Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Практическое исследование ребенка ID работы - 616576 психология (контрольная работа) количество страниц - 33 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические подходы к изучению подросткового возраста 5 Глава 2. Практическое исследование ребенка 12 2.1. Первичные данные об испытуемом 12 2.2. Перечень методик и методов исследования, анализ результатов 13 2.2.1. Семейное воспитание 13 2.2.2. Наблюдение 15 2.2.3. Психодиагностика 16 2.3. Выводы и рекомендации 29 Заключение 30 Список литературы 31 ВВЕДЕНИЕ: Введение Психология подросткового возраста – один из старейших разделов возрастной психологии (сегодня ее более точно называют психологией развития), Л.С. Выготский в конце 1920-х годов, справедливо заметил, что общих теорий в ней гораздо больше, чем твердо установленных фактов, как в зарубежной, так и в советской психологии. Наряду с различными зарубежными теориями и концепциями, которые рассматривали старшего подростка и юношу такими, как биогенетическая теория Стэнли Холл (1884-1923), Арнольд Гезелл (1880-1961); концепция персонологической (личностной) ориентации Эдуард Шпрангер (1882-1963), Шарлотта Бюлер (1893-1982); Жан Пиаже (1896-1980) - специфика юношеского мышления; психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939); неофрейдизм Эрик Эриксон (1902-1982), важный вклад в понимание юношеской психологии внес представитель гештальпсихологии Курт Левин (1890-1947). Отечественными психологами подробно изучались и описывались закономерности полового созревания, умственные интересы, формы социальной активности и содержание внутреннего мира подростков и юношей. Этим занимались такие психологи, как Выготский Л.С., Божович Л.И., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др. Подросток демонстрирует реакции, защищающие его от травмирующего родительского воздействия. В их числе можно назвать детские поведенческие реакции: отказ, оппози¬ция, имитация, отрицательная имитация, компенсация, гиперкомпен¬сация (Р. М. Грановская, 2000; О. В. Кербиков, 1971; В. В. Ковалев, 1985; А. Е. Личко, 1983; И. М. Никольская, 2000), а также подростко¬вые поведенческие реакции: стремление быть включенным в группы сверстников, эмансипация, увлечения (хобби-реакции), а также реак¬ции демобилизации, пессимизма, отрицательного баланса, дезоргани¬зации, эмоционального дисбаланса (А. Г. Амбрумова, 1985). У под¬ростков, в силу их большой зависимости от семьи отношения с родителями являются основным источником психогенных расстройств. Блокирование потребности подростка в эмоциональной поддержке родителей часто приводит к тревоге, нервно-психическому напряжению. Отсутствие контроля со¬циального поведения чревато не только поведенческими нарушения¬ми, но и негативно сказывается на развитии подростка. Блокирование потребности в общении с близкими людьми служит источ¬ником психической травматизации. На основе развития самовоспитания и роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению недостатков. Однако сравнительно небольшой жизненный опыт, ограниченный кругозор часто приводят к тому, что самовоспитание подростка принимает наивные формы. Часто подростки считают, что лучший способ развивать в себе волю - это никогда, никому, ни в чем не уступать. Это является предпосылкой к развитию различных вариантов отклоняющегося поведения, и, в том числе, замкнутости. Объект: Психическое развитие ребенка подросткового возраста. Предмет: Особенности психического развития в подростковом возрасте. Цель: выявить и проанализировать особенности психического развития испытуемого на предмет соответствия возрастным нормам. Задачи: 1. Выбрать одного испытуемого. 2. Определить возрастной период, к которому относится испытуемый. 3. Выбрать методы и методики, ориентированные на изучение таких психических процессов и психологических свойств, которые формируются в данный период. 4. Провести выбранные методы и методики с целью получения фактов, данных о психическом развитии испытуемого. 5. Провести количественный анализ данных, полученных с помощью методик; посчитать баллы по каждой методике. 6. Обобщить интерпретации данных разных методик, сделать выводы о том, в какой степени полноценно протекает психическое развитие испытуемого. 7. Сформулировать психологические рекомендации испытуемому или его родителям относительно того, какие условия необходимо создать для дальнейшего полноценного психического развития. Глава 1. Теоретические подходы к изучению подросткового возраста Подросток — это ребенок, становящийся взрослым (Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии). В этот период завершаются главные фазы биологического и личностного развития. Однако развитие организма и личности молодого человека характеризуется рядом существенных противоречий: между наследственностью и средой, между различными регуляторами его жизнедеятельности. Наступление физической, умственной, трудовой и гражданской зрелости во времени не совпадают. Подростковый возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, т.к. биологическое-физиологическое и половое созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей семьи. Объективные трудности модернизации общества, усугубленные экономическим кризисом и политической нестабильностью в России, осложнили социально-экономические перспективы подростков. С одной стороны, формирование рыночных отношений, демократизация общественно-политической жизни открывали возможность более активного участия молодёжи в реформаторских процессах и на этой основе более кардинального решения их проблем, но с другой стороны социальная незащищённость подростков, продолжающийся рост потребительских цен и другие издержки экономической реформы, существенно влияли на уровень жизни и возможность полноценного развития молодого поколения. За период подросткового возраста человек проходит несколько этапов социализации. Он оканчивает школу, другие специальные учебные заведения, выбирает профессию, начинает работать, часто - покидает родительскую семью, начинает жить самостоятельно, создает свою семью, может сам стать родителем и другое. Этот период жизни очень насыщен изменениями, сменой социальных ролей, а потому и нестабильностью. В условиях нестабильности старший подросток становится более уязвим для различных негативных влияний. Важнейшими процессами подросткового возраста считается расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется . Поведение подростка, юноши определяется, прежде всего, промежуточностью его положения. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопре СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.- Воронеж, 1996 2. Анцыферова Л.И. «Некоторые теоретические проблемы психологии личности» / Вопросы психологии, М., № 1, 1978 3. Асеев В.Г. «Мотивация поведения и формирование личности», М.,1976 4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. 5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М. – Воронеж, 1995 6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.1979.№4.С.23-24. 7. Бреслав Г.М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности. –М., 1983 8. Вилюнас В.К. «Психологические механизмы мотивации человека» М.,1990 9. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984 10. Вопросы психологии школьника / Ред. Божович Л.И. Известия АПН РСФСР, вып.36, 1951 11. Выготский Л.С. «Проблемы обучения и умственного развития» // Избранные исследования. М., 1956 г. с. 33 12. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития – Вопросы психологии, 1972 №2 13. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М., 1988 14. Гаврилов Т.П. О воспитании нравственных чувств. – М., 1984 15. Данилова Н.Н., Крылова А. Л. «Физиология высшей нервной деятельности», Р.-на-Д., 1999, С. 199 16. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., «Педагогика» 1987 17. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса в развитии. – М., 1989 18. Закс Л. Статистическое оценивание. – М., 1976 19. Зейгарник Б.В. «Теории личности в зарубежной психологии», М., 1982. 20. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980 21. Изард К. Э. «Психология эмоций», СПб.,2000, 22. Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы», СПб, 2000 23. История зарубежной психологии 30-60 годы XX века– М.: Тест, 1986 24. Кон И.С. В поисках себя. М. Изд. Политическая литература.1984. 25. Конюхов Н.И. «Словарь-справочник практического психолога», Воронеж,1999 26. Криулина А.А. «Психология женщины», Курск, 1994 27. Кроглус А.В. Вюрцбургская школа экспериментального исследования мышления и ее значение. Новые идеи в философии. СПб, 1934 28. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность – М., Политиздат, 1975. 29. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения т.1 /под ред. В.В. Давыдова и др., М., 1983 30. Леонтьев А.Н. Об историческом подходе в изучении психики человека. Т.1. – М., 1959 31. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. – Издательство МГУ, 1971 32. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1972. 33. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983. 34. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва, 1984, С. 205. 35. Магомед-Эминов М.Ш. «Мотивация достижения: структура и механизмы» автореф. дис., М., 1987 36. Майерс Д. «Социальная психология», СПб,2000, С. 257. 37. Масгутова С..Толстых Н. Всматриваясь в себя.-M.,-1992 38. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1990 39. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М: Просвещение, 1990 40. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 312 с. 41. Маслоу А. «Мотивация и личность», СПб, 1999. 42. Мерлин В.С. Лекции по методике мотивов человека Пермский Гос. Пед. Институт – Пермь, 1978 43. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988 44. Миллер Д., Галавитер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения – М., 1964 45. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г. 46. Мудрик А.В.. Современный старшеклассник. // Хрестоматия по возрастной психологии. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1994. С. 248. 47. Мюррей. Исследование личности. Воронеж, 1993 48. Наенко Н.И. Психологическая напряженность. – М., 1996 49. Немов Р.С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 50. Новые исследования в психологии /Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1987 51. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987 52. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. с. 156 53. Педагогическая диагностика в школе /под ред. Кочеткова А.И. – Минск, 1987 54. Петренко В.Ф Психосемантика сознания, - М., 1988 55. Петровский А.В. Быть личностью, - М., 1990 56. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. М.,1972. 57. Психология: Словарь/ Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского.- 2-е изд., исправ. и доп.- М.: Политиздат, 1990. 58. Райский Б.Ф. Движущие силы в формировании и развитии у учащихся потребностей в самообразовании, - Волгоград, 1996 59. Редковец И.А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования. – Волгоград 1997 60. Рогов А. Настольная книга психолога в образовании – М., 1995 61. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994. 62. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: ПитерКОМ, 1999 63. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: "Мецниереба", 1989 64. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 65. Столетов В.Н. Становление личности. _ М., 1987 66. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 67. Фопель К. «Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего.», М., 2000 68. Хекхаузен Х. «Психология мотивации достижения», СПб, 2001, С. 93. 69. Холл К.С., Линдсей Г., «Теории личности», М.,2000 70. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности», СПб,2000 71. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. 72. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение,1971. 73. Язов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1987 74. Якобсон М.П. Психологические проблемы мотивации поведения. –М., 1969 Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru