Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О КОНФЛИКТАХ ID работы - 680831 психология (диссертация) количество страниц - 213 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ 12 1.1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ 12 1.2. КОНФЛИКТ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 30 1.3. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНФЛИКТАХ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 41 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 54 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ 57 2.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О СОДЕРЖАНИИ И СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ 57 2.2. РАЗРАБОТКА ОПРОСНИКА "ПОДРОСТКИ В КОНФЛИКТАХ" 69 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 78 ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА И ПОЛА О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ И ПОВЕДЕНИИ ЛЮДЕЙ В НИХ (С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА "ПОДРОСТКИ В КОНФЛИКТАХ") 81 3.1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА 82 3.2. ПОДРОСТКИ О ПРОЦЕССЕ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА 89 3.3. МНЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О СОСТОЯНИЯХ, ПЕРЕЖИВАНИЯХ ЛЮДЕЙ ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ КОНФЛИКТОВ, ОЦЕНКЕ КОНФЛИКТОВ 105 3.4. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ 119 ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 133 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 143 ПРИЛОЖЕНИЯ 162 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что подростковый возраст в психологии ХХ столетия изучался достаточно подробно, современ-ные подростки отличаются от сверстников предыдущих поколений рядом социально-психологических особенностей (Д.И. Фельдштейн, 1994; И.В. Дубровина, 1997; Г.А. Цукерман, 1998; Н.В. Майсак, 2001 и др.). Среди них исследователями отмечается повышенная конфликтность подростков в усло-виях школы в целом и в педагогическом процессе в частности (В.Н. Лозовце-ва, 1986; Д.И. Фельдштейн, Л.И. Воробьева, 1986; Э.И. Киршбаум, В.П. Тру-сов, 1989; И.П. Андриади, 1991; М.М. Рыбакова, 1991 и др.), в межличност-ном общении со сверстниками (Т.В. Драгунова, 1972; В.М. Афонькова, 1974; В.Н. Лозовцева, 1986; А.И. Сорокина, 1996; А.К. Колеченко, 1998; А.В. До-рохова, 1999 и др.), со взрослыми, и, прежде всего, родителями (А.И. Соро-кина, 1996; Т.В. Барлас, 1997 и др.). Современные подростки чаще стали де-монстрировать девиантное и даже делинквентное поведение (Л.Б. Филонов, 1998; М.В. Цилуйко, 1998; Н.В. Майсак, 2001 и др.). Практика показывает, что подростки не умеют разрешать возникающие конфликты, и в их конфликтных отношениях преобладают деструктивные тенденции. Для снижения остроты подобных явлений и более продуктивного разрешения межличностных конфликтов, необходимо их психологическое сопровождение. Успешность взаимодействия с подростками учителя и школьного психолога во многом определяется пониманием возрастной спе-цифики конфликтности и избранием адекватных средств и способов работы с ними. Одной из составляющих конфликтной ситуации является ее образ - то, как воспринимают друг друга и ситуацию участники конфликтного взаимо-действия. Собственное представление о конфликте и способах его разреше-ния оказывает определяющее влияние на общение подростков, поскольку че-ловек реагирует не на реальность, а на то, как он ее себе представляет (Г.Э Белицкая, О.П. Николаева, 1993; В. Дуаз, 1994; С. Московичи, 1992; С.В. Трушкова, 1998; Е.В. Улыбина, 1999; К.А. Абульханова-Славская, 2000; Г.М. Андреева, 2000; Е.Б. Маценова, 2001 и др.). Знание специфики и половозрастных особенностей этих представлений необходимо для психокоррекционной работы с подростками разных катего-рий (И.В. Дубровина, 1997; Р.В. Овчарова, 2000 и др.). Разработка социально-психологических тренингов и индивидуальных программ помощи подрост-кам, имеющих коммуникативные проблемы, в целом, и отличающиеся по-вышенной конфликтностью, в частности, требует создания психодиагности-ческого инструментария, позволяющего изучить как исходный уровень пред-ставлений, так и их динамику. Таким образом, актуальность исследования обусловлена практическим запросом современного общественного развития, потребностями школьной психологической службы, а также логикой дальнейшего научного познания генезиса представлений о конфликте у субъектов межличностного общения. Объектом исследования являются межличностные конфликты; пред-метом - особенности и динамика представлений современных подростков о структуре, содержании и развитии межличностных конфликтов, психологи-ческих состояниях и переживаниях, их сопровождающих. Целью настоящего исследования - выявить и изучить половозрастную специфику и динамику представлений о конфликте у подростков. Гипотезой исследования является предположение о том, что если суще-ствуют отличия и динамика представлений подростков разного пола о меж-личностном конфликте, то они проявляются в форме и содержании суждений о сути, структуре и динамике конфликтов, психологических состояниях и пе-реживаниях, их сопровождающих. Частными гипотезами являются предположения: Подросткам разных возрастов свойственно представление о половой диф-ференцированности протекания межличностных конфликтов. Существуют гетерохронные отличия в изменениях представлений маль-чиков и девочек о структуре, содержании, динамике и эмоциональном со-провождении межличностных конфликтов. От младшего к старшему подростковому возрасту происходит переход от гетерогенности к гомогенности конфликтных взаимоотношений. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1. в теоретическом плане - на основе теоретико-методологического анали-за выявить состояние изучения проблемы межличностных конфликтов и представлений о них у подростков в современной отечественной и зару-бежной социально-психологической науке; 2. в методическом плане - создать и апробировать методический инстру-ментарий для исследования формы и содержания представлений подро-стков о структурных компонентах, сути и процессе протекания конфлик-тов, состояниях и переживаниях, оценке и индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах; 3. в эмпирическом плане - выявить и сравнить особенности формы и содер-жания представлений подростков разных возрастов и пола о структурных компонентах, сути и процессе протекания конфликтов, сопутствующих состояниях и переживаниях, оценке и индивидуальных особенностях по-ведения людей в конфликтах. Методологической основой исследования являлись принципы, разра-батываемые в отечественной материалистически ориентированной естест-веннонаучной психологии: принцип системного подхода, принцип развития, принцип конкретно-исторического подхода. Теоретической базой исследования являлись основные положения: социальной психологии представлений (Ж. Абрик, К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.И Донцов, В. Дуаз, Т.П. Емельянова, Д. Жоделе, А. Клеменс, Ж.-П. Кодол, С. Московичи, У. Пи-онтковски, Е.В. Улыбина, Б. Шефер, Б. Шледер и др.) психологии и социологии конфликта (И.П. Андриади, А.Я. Анцупов, В.М. Афонькова, А.И. Донцов, А.В. Дорохова, Т.В. Драгунова, Ф.М. Бородкин, Л.И. Воробьева, Н.В. Гришина, А.А. Ершов, Э.И. Киршбаум, А.К. Коле-ченко, Н.М. Коряк, В.Н. Лозовцева, Т.А. Полозова, М.М. Рыбакова, А.И. Сорокина, В.П. Трусов, Д.И. Фельдштейн и др.) социальной психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.М. Столя-ренко, П.Н. Шихирев, Д.И. Фельдштейн, В.А. Ядов и др.) Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач использо-вались следующие методы исследования: теоретический анализ литерату-ры, контент-анализ документов, моделирование, экспертные оценки, опросы. В частности, в работе применялись метод "Свободного семантического опи-сания" (В.А. Лабунская, 1984), а также разработанный и апробированный нами опросник "Подростки в конфликтах" (А.В. Семенов, 2001), направлен-ный на изучение представлений подростков о структурных компонентах, со-держании и процессе протекания конфликтов, состояниях и переживаниях, индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах. Для обработки результатов эмпирического исследования использова-лись методы математико-статистической обработки данных: частотный ана-лиз, метод группового анализа (достоверность различий средних значений и моды в исследуемых группах проверялась при помощи t-критерия Стьюден-та). При обработке данных применялся статистический пакет Statistica (5,0). Ход исследования. Исследование проводилось в пять этапов. 1 этап исследования включал в себя разработку плана диссертации, обоснование актуальности исследования, определение объекта и предмета исследования, постановку цели и задач исследования. На 2 этапе исследования анализировалась разработанность проблемы в отечественной и зарубежной социальной психологии представлений, психо-логии и социологии конфликта, социальной психологии личности. 3 этап исследования характеризовался разработкой эмпирического ис-следования, в том числе: подбором и созданием методик, отвечающих цели и задачам исследования. 4 этап исследования представлял собой эмпирическое исследование, состоящее из двух серий: Первая серия исследования состояла из трех частей. В первой части выяв-лялись представления о конфликте методом "Свободного семантического описания" (В.А. Лабунская, 1984). Во второй части уточнялись результа-ты контент-анализа представлений о конфликте. В третьей части выяв-лялись семантические поля явлений и состояний, сопровождающие меж-личностный конфликт (с помощью указанного выше метода). Вторая серия включала в себя исследование представлений о структуре, содержании и динамике межличностных конфликтов, психологических состояниях и переживаниях у подростков 5-9 классов с помощью разрабо-танного нами опросника "Подростки в конфликтах". На 5 этапе исследования производились обработка, анализ и описание полученных данных, разработка практических рекомендаций, оформление проделанной работы. Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в г. Мо-скве с 2000 по 2002 гг. на базе школ №641, №1304, гимназии №1579, УВК №1647. В первой части первой серии исследования приняло участие 199 подростков 5-9 классов (95 мальчиков, 104 девочки), в том числе: 68 пяти-классников (34 мальчика, 34 девочки), 67 семиклассников (31 мальчик, 36 девочек), 64 девятиклассника (30 мальчиков, 34 девочки). Во второй части исследования приняло участие 200 подростков 5-9 классов (94 мальчика, 104 девочки), в том числе: 70 пятиклассников (32 мальчика, 38 девочек), 68 семи-классников (32 мальчика, 36 девочек), 62 девятиклассника (30 мальчиков, 32 девочки). В третьей части исследования приняло участие 197 подростков (95 мальчиков, 102 девочки), в том числе: 68 пятиклассников (35 мальчиков, 33 девочки), 64 семиклассника (30 мальчиков, 34 девочки), 65 девятикласс-ников (30 мальчиков, 35 девочек). В апробации опросника участвовало 33 человека. Во второй серии исследования приняло участие 389 подростков 5-9 классов (173 мальчика, 216 девочек), в том числе: 76 пятиклассников (34 мальчика, 42 девочки), 84 шестиклассника (41 мальчик, 43 девочки), 81 се-миклассник (33 мальчика, 48 девочек), 67 восьмиклассников (30 мальчиков, 37 девочек), 81 девятиклассник (35 мальчиков, 46 девочек). Общий объем выборки составил 1018 человек. Научная новизна исследования заключается в том, что: 1. Выявлено, что к подростковому возрасту формируются представления о конфликте, включающие понимание как самой категории "конфликт" (ко-торая для современных подростков синонимична категориям "ссора", "драка", "спор"), так и его значения, сути, структуры и динамики проте-кания, состояний и переживаний их сопровождающих, индивидуальных и половых особенностей конфликтного поведения людей. 2. Выявлены половые различия, проявляющиеся в форме и содержании представлений. У девочек к концу подросткового периода преобладают сложные по форме суждения о конфликтах (79,71%). Девочкам более свойственны максималистские суждения по содержанию об осознании конфликтной ситуации, об инициаторах конфликтов, о завершении кон-фликтов, о "злопамятности", о применимости физической агрессии, мес-ти, о мирном решении конфликтов, при оценивании испытываемых чувств (обиды) во время и после конфликтов, при оценивании нежелательных ("виновный", "проигравший") и желательных ("сильный", "умный", "по-бедитель") образов в конфликтах. 3. Обнаружены гетерохронные возрастные изменения содержания представ-лений о межличностных конфликтах и психологических процессах их со-провождающих, характеризующихся скачком изменений у мальчиков в 11-12 лет, у девочек - в 12-13 лет. Сложность суждений возрастает от 10-11 лет к 14-15 годам более интенсивно у девочек (в 3,8 раза), чем у маль-чиков (в 2,2 раза). 4. Показано, что в представлениях подростков половая дифференцирован-ность протекания межличностных конфликтов проявляется в различной роли и мере участия лиц разного пола на разных стадиях конфликта, в по-стконфликтном взаимодействии, в мере проявления различных (в первую очередь агрессивных) состояний, переживаний и осознании конфликтной ситуации (чаще конфликтную ситуацию осознают девочки, конфликт инициируют мальчики, к завершению конфликтов стремятся девочки, в постконфликтном взаимодействии "отходчивость" более свойственна мальчикам, а "злопамятность" - девочкам, мальчикам более свойственна физическая и вербальная агрессия, а девочкам - косвенная, к мести прибе-гают девочки, к мирному решению конфликтов более склонны девочки, выигрывают конфликты мальчики). 5. Выявлены изменения представлений подростков о конфликтах сверстни-ков, характеризующиеся переходом от гетерогенности к гомогенности конфликтных взаимоотношений, что проявляется, в первую очередь, в суждениях об участниках конфликтов, об инициаторах конфликтов, об эс-калации конфликтов, о проявлении агрессивных состояний, о применимо-сти мести; в представлениях об участниках конфликтных ситуаций гете-рогенность конфликтных взаимоотношений снижается, но остается на бо-лее высоком уровне, чем представления о гомогенности взаимоотношений сверстников в конфликтных ситуациях. Положения, выносимые на защиту: 1. К подростковому возрасту формируются представления о конфликте, включающие понимание как самой категории "конфликт", так и инфор-мацию о его значении, сути, структуре и динамике протекания, состояни-ях и переживаниях их сопровождающих, индивидуальных и половых осо-бенностях конфликтного поведения людей. Представления по сути явля-ются житейскими понятиями (Л.С. Выготский) и проявляются у подрост-ков в форме простых и сложных суждений. 2. Представления о конфликте различаются у подростков разных категорий пола и возраста по форме и содержанию поля представлений, отражая специфику их восприятия и понимания конфликта как феномена межлич-ностного общения. Динамика представлений о конфликтах у подростков разного пола носит гетерохронный характер. Девочки обгоняют мальчи-ков в темпах формирования сложных суждений о конфликтах. Наиболее резкие (скачкообразные) изменения содержания представлений о сути, структуре, динамике и психологическом сопровождении межличностных конфликтов происходят у подростков мужского пола в 11-12 лет, у подро-стков женского пола - в 12-13 лет. 3. В представлении подростков, половая дифференцированность протекания межличностных конфликтов проявляется в различной роли и мере участия лиц разного пола на разных стадиях конфликта (в ходе инцидента, при эскалации конфликта, при завершении конфликтного взаимодействия), в постконфликт-ном взаимодействии, в мере проявления различных (в первую очередь агрес-сивных) состояний, переживаний и осознании конфликтной ситуации. 4. Изменения представлений подростков о конфликтах сверстников, наличии конфликтной ситуации, об участниках конфликта, понимании инцидента, ходе эскалации конфликта, постконфликтном взаимодействии, мере про-явления переживаний и состояний, характеризуются переходом от гетеро-генных (у младших подростков) к гомогенным (у старших подростков) ус-тановкам на конфликтные взаимоотношения. Обоснованность и достоверность полученных результатов исследова-ния обеспечивалась исходными методологическими позициями, применени-ем единых апробированных методик, адекватностью групп по возрасту и со-ставу, нахождением учащихся в условиях школы, статистическими методами качественного и количественного анализа данных, значимостью различий между изучаемыми параметрами. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Амбрамова А.Г., Тихоненко В.А. Социально-психологическая дезадап-тация и профилактика суицида// Вопросы психологии. - 1981. - № 4. - С. 91 - 101. 2. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности// Психологический журнал. - 1989. - Т. 2, № 1. - С. 29 - 37. 3. Абульханова-Славская К.А. Российский менталитет: Кросс-культурный и типологический подход// Российский менталитет: Вопросы психоло-гической теории и практики. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1997. - С. 7 - 78. 4. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: пробле-мы и стратегии исследования// Социальная психология в трудах отече-ственных психологов/ Сост. и общ. ред. А.Л. Свенцицкого. - СПб.: Пи-тер, 2000. - С. 289 - 314. 5. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков// Вопросы психологии. - 1985. - № 6. - С. 38 - 45. 6. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 240 с. 7. Алексеева А.И. Влияние самооценки на способ разрешения конфликт-ной ситуации: Дис. … канд. психол. наук. - Л., 1983. - 167 с. 8. Аллахвердян А.Г. К вопросу о генезисе конфликтных ситуаций в науч-ном коллективе// Актуальные проблемы истории и теории психологии. - Ереван, 1976. - С. 164 - 171. 9. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки// Избранные психоло-гические труды. - М.: Педагогика, 1980. - Т. II. - С.128 - 268. 10. Андреев В.И. Деловая риторика: практический курс делового общения и ораторского мастерства. - М.: Международная педагогическая акаде-мия,1995. - 152 с. 11. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 288 с. 12. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994. - 324 с. 13. Андриади И.П. Конфликты, причины их возникновения и некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт. - М.: Изд-во Гос. центр. ин-та физ. культуры, 1991. - 30 с. 14. Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офи-церов. - М.: ГАВС, 1992. - 262 с. 15. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 551 с. 16. Анцупов А Я., Шипилов А.И. Проблема конфликта: аналитический об-зор, междисциплинарный библиографический указатель. - М.: ГАВС, 1992. - 230 с. 17. Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в кол-лективе// Общение как педагогическая проблема. - М.: Изд-во АПН СССР, 1974. - С. 28 - 40. 18. Афонькова В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления: Дис. … канд. пед. наук. - М., 1975. - 201 с. 19. Барлас Т. В. Популярная психология: от конфликтов к обретению "Я". - М.: Владос, 1997. - 164 с. 20. Беличева С.А. Преступность и асоциальное поведение несовершенно-летних. Автореф. канд. дис. - Л., 1977. - 18 с. 21. Белоусова Н.Ю. Особенности переговоров между представителями различных организационных культур: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М., 1998. - 17 с. 22. Березина Т.Н. Жизненный путь личности: осознаваемые и неосозна-ваемые аспекты// Российский менталитет: Вопросы психологической теории и практики. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1997. - С. 313 - 322. 23. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с. 24. Битянова М.Р. Социальная психология. - М.: Международная педаго-гическая академия, 1994. - 106 с. 25. Бобрышева Т.В. Социальные представления как объект психологиче-ского исследования: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М., 1996. - 22 с. 26. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука Сиб. отд-ние, 1989. - 186 с. 27. Брок-Утне Б. Роль образования в формировании морально-этических норм, связанных с войной и окружающей средой// Морально-этические нормы, война, окружающая среда/ Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Мир, 1989. - С. 123 - 142. 28. Буева Л.П. Деятельность как объект социальной психологии// Методо-логические проблемы социальной психологии/ Отв. ред. Е.В. Шорохо-ва. - М.: Наука, 1975. - С. 45 - 62. 29. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с. 30. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М.: Педагогика, 1991. - 141 с. 31. Варга А.Я. О некоторых особенностях российской ментальности и их проявлениях в процессе семейной психотерапии// Вестник МГУ: Пси-хология. - 1996. - № 3. - С. 68 - 77. 32. Введение в практическую социальную психологию/ Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М.: Смысл, 1996. - 372 с. 33. Винокуров Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно-психических нарушений у детей и подростков. - Кострома: Изд-во Костром. гос. пед. ун-та, 1994. - 250 с. 34. Власова Е.И. Личностные механизмы становления социальной актив-ности подростков: Дис. … канд. пед. наук. - Киев, 1989. - 135 с. 35. Вольфсон Э.Н. Конфликтология: Учебное пособие. - Кемерово, 1997. - 150 с. 36. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. - М.: Новая школа, 1994. - 78 с. 37. Выготский Л.С. Мышление и речь// Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 тт. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - 504 с. 38. Ганеев А.М., Тронова Л.С. Конфликтология: практикум. - Казань: Изд-во КФЭИ, 1996. - 280 с. 39. Гиляров Е.М. Конфликтология: лекция. - Домодедово: РИПК МВД РФ, 1995. - 32 с. 40. Глушак Е.В. Психологические особенности динамики формирования представлений при использовании тематических видеофрагментов: Ав-тореф. дисс. … канд. психол. наук. - СПб., 2001. - 17 с. 41. Гришина Н.В. Если возникает конфликт…// Психология в управлении. - Л., 1983. - С. 37 - 55. 42. Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической типоло-гии производственных конфликтов// Психология - производству и вос-питанию. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - С. 19 - 24. 43. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2002. - 464 с. 44. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Дис. д-ра пси-хол. наук. - СПб, 1995. - 361 с. 45. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. - Л.: Лен-издат, 1990. - 174 с. 46. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. - М.: ЭКМОС, 2001. - 320 с. 47. Громова О.Н. Конфликтология: учебное пособие. - М.: ГАУ, 1993. - 42 с. 48. Грошев И.В. Психология половых различий: Монография. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 683 с. 49. Губина С.Г. Динамика социальных представлений учащейся молодежи в условиях социально-экономического кризиса (на примере курсантов летного училища): Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - Самара, 2000. - 17 с. 50. Джидарьян И.А. Представления о счастье в русском менталитете// Психологический журнал. - 1997. - № 3. - С. 13 - 25. 51. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с. 52. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. - М.: РАН, 1993. - 207 с. 53. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1987. - 205 с. 54. Дольто Ф. На стороне подростка. - СПб.: Изд-во "Петербург - XXI век", 1997. - 278 с. 55. Донцов А. И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 128 с. 56. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема объективных детерминаций межличностного конфликта в группе// Вестник МГУ, сер. 14, Психоло-гия. - М., 1977. - № 4. - С. 23 - 32. 57. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. - Киев: Политиздат Украины, 1987. - 175 с. 58. Дорохова А.В. Учебный курс как средство становления конфликтной компетентности подростков: Дис. … канд. пед. наук. - Красноярск, 1999. - 151 с. 59. Драгунова Т.В. Общение с товарищами как особая сфера жизни подро-стков// Возрастные и индивидуальные особенности младших подрост-ков. - М.: Просвещение, 1967. - С. 68 - 92. 60. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте// Вопро-сы психологии. - 1972. - № 2. - С. 25 - 38. 61. Драгунова Т.В. Психические особенности подростка// Возрастная и пе-дагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвеще-ние, 1973. - С. 98 - 141. 62. Дуаз В. Явление анкеровки// Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 34 - 52. 63. Дугина Е.В. Субъективно-психологические представления о благосос-тоянии в контексте удовлетворенности человека жизнью: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М., 2001. - 16 с. 64. Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представлений коллек-тивные// Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 1995. - С. 23 - 58. 65. Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. - Саратов: Изд-во Саратовского гос. университета, 1980.- 97 с. 66. Ерина С.И. Ролевой конфликт в деятельности руководителя первичного производственного коллектива: Дисс… канд. психол. наук. - Л., 1982. - 224 с. 67. Ершов А.А. Личность и коллектив (межличностные конфликты в кол-лективе, их разрешение). - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. - 238 с. 68. Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов// Соци-альная психология и социальное планирование. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. - С. 33 - 39. 69. Зазыкин В.Г. Методические разработки по теме: "Социально-психологический климат и проблема конфликтов в коллективе". - М.: Изд-во Всесоюз. ин-та повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1988. - 82 с. 70. Заиченко Н.У. Психологические аспекты и возможности разрешения межличностных конфликтов// Психология конфликта. - М.: МГУПС, 2000. - Часть II. - 60 с. 71. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт (политологический анализ): Дисс. … д-ра филос. наук. - Ростов-н/Д., 1992. - 239 с. 72. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптимиза-ции взаимоотношений в конфликтной семье// Вопросы психологии. - 1981. - № 3. - С. 58 - 68. 73. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоле-ния кризиса. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 319 с. 74. Зейгарник Б.В. К вопросу о механизмах развития личности// Вестник МГУ, серия Психология. - М., 1979. - № 1. - С. 3 - 9. 75. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург: "Деловая кни-га", 1995. - 347 с. 76. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. - Киев, 1981. - 210 с. 77. Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана// Психологический журнал. - 1997. - № 1. - С. 38 - 49. 78. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. - Мн.: Унiверсiтэцкае, 1996. - 128 с. 79. Йолов Г., Граднев Д. Общение: сотрудничество, дистантность, кон-фликтность: Реферат. - М., 1990. - 38 с. 80. Как провести социологическое исследование: В помощь идеологиче-скому активу/ Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. - М.: Политиз-дат, 1990. - 288 с. 81. Кан-Калик В.А. Грамматика Общения. - М.: Роспедагентство, 1995. - 108 с. 82. Киршбаум Э.И., Трусов В.П. Конструктивное и деструктивное разре-шение педагогических конфликтов// Психологическое обеспечение со-циального развития человека/ Под ред. А.А. Крылова. - Л., 1989. - С. 51 - 58. 83. Китов А.И., Коссов Б.Б. Проблема прогнозирования событий в кон-фликтных ситуациях// Психологические проблемы повышения эффек-тивности и качества труда (Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР). - М., 1977. - Ч. 1. - С. 35 - 46. 84. Кле М. Психология подростка// Психология подростка: Хрестоматия/ Сост. Ю.И. Фролов. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - С. 103 - 140. 85. Колеченко А.К. Ученическое посредничество в школьных конфликтах (конфликт-менеджмент в школе): Методические рекомендации. - СПб.: УПМ, 1998. - 58 с. 86. Коломинский Я.Л. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. - 362 с. 87. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск: Народная асвета, 1969. - 234 с. 88. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Прогресс, 1984. - 240 с. 89. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. - 276 с. 90. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1988. - 270 с. 91. Конфликтные ситуации: Методические указания. - Красноярск, 1996. - 84 с. 92. Конфликты в школьном возрасте: Пути их преодоления и предупреж-дения. - М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1986. - 246 с. 93. Конфликты: сущность и преодоление/ Сост. Г.М. Потанин, А.И. Саха-ров. - М.: МГИУУ, 1990. - 160 с. 94. Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый: Практическое руко-водство по конфликтологии для предпринимателей, широкого круга читателей. - М.: Стрингер, 1992. - 216 с. 95. Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с. 96. Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление. - М.: Наука, 1991. - 174 с. 97. Куликов В.Н., Галицкий В.П. Применение психологического воздейст-вия в конфликтных ситуациях// Проблемы психологического воздейст-вия. - Иваново, 1979. - С. 86 - 93. 98. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. - Ростов-н/Д., 1995. - 160 с. 99. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). - Р-н/Д., 1986. - 135 с. 100. Леванова Е. Готовясь работать с подростками. - М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1992. - 126 с. 101. Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии// Психологический журнал. - 1990. - № 5. - с. 134 - 158. 102. Лейенс Ж.-Ф., Дарден Б. Основные концепции и подходы в социальном познании// Перспективы социальной психологии. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 128 - 153. 103. Леонов Н.И. Индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситуа-ции: Дис. … канд. психол. наук. - Пермь, 1996. - 174 с. 104. Липатов С.А. Организационная культура: социальное познание в орга-низационном контексте// Мир психологии. - 1999. - № 3. 105. Лозовцева В.Н. Конфликты, развивающиеся в условиях деформирован-ных взаимоотношений подростка с одноклассниками// Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения/ Под ред. Е.А, Шумилина. - М., 1986. - С. 26 - 39. 106. Лунева О.В., Хорошилова Е.А. Психология делового общения. - М.: БКШ при ЦК ВЛКСМ, 1987. - 320 с. 107. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. - Ростов-н/Д., 1991. - 224 с. 108. Луцковская С.Д. Психологические условия становления представлений о времени у младшего школьника: Автореф. дисс. … канд. психол. на-ук. - М., 2000. - 23 с. 109. Люблинская А.А. Система отношений - основа нравственного отноше-ния личности// Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С. 74 - 83. 110. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиант-ным поведением: Дисс. … канд. психол. наук. - М., 2001. - 193 с. 111. Махов Ф.С. Социально-психологические характеристики личности не-совершеннолетнего правонарушителя: Дис. … канд. психол. наук. - Л., 1972. - 203 с. 112. Маценова Е.Б. Представления о семье в разных группах старшекласс-ников и студентов: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М., 2001. - 24 с. 113. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения. - М.: Просвещение, 1986. - 316 с. 114. Мерлин В.С. Психологические конфликты// Проблемы эксперимен-тальной психологии личности: Учён. зап. / Перм. пед. ин-т. - Пермь, 1970. - Т. 77. - С. 103 - 164. 115. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988. - 240 с. 116. Мироненко В.В., Носатов В.Т. Личностные конфликтные ситуации и общее в характеристике их разрешения// Тезисы докладов к III Всесо-юзному съезду общества психологов СССР. - М., 1968. - Т. III, вып. 1. - С. 56 - 58 с. 117. Мороз О.М. Изучение некоторых психологических факторов коррек-ции поведения трудных подростков// Психология производству и вос-питанию. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - С. 272 - 277. 118. Московичи С. От коллективных представлений - к социальным// Во-просы социологии. - 1992. - № 2. - С. 24 - 64 с. 119. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М.: Класс, 1994. - 144 с. 120. Мягков Ю.И. Межличностные инновационные конфликты во взаимо-действиях офицеров и психологические условия их конструктивного разрешения: Дисс… канд. психол. наук. - М., 1994. - 227 с. 121. Мясищев В.Н. Личности и неврозы. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. - 224 с. 122. Немов Р.С. Психология. - М., 1994. - Т. 1. - 496 с. 123. Нечипоренко П.А. Буржуазная "социология конфликта". - М.: Полит-издат, 1982. - 142 с. 124. Николаева О.П. Морально-правовые суждения и проблема развития морального сознания в разных культурах: Автореф. дисс. … канд. пси-хол. наук. - М., 1992. - 20 с. 125. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1996. - 360 с. 126. Общение и формирование личности школьника/ Под ред. А.А. Бодале-ва, Р.Л. Кричевского. - М.: Наука, 1987. - 284 с. 127. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. - Мн.: Высшая школа, 1994. - 307 с. 128. Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конкретной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия// Психологи-ческие проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Наука, 1976. - С. 319 - 342. 129. Основы конфликтологии: Учебное пособие/ Под. ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Юристъ, 1997. - 200 с. 130. Парыгин Б.Ф. Основы социально-психологический теории. - М.: Мысль, 1971. - 351 с. 131. Петровская Л.А. Неадекватность восприятия как фактор социально-психологического конфликта// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар: Изд-во Кубан-ского ун-та, 1975. - С. 48 - 50. 132. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта// Теоретические и методологические проблемы со-циальной психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - С. 126 - 143. 133. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 364 с. 134. Полищук Ю.И. О спорном понимании самоубийства как психологиче-ского явления// Вопросы психологии. - 1994. - №1. - 34 - 48 с. 135. Полозова Т.А. Межличностный конфликт в группе (теоретические принципы и опыт экспериментального исследования): Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М., 1980. - 21 с. 136. Помазков Н.В., Труве Э.И. Особенности общения как фактор дезадап-тации младших школьников и подростков при переходе из начальной в среднюю школу// Журнал практического психолога. - 1996. - № 4. - С. 3 - 7. 137. Попова И.М. Социальные представления в обыденном сознании// Со-циологические исследования. - 1991. - № 11. - С. 66 - 76. 138. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и жизни. - М.: "Знание", 1990. - 80 с. 139. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. - М.: Мир, 1994. - 320 с. 140. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М.: Про-гресс, 1988. - 256 с. 141. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с. 142. Романова Е.В. Развитие представлений о цикличности событий у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М., 2000. - 23 с. 143. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во "Питер", 1999. - 720 с. 144. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ Под ред. И.В. Дуб-ровиной. - М.: Издательский центр "Академия", 1997. - 170 с. 145. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процес-се. - М.: Просвещение, 1991. - 246 с. 146. Савченко Т.Н. Моделирование поведения в конфликтных ситуациях. Дисс. … канд. психол. наук. - М., 1993. - 117 с. 147. Смирнова Н.Л. Социальные репрезентации интеллектуальности (на примере российской выборки)// Психологический журнал. - 1994. - № 6. - С. 51 - 60. 148. Сорокина А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков. - Уфа, 1996. - 130 с. 149. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М.: Академия, 1997. - 320 с. 150. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение кон-фликтов. Учебное пособие для студентов. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 171 с. 151. Тагиров Э.Р., Тронова Л.С. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию. - Казань, 1996. - 162 с. 152. Тащева А.И. Исследование семантического поля понятия "конфликт" как один из способов диагностики уровня развития малой группы// Проблемы развития личности и коллектива/ Отв. ред. В.К. Боярчук. - Ростов-н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1986. - С. 86 - 91. 153. Тимофеев Ю.П., Коваленков Н.Н. Конфликтология: Учебное пособие по курсу "Конфликтология". - Астрахань, 1996. - 184 с. 154. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 270 с. 155. Толстых А. Возрасты жизни. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 223 с. 156. Трушкова С.В. Анализ матрицы интеркорреляций как метод локализа-ции структурного ядра социальных представлений// Вестник МГУ, сер. 14, Психология. - 1998. - № 1. - С. 52 - 57. 157. Трушкова С.В. Особенности представлений о средней школе в различ-ных социальных группах: Дисс. … канд. психол. наук. - М., 1996. - 157 с. 158. Улыбина Е.В. Психологически особенности представлений студентов пединститута о научной работе: Дисс. … канд. психол. наук. - М., 1988. - 161 с. 159. Улыбина Е.В. Обыденное сознание в картине мира личности (Психо-семантический подход): Дисс. … д. психол. наук. - Ставрополь, 1999. - 386 с. 160. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избранные психологические труды. - М.: Междунар. пед. академия, 1994. - 368 с. 161. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. - М.: Педагогика, 1982. - 174 с. 162. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детст-ва. - М.: Московский психолого-социальный институт / Флинта, 1997. - 160 с. 163. Фельдштейн Д.И., Воробьева Л.И. Конфликты в условиях школы// Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреж-дения/ Под ред. Е.А. Шумилина. - М., 1986. - С. 4 - 17. 164. Филатов Ф.Р. Психосемантический анализ социальных представлений о здоровье: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - Р-н/Д., 2001. - 18 с. 165. Филонов Л.Б. Принципы диагностики отклонений в поведении и разви-тии личности // Социальная антропология на пороге XXI века. Тезисы и материалы конференции. 20-21 ноября 1997 г. - М. - 1998. - С. 304 - 307. 166. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. - М.: Наука, 1992. - 158 с. 167. Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций// Хрестоматия по истории пси-хологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - с. 148 - 184. 168. Харрис Т.А. Я хороший - Ты хороший. - М., 1993. - 176 с. 169. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. - Красноярск, 1996. - 224 с. 170. Хасан Б.И. Психотехника конфликта: учебное пособие. - Красноярск, 1995. - 198 с. 171. Хорни К. Наши внутренние конфликты. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 240 с. 172. Цилуйко М.В. Некоторые технологии преодоления социальной стерео-типизации у подростков с отклоняющимся поведением // Вестник пси-хосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - № 1. - С. 32 - 40. 173. Цукерман Г.А. Десяти - двенадцатилетние школьники: "ничья земля" в возрастной психологии// Вопросы психологии. - 1998. - № 3. - С. 17 - 31. 174. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 544 с. 175. Шефер Б., Шледер Б. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения// Психологический журнал. - 1993. - Т. 1. № 1. - С. 34 - 56. 176. Шипилов А.И. Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях. - М.: ВУ, 1999. - 172 с. 177. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М.: ИП РАН; КСП+ - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 448 с. 178. Шморина Е.В. Представления о педагогическом общении у разных групп учителей: Дисс. … канд. психол. наук. - М., 1996. - 182 с. 179. Шорохова Е.В. Социальная психология (проблемы и задачи)// Методо-логические проблемы социальной психологии/ Отв. ред. Е.В. Шорохо-ва. - М.: Наука, 1975. - С. 3 - 16. 180. Шугуров М.В. Социальный конфликт и самоосуществление личности. - Саратов, 1994. - 236 с. 181. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М.: Прогресс, 1969. - 238 с. 182. Эльконин Д.Б. Учебная деятельность; место учения в жизни подрост-ков пятиклассников// Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М.: Просвещение, 1967. - С. 14 - 28. 183. Яковенко А. Когда конфликт неизбежен. - М., 1989. - 176 с. 184. Abric J.C. Pratiques sociales et representations. - Paris: Presses Universi-taires de France, 1994. - 240 p. 185. Augoustinos M., Innes J.M. Towards an Integration of Social Representa-tions and Social Schema Theory// British Journal of Social Psychology. - 1990. - # 29. - P. 213 - 321. 186. Bixenstine V.E., O'Relly E.F. Money Versus Electric Shock as Pay in a Prisoner's Dilemma Game// Psychol. Record. - 1966. - # 16. - P. 251 - 264. 187. Bixenstine V.E., Potach H.M. & Wilson K.V. Effect of Level of Cooperative Choice by the Other Player on Choices in a Prisoner's Dilemma Game// J. Abnormal Social Psychol. - 1963. - # 66. - P. 308 - 313. 188. Blake R.R., Mouton J.S. Overevaluation of Own Group's Product in Inter-group Competition// J. of Abnorm. Social Psychol. - 1962. - # 64. - P. 237 - 238. 189. Bond J.R., Vinacke W.E. Coalitions in Mixed Sex Triads// Sociometry. - 1961. - # 24. - P. 61 - 75. 190. Boulding K.E. Organization and Conflict// Journal of Conflict Resolution. - 1975. - Vol. 1, # 2. - P. 122 - 134. 191. Buss A.H. Aggression Pays// The Control of Aggression and Violence/ Ed. by J.L. Singer. - New York: Academic Press, 1971. - P. 112-130. 192. Buss A.H., Durkee A. An Inventory for Assessing Different Kinds of Hostil-ity// Journal of Consulting Psychology. - 1957. - #21. - P. 343-348 193. Codol J.-P. Estimation et expression de la ressemblance et de la difference entre pairs// Anne Psychologyque. - 1986. - # 86. - P. 527 - 550. 194. Coser L. Conflict: Social Aspects// International Encyclopedia of the Social Sciences/ Ed. by D. Sills. - USA, 1968. - Vol. 3. - P. 232 - 236. 195. Coser L. The Function of Social Conflict. - London: Routledge & Paul, 1968. - 188 p. 196. Deutsch M. An Experimental Study of the Effects of Cooperation & Compe-tition Upon Group Process// Human Relations. - 1949. - # 2. - P. 199 - 231. 197. Deutsch M. The Resolution of Conflict: Constructive & Destructive Proc-esses. - New Haven & London: Yale Univ. Press, 1973. - 238 p. 198. Deutsch M. The Social-Psychological Study of Conflict: Regioner to a Critic// European Journal of Social Psychology. - 1975. - Vol. 4. - P. 441 - 456. 199. Deutsch M. Trust and Suspicion// Journal of Conflict Resolution. - 1958. - Vol. 2. - P. 265 - 279. 200. Felson R.B., Steadman H.J. Situational Factors in Disputes Leading to Criminal Violence// Criminology. - 1983. - #21. - P. 59 - 74. 201. Field Theory in Social Science: Selected Theoretical Papers by K. Lewin/ Ed. by D. Cartwright. - London: Tavistok Publications, 1963. - 346 p. 202. Goddard R. The Healthy Side of Conflict// Management World. - 1986. - # 15. - P. 8 - 12. 203. Heider F. The Psychology of Interpersonal Relations. - N.Y., 1958. - 272 p. 204. Jodelet D. Representation sociale: phenomenes, concept et theorie// Psy-chologie sociale… - 1990. - P. 357 - 378. 205. Jodelet D. Representation sociales: un domaine en expancion// Les represen-tations sociales. - Paris, 1989. - P. 245 - 264. 206. Mack R.W., Snyder R.C. The Analysis of Social-toward an Overview and Synthesis// Journal of Conflict Resolution. - 1957. - Vol. 1. - # 2. - P. 212 - 248. 207. Moscovici S. Social Change and Social Influence. - N.Y.: Academic Press, 1976. - 286 p. 208. Moscovici S. The Phenomenon of Social Representations// Social Represen-tations/ Ed. by R. Farr, S. Moscovici. - Cambridge - Paris, 1984. - P. 6 - 35. 209. Moscovici S., Hewstone M. Social Representations and Social Explanations: From the "Naive" to the "Amateur" scientist// Attribution Theory: Social and Functional Extensions/ Ed. by M. Hewstone. - Oxford, UK: Basil Blackwell, 1983. - P. 98 - 125. 210. Rabbie J.M., Horwitz M. The Arousal of Intergroup - Outgroup Bias by a Chance Win or Loss// J. Pers. Soc. Psychol. - 1969. - # 13. - P. 269 - 277. 211. Sermat V. Dominance - Submissiveness & Competition in a Mixed - Mo-tive Game// British J. Soc. Clinic. Psychol. - 1968. - # 7. - P. 35 - 44. 212. Sillars A., Weisberg J. Conflict as a Social Skill// Interpersonal Processes: New Directions in Communication Research/ Ed. by M. Roloff, G. Miller. - Sage Publications, 1987. - P. 140 - 171. 213. Tajfel H., Billig M., Bundy R. & Flament Cl. Social Categorisation & Inter-group Behavior// Eur. J. Soc. Psychol. - 1971. - # 1. - P. 149 - 178. 214. The Social Work Dictionary/ Ed. by R. Barker. - 2nd ed. - NASW Press, 1991. - 267 p. 215. Thomas K. Issues in Management of Conflict// Management of Conflict. Implications for Community relations and for the World of Work. Proceed-ings of the 15th Annual Research Conference in Industrial Relations. - Los Angeles, 1974. - P. 5 - 13. 216. Voss J., Wiley J. Acquiring Intellectual Skills// Annual Review of Psychol-ogy. - 1995. - Vol. 46. - P. 155 - 181. 217. Семенов А.В. Конфликт как причина преступления подростков// Науч-ный поиск в решении проблем учебно-воспитательного процесса в со-временной школе: тезисы докладов конференции студентов, молодых ученых и учителей (Москва, 1997 г.) - М.: Прометей, 1998. - 0,15 п.л. 218. Семенов А.В. Влияние социального окружения на формирование Я-концепции ребенка// Теоретические основы и вариативные технологии позитивной "Я-концепции": Материалы Российской научно-практической конференции, 29-30 марта 1999 года. - Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. - 0,1 п.л. 219. Семенов А.В. Понимание конфликтных отношений подростками// Ког-нитивные процессы в общении и обучении: Межвузовский сборник ра-бот молодых ученых. - Калуга - Москва: Принт, 1999. - 0,2 п.л. 220. Семенов А.В. Гендерные различия представлений подростков о кон-фликтном поведении сверстников// Психология и ее приложения (Еже-годник Российского психологического общества): Психология в систе-ме наук (междисциплинарные исследования). - М.: АНО "Учебно-методическое объединение "ИНСАЙТ", 2002. - Т. 9, вып. 1. - 0,05 п.л. 221. Семенов А.В. Социально-педагогическая поддержка семей с кон-фликтным ребенком// Материалы Второго Российского конгресса "Мир семьи", часть II/ Сост. и общая ред. С.А. Байкина. - М.: Фонд "Мир семьи", 2002. - 0,25 п.л. 222. Семенов А.В. Особенности понимания подростками категории "кон-фликт" и их учет в работе социального педагога// Материалы пятых научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики (28 марта 2002 г.) - М.: Изд-во "Союз", 2002. - 0,25 п.л. 223. Семенов А.В. Конфликт как категория обыденного сознания подрост-ков// Аспирантский сборник. - М.: Изд-во "Союз", 2002. - № 11 - 0,35 п.л. 224. Семенов А.В. Конфликтология в социальной работе: учебно-методические материалы. - М.: Изд-во "Союз", 2002. - 1,8 п.л. Цена: 450.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru