Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Особенности эмоциональной сферы у подростков при разных стилях воспитания ID работы - 606625 психология (дипломная работа) количество страниц - 78 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Влияние семейного воспитания на развитие эмоциональной сферы подростка 6 1.1 Личностное развитие подростка в подростковом возрасте 6 1.2 Семья и семейное воспитание в жизни подростка 11 1.3. Стили семейного воспитания и особенности коррекции семейных взаимоотношений. 23 2. Практическое исследование взаимосвязи эмоциональной сферы подростков и семейного воспитания 30 2.1 Цель, задачи и описание методик эксперимента 30 2.2. Описание методик эксперимента по выявлению стиля семейного воспитания 31 2.2.1 Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин) 31 2.2.2 Тест «Подростки о родителях» 38 2.2.3 Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) 51 2.3 Проведение эксперимента по выявлению стиля семейного воспитания 54 2.4 Описание выборки и методики для проведения эксперимента по анализу эмоциональной сферы подростков (по В.В. Бойко) 62 2.5. Обработка результатов экспериментов по выявлению особенностей эмоциональной сферы подростков и интерпретация данных 68 Заключение 73 Список литературы 77 ВВЕДЕНИЕ: Введение Проблематика психологического возраста является одной из наиболее активно разрабатываемых областей психологической науки. В целом, данные изыскания начал Л.С. Выготский [7]. Он писал о том, что психологический возраст характеризуется особенностями преимущественной деятельности, несущей решающую личностнообразующую нагрузку, принципиально новыми образованиями развивающей личности и специфической для каждого возрастного этапа социальной ситуацией развития, раскрывающей и отражающей своеобразие относительно стабильного положения индивида в социуме, т.е. определённую уникальную степень сбалансированности двух взаимосвязанных позиций – «Я – в обществе» и «Я и общество». В подростковом возрасте отношения с родителя¬ми переходят на качественно новый этап. Специфи¬ка взаимоотношений «семья—подросток» обусловле¬на в первую очередь задачами формирования и осо¬знания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подро¬стка одновременно сосуществуют два типа потребно¬стей: потребности в автономии, уважении, самоопре¬делении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы». «Нет практически ни одного социального или пси¬хологического аспекта поведения подростков или юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом» [14, с.107]. Актуальность исследования обусловлена той ролью которой семья занимает в жизни подростка. Семья – это важнейший институт социализации, первый социальный мир ребенка, в котором он полу¬чает опыт социального взаимодействия, овладевает навыками поведения и межличностного общения. Семья на протяжении длительного времени игра¬ет одну из определяющих ролей в формировании лич¬ности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои спе¬цифические особенности. Проблема представленная в качестве объекта изучения следствием ситуации в которую попадает подросток. С одной стороны, учителя в школах, родители, пенсионеры и другие взрослые люди жалуются на разнузданность, агрессивность, сексуальную распущенность, девиантность поведения подростков и молодых людей. Их обвиняют в непослушании взрослым, в инфантильности, в неумении и нежелании искать свое место в обществе, в аполитичности… Но, с другой стороны, сами подростки и старшеклассники часто испытывают неуверенность, одиночество, тревогу, они дезориентированы в огромном потоке требований и ценностей, исходящем из средств массовой информации и от каждого взрослого в отдельности, а старые идеалы родителей не подходят для современной жизни, подросток ищет, на что бы опереться, как проявить себя. Новизна исследования определяется принципиально новым подходом согласно которому роль родителей в развитии подростка находится на более высоком качественном уровне, ведь только они хорошо знают своего ребенка, способны выслушать и понять его, дать нужный совет. Однако, в жизни мы сталкиваемся с вечным конфликтом «отцов и детей», и взрослеющий человек, не найдя понимания в семье, идет на улицу – к преступлениям, наркотикам, беспорядочной половой жизни, насилию. Цель исследования выявить взаимосвязь между стилями семейного воспитания и эмоциональной сферой подростка. Объект исследования – особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте. Предмет исследования – связь стиля семейного воспитания с эмоциональной сферой подростка. Гипотеза исследования: в семьях с крайними проявлениями семейного воспитания (гиперопека и попустительский стиль воспитания) наблюдается повышенный уровень тревожности и фрустированности. Кроме того, в семьях с гиперопекой у подростков наблюдаются повышенный уровень ригидности, а с попустительский стилем воспитания высокий уровень агрессивности. Эмпирическая база исследования: 38 подростков учащиеся 10 класса средней школы и их родители. Задачи исследования: • анализ психологической литературы по проблеме личностного развития подростков; • изучение влияния семейного воспитания на развитие эмоциональной сферы подростка; • анализ личностного развитие подростка в старшем школьном возрасте; • изучение характеристик стилей семейного воспитания и особенности коррекции семейных взаимоотношений; • побор адекватных методов исследования и их обоснование; • проведение экспериментального исследования типа семейного воспитания и самооценки психических состояний подростков; • обработка результатов исследования; • интерпретации результатов эксперимента; • проверка гипотезы эксперимента; • подготовка выводов по теоретической и экспериментальной частям исследования. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Акопов Г.В., Бычкова Н.Л. Исследование динамики смысло-жизненных ориентаций – М., МГУ, 2001 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания – М.: изд-во Московский Психолого-Социальный Институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 1999 3. Бреева Е.Б. Ребёнок в обществе. М.,2001 4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание – М.: ЭКМО-ПРЕСС, 2001 5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Институт практической психологии, Воронеж: МЕДОК, 1998 6. Волков Б.С. Психология подростка. М., 2002. 7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – М.: Педагогика-пресс, 1997 8. Гарбузов В.И. , Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. М.: Медицина, 1977 9. Гинзбург Р.М. Психологическое содержание жизненного поля деятельности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. – 1995. – №3 10. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С., Творчество и преодоление стереотипов – СПб.: Дидактика – Плюс, 1994 11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе – М.: НПО «Образование», 1996 12. Кваде В., Трусов В.П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка // Вопросы психологии. 1980. №3 13. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие – М., 1991. 14. Кон И.С. Психология старшеклассника – М.: Просвещение,1982 15. Крайг Г. Психология развития – СПб.: Питер, 2000 16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. - Москва, 2001 17. Куницина В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя // в хрестоматии «Психология личности в трудах отечественных психологов» // ред.-состав. Куликова Л.В. – СПб.: Питер, 2001 18. Маслоу А. Мотивация и личность – СПб.: Питер, 1999 19. Массен П., Конджер Д., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребенка. // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю.И. – Москва, 1997 20. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. Диагностико-коррекционный аспект. Москва – Воронеж, МПСУ, 2000 21. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 1998 22. Петровский А.П. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентаций в обыденном сознании – М., 2003 23. Практическая психология образования // под ред. Дубровина И.В. – М.: Академия, 1997 24. Прихожан А.М. Развитие эмоциональной стороны самовоспитания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту – М.: Психология т педагогика, 1987 25. Психология подростка. Полное руководство // под ред. Реана А.А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002 26. Психология развития // Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: ИНФРА-М, 2001 27. Психология современного подростка // под ред. Фильдштейна Д.И. – М.: Просвещение, 1987 28. Психология человека от рождения до смерти // под ред. Реана А.А. – СПб.: Питер, 2002 29. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб: Питер, 2000 30. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности – СПб.: Питер, 2001 31. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности – М.: Мир, 1994 32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1998 33. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.,1992 34. Словарь психолога-практика // Сост. С. Ю. Головин.– 2-е изд., перераб. и доп.– Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001 35. Франкл В. Человек в поиске смысла – СПб.: Питер, 2000 36. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. М., 2003 37. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи – СПб, 2002 38. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – Москва – Воронеж, 1997 39. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,1996 Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru