www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Память, ее виды и функции


ID работы - 617058
психология (курсовая работа)
количество страниц - 28
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Содержание


Введение 3
Глава 1. Теоретическая характеристика памяти и ее видов 6
1.1. Подходы к типологии памяти 6
1.2. Кратковременная и долговременная память 8
Глава 2. Эмпирическая часть 19
2.1 Описание выборки и тестовых методик 19
2.1.1. Методика исследования кратковременной памяти 19
2.1.2 Методика «оперативная память» 20
2.1.3 Сложные аналогии (исследование абстрактного мышления) 20
2.2 Проведение эксперимента и анализ результатов 22
Заключение 26
Список литературы 27
Приложение №1 29




ВВЕДЕНИЕ:



Введение

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, – писал С.Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [6].
Память является одним из наиболее и интересных и загадочных свойств живого организма. Любое проявление прошлого и будущего в настоящем связывают с памятью. Это самое широкое (философское) понимание памяти – влияние прошлого на настоящее (мое знание, навыки, знание о себе и самоопределение) и будущее (прогнозирование, основанное на заранее построенном плане на прошлых знаниях).
В основе мнемонического процесса лежит как бы замена как вербальная замена воспринятого материала, а процесс запоминания является результатом его осмысления, т.е. если слово не название, а понятие, содержащее в себе связанную с предметом существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным.
Сохранение и запоминание как мнемические процессы имеют свои особенности. Многие случаи забывания, связанные с долговременной памятью, объясняются не столько тем, что воспроизводимый материал не был, как следует запомнен, сколько тем, что при воспоминании к нему был затруднен доступ. Плохая память человека может быть больше связана с трудностями припоминания, чем запоминания как такового. Попытки что-либо вспомнить, извлечь это в нужный момент из долговременной памяти, где обычно хранится колоссальное количество информации, аналогичны поискам небольшой книги в огромной библиотеке или цитаты в собрании сочинений, насчитывающем десятки томов. Неудача в отыскании книги щи цитаты в данном случае может оказаться связанной не с тем, что их вовсе нет в соответствующих хранилищах, а с тем, что мы, быть может, ищем их не там, где нужно, и не так, как требуется.
Если двум группам людей предложить запомнить одинаковый список слов, которые можно сгруппировать по смыслу, и если, кроме того, обе группы людей снабдить разными обобщающими словами-стимулами, с помощью которых можно облегчить припоминание, то окажется, что каждая из них в состоянии будет вспомнить больше именно тех слов, которые связаны с предложенными ей словами-стимулами.
Чем богаче и разнообразнее подобные средства, которыми располагаем человек для запоминания, чем более просты и доступны они для него в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание. Два фактора, кроме того, повышают вероятность успешного припоминания:
• правильная организация запоминаемой информации;
• обеспечение при ее воспроизведении таких психологических условий, которые идентичны тем, в которых происходило запоминание соответствующего материала.
Чем больше умственных усилий прилагается к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается. Один из эффективных способов структурирования запоминания – это придание запоминаемому материалу структуры типа «дерево». Такие структуры широко распространены везде, где необходимо кратко и компактно представить большой объем информации.
Организация запоминаемого материала подобного рода структуры способствует его лучшему воспроизведению потому, что значительно облегчает последующий поиск необходимой информации в «кладовых» долговременной памяти, а этот поиск требует системы продуманных, экономичных действий, наверняка ведущих к нужному результату. При предварительной структурной организации запоминаемого материала вместе с ним в долговременную память закладывается и сама схема, с помощью которой материал был организован. При его воспроизведении мы можем воспользоваться этой схемой как готовой. В противном случае ее бы пришлось создавать и конструировать заново, так как воспоминание также происходит по схемам.
Актуальность работы заключается в том, что в современной психологии используют общепринятое определение и рассматривают память как совокупность процессов «заучивания, хранения и воспроизведения» [10]. С практической точки зрения представление о памяти зависит от принимаемой концепции (образование и всплывание ассоциаций, формирование схемы и реконструкция своего опыта, процессы переработки информации включающие кодирование, хранение и извлечение).
Как видим память многоаспектная, следовательно проблемность работы проявляется в определение правильного теоретического подхода к различных видов памяти.
Целью данного исследования является анализ и сравнение основных представлений о видах памяти и их особенностях и взаимосвязи.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи: во-первых, рассмотрены теоретические аспекты видов памяти, во-вторых, проведено эмпирическое исследование.
Гипотеза исследования: У людей с хорошей памятью, результаты мыслительных процессов более высокие.



Глава 1. Теоретическая характеристика памяти и ее видов

1.1. Подходы к типологии памяти

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала к анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти:
Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.
Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5-9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.
Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).
В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выде




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список литературы


1. Аткинсон Р., Шифрин Р. Управление кратковременной памятью. Человеческая память: система памяти и процессы управления. в сборнике: Психология памяти // под ред. Гиппенрейтера Ю.Б., Романова В.Я. – М.: ЧеРо, 2000
2. Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти. в сборнике: Психология памяти // под ред. Гиппенрейтера Ю.Б., Романова В.Я. – М.: ЧеРо, 2000
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Память. Хрестоматия. М.,2002
4. Джеймс У. Память. в сборнике: Психология памяти // под ред. Гиппенрейтера Ю.Б., Романова В.Я. – М.: ЧеРо, 2000
5. Зейгарик Б.В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти – М.: Педагогика, 1979
6. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти – М.: Педагогика, 1979
7. Немов Р.С. Психология. М.: Владос, 1995
8. Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. М., 1988
9. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. М., 2000. 448 с.
10. Общая психология / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред. А. В. Петровского. 3-е изд., перераб. доп. М., 1986
11. Познавательная активность в системе процессов памяти. М., 1989. 86 с.
12. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990. 215 с.
13. Практические занятия по психологии. Под. Ред. Проф. А. В. Петровского. Сост. Н. Б. Берхин и С. Ф. Спичак. М., 1972. 167 с.
14. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. 1990. 494 с.
15. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. М.: Изд-во МГУ, 1986.
16. Развитие памяти. Рига, 1991. 119 с.
17. Развитие творческой активности школьников. М., 1991
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – СПб., Питер, 2004, – т.1
19. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание. в сборнике: Психология памяти // под ред. Гиппенрейтера Ю.Б., Романова В.Я. – М.: ЧеРо, 2000
20. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. 3-е изд., М., 1999
21. Ушинский К.Д. Педагогическая антропо¬логия. - Т. 1. //Ушинский К. Д. Избран¬ные педагогические труды. - Т. II. - М.: 1954.
22. Фрейд З. Забывание иностранных слов. в сборнике: Психология памяти // под ред. Гиппенрейтера Ю.Б., Романова В.Я. – М.: ЧеРо, 2000
23. Фрейд З. Сознательное и бессознательное – СПб.: Питер, 2001
24. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991. 362 с.
25. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991, 288 с.
26. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М.,1979
27. Эббингауз Г. Смена душевных образований. в сборнике: Психология памяти // под ред. Гиппенрейтера Ю.Б., Романова В.Я. – М.: ЧеРо, 2000
28. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994. 380 с.
29. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989, 458
30. Эльконин Д. Б. Психологические условия развивающего обучения // Обучение и развитие младших школьников. М., 1970

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru