения квалификации. / Под ред. Т. Г. Браже. – М.: АПК, 1988. 43. Тюков А.А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности // Игровое моделирование: методология и практика. – Новосибирск, 1987. 44. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: "внешние" и "внутренние" формы // Директор школы. – 1995. - №3. 45. Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. – М., 1985. 46. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996. – 97 с. 47. Якиманская И.С. О разработке школьной документации, отражающей личностное развитие ученика // Школа здоровья. – 1996. - №1. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru