Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
От человека разумного до человека духовного ID работы - 600834 психология (курсовая работа) количество страниц - 33 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1.Эволюция природы человека 5 1.1.Структура природы человека 5 1.2.Природа человека и смысл его жизни 8 2. Формирование мировоззрения и смысл жизни человека при переходе от разумного к духовному. 14 3.Исследования разумного и духовного начал в человеке в работах русских психологов и философов 20 Заключение 29 Список литературы 32 ВВЕДЕНИЕ: Введение Разум возник в результате эволюции животного мира в направлении цефализации и психогенеза... С появлением человека началась "гоминизация" природы (психозой), ...когда в живом веществе инстинкт впервые увидел себя в собственном зеркале. Психогенез привел нас к человеку. Теперь психогенез стушевывается, он сменяется и поглощается более высокой функцией - сначала зарождением, затем последующим развитием духа - ноогенезом. Пьер Тейяр де Шарден Актуальность исследования Повышенный интерес, который проявляется в последнее время к общечеловеческим проблемам, ценностям, интересам, вполне естественен и закономерен.Что это конкретно означает? Прежде всего то, что человек развивается и изменяется в процессе онтогенеза и филогенеза, в ходе истории, вместе с обществом. Ответ на вопрос о развитии человека от разумного к духовному требует соотнесения с более широкой темой - темой человека и его сущности. О необходимости обращения к этому уровню ясно говорил С.Л.Рубинштейн: за проблемой психического "закономерно, необходимо встает другая, как исходная и более фундаментальная - о месте... не сознания только как такового во взаимосвязи явлений материального мира, а о месте человека в мире, в жизни". Рассуждения, восходящие к этому уровню, относятся по преимуществу к философско-психологическим, или философской психологии (термин Г.И.Челпанова), поскольку затрагивают область, пограничную между философией и психологией, куда могут быть сведены, стянуты нити отдельных психологических исследований и воззрений, где они могут быть отражены в своем единстве, откуда мы можем обозреть, воспринять психологию как единое целое, проникнуть в ее общий смысл и назначение. Здесь, однако, возникает серьезная трудность: ведь даже если психолог и согласится с таким представлением, как ему реально применить его, иначе говоря, как от области предельных абстракций и положений перейти к уровню психологического понимания, к реально осязаемым, образным представлениям о сущностных характеристиках человека в мире. Следует признать, что в отечественной психологии подобный переход, философско-психологическое развертывание представлений о человеческой сущности в достаточной полноте даны только у С.Л.Рубинштейна в его последней, полностью уже посмертно (в 1973 г.) опубликованной работе "Человек и мир", хотя отдельные замечательные размышления на эту тему, разумеется, есть и в сочинениях Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, П.Я.Гальперина и других классиков отечественной психологии. Цель работы: Рассмотреть эволюцию психики человека от разумного к духовному. Действительно ли произошло такое изменение и каковы его масштабы? Задачи работы: 1. Рассмотреть формирование и эволюцию природы человека, ее структуру и смысл жизни; 2. Проанализировать формирование мировоззрения и смысл жизни человека при переходе от разумного к духовному; 3. Провести исследование разумного и духовного начал в человеке в работах русских психологов и философов. 1.Эволюция природы человека 1.1.Структура природы человека В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: Природа биологическая, Природа социальная и Природа духовная. Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. В 1974 году английский профессор Лики обнаружил в Эфиопии остатки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад. От этого далёкого предка происходят современные гоминиды: человекообразные обезьяны и люди. В снятом виде возрастающая линия эволюции человека прошла, возвышаясь, такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) - синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) - неандерталец (100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) - человек современный (20 тыс. лет тому назад). При этом надо учитывать, что наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже ... охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом - съедал своего ближайшего сородича, предка. За показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1.Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. Брюссель, 1978. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 3. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. Психологическое исследование. М.: Знание, 1985. 4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 5. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопр. психол. 1990. N 6. С. 9 - 17. 6. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Роспедагентство, 1994. 7. Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задача // Вопр. психол. 1995. N 2. С. 19 - 30. 8. Ганнушкин П.Б. Избр. тр. М.: Медицина, 1964. 9. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во МГУ, 1980. 10. Зинченко В.П. Возможна ли поэтическая антропология? М.: Изд-во Российского открыт. ун-та, 1994. 11. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 12. Зов бытия: Философско-психологический семинар (Памяти Г.И.Челпанова) // Человек. 1996. N 2. С. 41-48; N 3. С. 78 - 99. 13. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. М.: Прибой, 1923. 14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1968. 15. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. 16. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Изд-во МГУ, 1968. 17. Начала христианской психологии / Отв. ред. Б.С.Братусь. М.: Наука, 1995. 18. Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. 19. Несмелов В.Н. Наука о человеке. Казань, 1994. 20. Петровский А.В., М.М. Бахтин, Ф.М. Достоевский: психология вчера и сегодня // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1985. N 3. С. 56 - 58. 21. Психология и новые идеалы научности (материалы "круглого стола") // Вопр. философ. 1993. N 5. С. 3 - 42. 22. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. 23. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 24. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В.Шорохова. М.: Педагогика, 1973. 25. Солженицын А.И. По минуте в день. М.: Аргументы и факты, 1995. 26. Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993. 27. Челпанов Г.И. Сборник статей (психология и школа). М.: Изд-во И.Н.Кушнарева, 1912. 28. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 29. Шрейдер И.А. Лекции по этике. М.: Мирос, 1994. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru