Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Представление об агрессии в современной психологии ID работы - 614186 психология (контрольная работа) количество страниц - 21 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление Введение 2 1. Представление об агрессии в современной психологии 3 1.1. Понятие агрессии 3 1.2. Основные теории агрессии 7 1.3. Анализ методов исследования агрессивного поведения 13 Выводы 18 Библиография 20 ВВЕДЕНИЕ: Введение Актуальность темы. Проблема агрессии привлекает внимание разных специалистов: разрабатывается в современной психологии. Агрессия стала частью нашей жизни, характеризуется массовостью и высокой степенью интенсивности не только среди несовершеннолетних преступников, но и среди обычных подростков. В зарубежной психологии анализ проблем агрессии ведется психологами самых разных направлений: существует психоаналитическая трактовка агрессии, этологический подход, фрустрационная теория агрессии, поведенческий подход. В отечественной психологии изучение агрессии находится на начальном этапе. Отдельные вопросы психологии агрессивности изучали Левитов Н.Д., Фельдштейн Д.И., Антонян Ю.М., Личко А.Е., Реан А.А., Осницкий А.К., Семенюк Л.М., Румянцева Т.Г., Беличева С.А., Фурманов И.А., Можгинский Ю.Б., Ениколопов С.Н., Ольшанская Е.В., Кондрашенко В.Т., Миньковский Г.М., Невский И.А. и др. Несмотря на значительное число исследований по проблеме агрессии, ключевые вопросы, связанные с истоками агрессивности, остаются открытыми. Большинство исследователей агрессии считают, что агрессивность является свойством личности, как общественного существа. Поскольку личность есть продукт освоения индивидом культурного наследия человечества, то и агрессивность, как одно из её качеств является социально приобретенным. Особый интерес исследователей вызывает вопрос о детерминации агрессивности. Западными исследователями выделяются следующие факторы, способствующие становлению агрессивного поведения: семейное воспитание, общение со сверстниками, средства массовой информации. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы увеличилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста и его причин. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса о детерминации агрессивности. Исходя из этого, были определены цель и задачи исследования. Цель: провести сравнительный анализ теории агрессии в отечественной и зарубежной психологии. Задачи исследования: 1. Рассмотреть представления об агрессии в современной психологии. 2. Дать анализ исследований проявления агрессивного поведения. 3. Сформулировать выводы по работе. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. 1. Представление об агрессии в современной психологии 1.1. Понятие агрессии При анализе психологической и педагогической литературы, посвященной агрессии и агрессивности, первый спорный вопрос, с которым приходится сталкиваться,- это определение самих понятий. Отмечается многообразие их значений у различных авторов. Проблема изучения агрессии и агрессивности усложняется наличием различных форм проявления агрессии, а также тем, что данной проблемой занимаются специалисты многих областей науки, поскольку агрессия относится к тому классу комплексных явлений, изучение которых возможно только при интеграции усилий целого ряда научных дисциплин, как естественных, так и социальных. Психологическая наука играет интегрирующую роль в исследовании агрессии и агрессивного поведения. Разобщенность мнений по поводу определения основного понятия проявляется в разделении агрессии и агрессивности. Если обратиться к психологическому словарю, то здесь можно найти два определения: - агрессия - индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы; - агрессивность — устойчивая черта личности - готовность к поведению агрессивному [1]. Действительно, многие исследователи дифференцируют понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию. Агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной системы психических свойств человека. Другие исследователи объединяют понятия агрессии и агрессивности. Р. Крачфилд и Н. Ливсон (1982) дают два определения агрессии. Первое из них основано на оценке поведения: агрессия — это любой вид поведения, приносящий вред другому. Второе базируется на понятии намерения: агрессия - это любое действие, имеющее целью причинение вреда другому. [10] При расширенной трактовке агрессия понимается как проявление активности, охватывающее практически все формы поведения. Такая точка зрения отражена в исследованиях С. Розенцвейга. «Агрессия - это наступление, движение вперед или против чего-либо с целью поддержать выживание, а значит, преодолеть препятствия, которые имеют место между этой конечной целью и любым неустойчивым положением дел» [22]. Л. Бендер говорит об агрессии как о тенденции приближения к объекту или удалению от него, а Ф. Аллан описывает ее как внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним условиям [22]. В более узком смысле под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу. Так, А. Басе (1990) считает, что агрессия - любое поведение, содержащее угрозу или наносящее вред другим. Л. Берковиц и С. Фешбах (1995) делают акцент на намерении нанести вред или обиду, иначе под эту категорию подпадают некоторые действия, не являющиеся по сути агрессивными. Дж. Каган (1992) поддерживает эту точку зрения, считая, что невозможно изучение агрессивного поведения без учета мотивационного компонента. Д. Зилманн (1990), определяя агрессию, ограничивает ее нанесением другим телесных, физических повреждений. X. Хекхаузен (1986) считает агрессией намеренные действия с целью приченения вреда, причем возможны и такие случаи агрессии, которые возникают не как реакция на фрустрацию, а «самопроизвольно» из желания воспрепятствовать, навредить кому-либо, кого-либо оскорбить. [29] Согласно данным определениям, агрессия затрагивает только живые существа. Э. Фромм (1994) определяет агрессию более широко и считает, что агрессивными могут считаться действия, причиняющие вред не только живому существу. Р. Бэрон и Д. Ричардсон (1999) считают, что в отношении неживых объектов действия, сходные с агрессивными, можно рассматривать как эмоциональные и экспрессивные, но не являющиеся примером агрессивного поведения. В своей исследовательской работе с ними соглашается Е. В. Куприянчук (1998), определяя агрессию как поведение, затрагивающее только область субъектно-субъектных отношений, даже если ущерб наносится через разрушение неживого объекта. Е. В. Куприянчук отмечает также, что жестокость - особое качество агрессии - явление чисто социальное и присуще только человеку. [7] Но, как правило, агрессия ассоциируется в нашем сознании либо с негативными чувствами, эмоциями (например, ненавистью, злостью), либо с определенными мотивами, либо с негативными установками (например, расовыми предрассудками). Действительно, нельзя отрывать какие-либо конкретные действия от мотива. Например, если агрессию определить лишь как вредоносное пов СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Библиография 1. Алфимова М.В., Тpубников В.И. Психогенетика агpессивности. //Вопpосы психологии. 2000. N6. 2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000. 3. Бойко В.В. Энеpгия эмоций в общении. М., 1997. 4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999г. – 528с. 5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1999. 6. Вачков И. Эмоциональный коктейль. // Школьный психолог. 2000. № 47 7. Дубинин Н.П., Карпец И.И. Агрессивность и альтруизм. // Генетика, поведение, ответственность. / под ред. В.Н.Кудрявцева. М.,1989. 8. Ениколопов С. Н. Опросник Басса — Дарки // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. С. 6. 9. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения детей к их проявлениям // Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии. Москва, Архангельск, 1993. 10. Колосова С.В. Агрессия и агрессивность. // Школьный психолог. 2000. № 1 11. Левитов Н. Д. От фрустрации к агрессии. //Психологический журнал. Т. 11. 1990. №5. 12. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1990. 13. Немов P.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии.-М.: Просвещение: Владос, 1997.- 576 с. 14. Нравственность, агрессия, справедливость. // Вопросы психологии. 1992. № 1-2. 15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. 16. Пиаже Ж. Избpанные психологические тpуды. М., 1969 17. Поливанова К.Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды. // Вопросы психологии. 1999. № 1 18. Пошивалов В. П. Новые направления в изучении агрессивного поведения // Журн. высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1987. Т. 37. Вып. 4. С. 805 — 806. 19. Психологический словарь/ под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запарожца, Б. Ф. Ломова и др. Москва, 1983 20. Ратинов А.Р. Тест руки Э. Вагнера // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М., 1989. С. 83 — 90. 21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с. 22. Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопр. психол. 1991. № 1. С. 1 — 87. 23. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Москва, 1996 24. Фpейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993. 25. Фpейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991. 26. Фpейд З. Психоаналитические этюды. Минск, 1991. 27. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. 28. Фуpманов И.А. Детская агpессивность. Минск, 1997. 29. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Изд-во "Питер", 1999. - 608 с. - (Серия "Мастера психологии"). 30. Эллиот Ф.А. Агрессия: Продукт биосоциальных взаимодействий. Бюллетень Американской Академии Психиатрии и Юриспруденции. Т. 16. 1988 г. Нью-Йорк. Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru