www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ТРЕХПОКОЛЕННОЙ СЕМЬЕ


ID работы - 754128
психология (дипломная работа)
количество страниц - 91
год сдачи - 2007



СОДЕРЖАНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 7
1.1. Народная педагогика как основа домашнего воспитания детей
1.2. Влияние семейных взаимоотношений на воспитание ребенка………. 14
1.3. Особенности воспитания ребенка в трехпоколенной семье………… 22

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ТРЕХПОКОЛЕННОЙ СЕМЬЕ

2.1. Изучение семейных взаимоотношений в трехпоколенной семье……………………………………………………... 31
2.2. Формирование положительных взаимоотношений в экспериментальных семьях 42
2.3. Методические рекомендации родителям…................................45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68





ВВЕДЕНИЕ:



Актуальность работы. В настоящее время проблема семьи и ее роли в воспроизводстве, в воспитании новых поколений приобрела особую актуальность. Ведь в наше прогрессивное, беспокойное деятельное время в суете порой забывается ребенок. Теряется общение с ним, его воспитание и развитие. Ведь самым важным в процессе становления личности ребенка является его взаимоотношения с матерью, с бабушкой. Каждый ребенок остро нуждается в контакте и в душевном и духовном общении с матерью и с бабушкой. Ведь правильное общение - есть основа хорошего настроения, путь к психологическому здоровью, творческой деятельности.
Семья является непосредственным объектом и субъектом комплексной государственной политики и заслуживает особого внимания, защиты государства. На основе "Концепции государственной семейной политики в России" была разработана программа "Дети Республики Саха". В "Концепции семейной политики в РС (Я)" речь идет о месте и роли семьи в новых исторических условиях становления отношений между людьми, между личностью и государством.
Говоря о семейном воспитании, следует в первую очередь отметить его непрерывность, продолжительность, разносторонность. Действительно, человек связан с семьей и подвергается ее воздействию - в разных формах и с разной интенсивностью - со дня рождения до конца своей жизни. Специфичность объективного воздействия семьи на ребенка определяет и своеобразие процесса семейного воспитания как осознанной, целенаправленной педагогической деятельности родителей.
Суть ее составляют тесная связь с жизненным укладом семьи, громадная роль личного примера и авторитета родителей, эмоциональность взаимоотношений воспитателей и воспитуемых. Преимущества, которыми в отличие от воспитателей обладают родители, заключаются в том, что последние имеют гораздо большие возможности для индивидуального подхода к ребенку, учета его возрастных и личностных особенностей, постепенного приобщения к трудовой деятельности.
Любовь и привязанность родных к своим детям и ответное чувство детей, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность - независимые воспитательные факторы. Успешное нравственное развитие и всестороннее воспитание детей может быть обеспечено только при создании родителями благоприятных условий для формирования личности и их активном участии в воспитательном процессе. Все это зависит в первую очередь от педагогически правильных взаимоотношений в семье.
В процессе непосредственного живого общения взрослые имеют возможность оказывать воспитательное воздействие на ребенка личным примером, убеждающим словом, а порой даже молчанием. Общение позволяет им поддерживать духовную близость с детьми, познать их внутренний мир, выяснить, чем они живут, к чему стремятся.
Связь поколений начинается с родного порога, с почитания родителей, то есть семьи. Семья - священное место воспитания, родители - естественные первые воспитатели. Но наряду с ними существуют и безымянные народные воспитатели - бабушки, дедушки, местные старожилы, уважаемые люди, старшие братья, сестры и близкие родственники.
Проблема взаимоотношений матери, ребенка, бабушки и дедушки - как средства воспитания детей остро ощущается в наши дни, когда объективно возрастает роль семьи во всестороннем развитии личности. Семья представляет собой не только родной очаг, круг близких друзей, но она также связывает каждого человека с традициями народа, его нравственным и культурным наследием, богатым воспитательным опытом.
Актуальность данной темы обусловлена также социальными
запросами совершенствования подрастающего поколения, неудовлетворительным пониманием кровного родства, разрывами между поколениями и недостаточным использованием достижений народной педагогики в практике семейного воспитания.
Объектом нашего исследования является процесс воспитания детей в трехпоколенной семье.
Предметом исследования - организационно-педагогические условия формирования положительных взаимоотношений в 3-х поколенной семье.
Цель исследования: изучить теоретические основы семейной педагогики и особенности формирования положительных взаимоотношений в 3-х поколенной семье.
Методы исследования: анкетирование, опрос, беседа, беседа-интервью, тесты, консультации, круглый стол с родителями.
Гипотеза: формирование положительных взаимоотношений в трехпоколенной семье будет наиболее эффективным, если:
- педагоги ДОУ будут владеть методами и приемами повышения педагогического потенциала родителей на основе современных достижений науки и методики воспитания детей дошкольного возраста;
- взаимодействие взрослых с детьми способствует обогащению духовно-нравственных качеств личности ребенка;
- воспитание основывается на обычаях и традиции народа.
В связи с эти поставлены следующие задачи:
- изучить педагогическую литературу по данной проблеме;
- раскрыть особенности взаимоотношений в трехпоколенной семье;
- выявить пути и условия формирования положительных
взаимоотношений в трехпоколенной семье;
Методологической основой исследования являются труды АС. Макаренко, К.Д. Ушинского, теоретические положения об единстве общественного и национального в этнопедагогике, о сущности традиций и обычаев якутского народа в семейном воспитании В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова, Б.Н. Попова, А.А. Григорьевой, М.М. Прокопьевой, Г.С. Поповой, Н.Д. Неустроева, И.С. Портнягина, К.С. Чиряева, К.Д. Уткина.
Практическая значимость дипломной работы заключается в разработке методических рекомендаций для родителей по данной проблеме.
База исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась в десяти 3-х поколенных семьях в дошкольном образовательном учреждении № 89 "Парус" г. Якутска РС (Я).
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендации, списка использованной литературы и приложений.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. Якутск: Ситим,1995.- 187с. 2. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск: Якутское книжное издательство, 1979. -184с. 3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1982.- 238с. 4. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родит6елями; зачем? Как? - М., АПО, 1993.- 265с. 5. Бардин С.М. Этика взаимных отношений. - М., 1972.- 64с. 6. Белякова А.М., Ворожейкин Е.М. Советское семейное право. - М., 1974.- 374с. 7. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пединститутов / Ю.К.Бабанский, В.И.Журавлев, В.К.Розов и др.; Под ред. В.И.Журавлева. - М.: Просвещение, 1988. -239с. 8. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. -168 с. 9. Воронцов Д.Д. Страна детства. М.,Знание, 1986. - 96с. 10. Воспитателю о работе с семьей / Л.В. Зачик, Г.А.Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989 - 192с. 11. Ворожейкин Е.М. Молодым супругам о браке и семье, правах и обязанностях. - М., 1975.- 183с. 12. Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ. Санкт-Петербург, ТОО ТК "Петрополис", 1998. -272с. 13. Григорьева А.А., Прокопьева М.М. Семейная педагогика. - Якутск, 1998. - 38с. 14. Дошкольное воспитание №10, 1999. 15. Дубрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? - М.: Знание, 1985. - 80с. - (Нар. ун-т. Пед.фак.; №10). 16. Дуброва В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада и семьи. Учебн. пособие. - М., 1997. - 85с. 17. Дружинин В.Н. Психология семьи - М., 1994. - 213с. 18. Джайнотт Х.Ж. Родители и дети. Пер. с англ. И.Ю.Истратовой - М.: Знание, 1986, - (Нар.ун-т. Пед.фак; №4). - 96с. 19. Домашнее воспитание. №3, 2001. 20. Диалоги о воспитании / Под ред. В.Н. Столетова. - М., 1985. - 222с. 21. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и дошкольное воспитание. Учеб. пос. - М.: Знание, 1998. - 115с. 22. Ковалева Л.Е. Микроклимат семьи - М.: Знание, 1979. - 96с. -(Нар.ун-т. Пед.фак.; №6). 23. Коломинский Я.Л. Психология общения. - М.: 3нание, 1974. - (Нар.ун-т. Пед.фак. №4) - 96с. 24. Коломинский Я.Л. Беседы о тайнах психики. - М., 1976. - 65с. 25. Кон-Калик В.А. Семейная педагогика - Грозный, 1987. - 74с. 26. Крупина И.В. Основы семейного воспитания. Педагогика. 2-е изд. - М., 1996. - С.436-450. 27.Макаренко А.С. О воспитании в семье. - М., 1983. - 356с. 28. Макаренко А.С. Лекции для родителей. - М., 1984. - 415с. 29. Мы и наша семья - /под ред. Зацепин В., Цимбалюк В. - М., 1983. - 164с. 30. Неустроев Н.Д. Этопедагогака народов Севера: Учебное пособие по спецкурсу для подготовки учителей школ коренных народов Севера -Якутск: ИПКРО, 1999. -140с. 31.Оконешникова А.П. Этнопедагогические особенности народов в воспитании детей. - Пермь, 1996. - 85с. 32. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М., 1990. - 34с. 33. Овчарова Р.В. Сто маленьких уроков в большой семейной академии. - Архангельск, 1992. - 129с. 34. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание, 1981. - 96с. - (Нар.ун-т. Пед.фак.; №6). 35. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее - Якутск, 1993. - 53с. 36. Попов Б.Н. Изменение семьи народов Якутии - Якутск, 1994. - 32с. 37. Попова Г.С. Воспитание детей у народа саха - Якутск: Бичик, 1998. - 80с. 38. Портнягин И.С. Кут-сюр как форма обучения и подготовки будущих учителей по национальной культуре: Учебное пособие. - Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 1995.-25с. 39. Портнягин И.С. Этнопедагогика: школа и "кут-сюр" о воспитании. Учебное пособие. Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 1997. -64с. 40. Портнягин И.С. Этнопедагогика "кут-сюр": педагогическое воззрение народа саха. М.: Academia, 1998. -184с. 41. Портнягин И.С. Этнопедагогическое учение - айыы. Школа кут-сюр. Учеб.пособие. - Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 1994. -70с. 42. Прокопьева М.М. Программа курса "Семейная педагогика" - Якутск, 1998. - 20с. 43. Прокопьева М.М. Основы самоорганизации семьи. /Якут, гос.ун-т им. М.К.Аммосова - Якутск: Бичик, 2000. -112с. 44. Прокопьева М.М. Работа с родителями в ДОУ - Якутск, 2002. - 34с. 45. Прокопьева М.М. Родители и дети - Якутск, 2003. - 18с. 46. Прокопьева М.М. Семья как самоорганизующаяся социально-педагогическая система. - М.: Изд-во РАО, 2002. - 82с. 47. Прокопьева М.М. Семейная педагогика. Учеб. пособие ОИРО - Якутск, 2001. - 32с. 48. Психологическая служба в школе: Методы изучения семьи - Якутск: Изд-во ИСКРО, 1995. -№5. - 64с. 49. Семенова А.Д. Лекции по этнопедагогике: Учебное пособие - Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 1997. -80с. 50. Серошевский В.Л. Якуты. - М., 1993. - 534с. 51. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - Новосибирск, 1985. - 213с. 52. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. - 2-е изд. - М.: Дет.лит., 1989. -367с. 53. Спицын Н.П. Хроника семейного общения. - М.: Знание, 1987. - 96c. -(Нар. ун-т. Пед.фак.; №6) 54. Субботский Е.В. Как рождается личность. - М.: Знание, 1978. (Нар.ун-т.пед.фак.; №12) - 96с. 55. Тимофеева Р.Е. Организация и методика педагогических исследований. - Якутск: Изд-во ИСКРО, 1993. -24с. 56. Уткин К.Д. Культура народа Саха: этнофилософский аспект. - Якутск: Бичик, 1998. -368с. 57. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: "Просвещение", 1968. -560с. 58. Харчев А.Г. Нравственность и семья. - М., 1981. - 73с. 59. Чиряев К.С, Васильева Ф.А. Норуот педагогикатын дьарыктарын хайысхалара. - Opohy, 1997.- 49с. 60. Чиряев К.С. О5ону дьиэ-кэргэннэ иитии. - Дьокуускай, 1973. - 42с. 61. Чиряев К.С. Ыал ымыыта - ыччакка. - Дьокуускай, 1981. - 23с. 62. Чиряев К.С., Васильева Ф.А. Норуот педагогикатын ыллыктарынан. - Дьокуускай, 1995. - 21с. 63. Шадрина А.А. Якутские народные игры. - Якутск, 1990. - 36с. 64. Этика и психология семейной жизни / Сборник научных трудов. - М.: Просвещение, 2001. - 183с. 65. Этика и психология семейной жизни / Под ред. И.В. Гребенникова. - М., 1984. - 104с. 66. Яковлева А.Н. Семья и вопросы воспитания детей: Учебное пособие. - Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 1997. - 48с.
Цена: 3750.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru